menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

25 декабря 2020 г.

Концерт «Четвертое измерение» в Московском Планетарии — фоторепортаж от Игоря Колесникова — часть 1

Концерт «Четвертое измерение» в Московском Планетарии — фоторепортаж от Игоря Колесникова — часть 1

Друзья, обещал показать фотокарточки с концерта «Четвертое измерение», заплутавшие в одном из них, еще вчера. Но вчера не получилось. Поэтому — только сегодня вечером начал их просматривать на предмет — лучше/хуже. На фоне 7-ми лет ожидания, один день — ерунда.

Более того, я решил, что лучше будет публиковать их поэтапно, а не вываливать всю огромную кучу - куча и правда внушительна.

Поэтому сегодня только предконцертная — ожидательно-репетиционная часть.

33 фотокарточки от Игоря Колесникова

Будет не лишним что-нибудь рассказать о самом концерте.

Кто из Вас немного вовлечен в музыкальную жизнь — может быть даже не сам музыкант, но с представлением о том, как делаются концерты, будут немало удивлены некоторыми подробностями.

Московский Планетарий — не есть концертный зал. И дело не в его акустике или архитектурных особенностях. Он не является концертным залом на логистическом уровне. На этом уровне Планетарий ближе к кинотеатру. Заряжается кинолента, или загружается файл. Люди рассаживаются в кресла и смотрят кино - про космос и звезды.

Технически это не очень похоже на кино — экран во все небо — к кинотеатрах такого нет. Киноленты тоже нет — её давно уже нигде нет, хотя в 80-х и 90-х года[ в Московском Планетарии она еще использовалась (наряду с перфолентой). Теперь все цифровое... нет, не все. Главный бриллиант Московского Планетария — он в оправе всего остального — уникальный звездный проектор Universarium M9 — он дает физическую проекцию звездного неба на купол, а не какие-нибудь там пиксели, которое наше сознание соглашается принимать за звезды. Но даже он следует заранее записанной программе, и тоже отрабатывает сценарий некоторого кинофильма. Вместе с этим в записи идет голос и многие другие составляющие лекционных программ.

Живьем в Планетарии работают только экскурсоводы, билетеры и охранники. Все остальное — скрипты и автоматика.

А концерт — он в большей степени живой — как минимум живой своей музыкальной частью. И даже заранее заготовленный видео-контент надо запускать в реальном времени синхронно с началом каждой композиции, а в случае чего, компенсировать рассинхронизацию в процессе исполнения.

Для нормального концерта требуются репетиции. Много.

Кроме того, живой звук на концерте требует настройки — длительной и кропотливой — это не исполнение самой музыки, но без отстроенного звука никакое исполнение не будет иметь смысла — слушатели ровным счетом ничего не поймут. особенно это важно в помещениях с купольной акустикой. Купол всегда дает значительные отражения и звук отстроить в Планетарии очень сложно.

И вот представьте себе, что В Планетарии практически нет шанса отрепетировать программы, потому что сеансы идут один за одним. И перед концертом у музыкантов есть лишь 30-40 минут, чтобы просто все включить.

Конечно, мы репетировали пару раз — в предыдущие ночи — по окончании самого последнего сеанса. И уходили пешком домой в предрассветный час. Но этого было катастрофически недостаточно.

Отстроить звук было особенно сложно при таком дефиците времени.

Звук имел особенное значение еще и потому, что одной из главных особенностей концерты была квадрофония — четырех-канальный звук.

Мы привыкли к стерео-звуку — перед нами чаще всего две колонки - какие-то звуки доносятся из правой, какие-то из левой. некоторые звуки в песне посередине — голос, например, или главная мелодия. Но эхо от того и другого может возникать то в правом, то в левом канале, создавая дополнительный объем.

Это я очень условно описываю.

А вот представьте теперь, что позади вас есть еще две колонки — тоже правая и левая, но не фронтальные, а тыловые. И в них свой набор звуков — не повторяющий то, что звучит их колонок спереди. Но партитурно связанный. Мелодии перекликаются то впереди, то сзади Вас. Какие-то пульсирующие партии поочередно "вспыхивают" из всех четырех направлений.

Отстроить и выверить все это было колоссальной, очень сложной задачей. И нам на это вместе с запуском всего нашего электронного сетапа было выделено лишь полчаса.

На этих фотографиях как раз и запечатлен этот процесс. перед ним ожидание окончания сеанса, который предшествовал концерту, и совершенно мозгокрушительный процесс отстройки квадро-баланса.

Разыграться, разогреть руки перед концертом мы совершенно не успели. Но, судя по микрофонной записи, которая есть на сайте NR, сыграли очень даже хорошо.

Конечно, мы репетировали много, очень много. Но — вне Планетария. Но все наши домашние или студийные репетиции вряд ли могли сравниться с генеральной репетицией перед самим концертом, которую имеют большинство музыкантов на канонически организованных концертных площадках.

Вместе с этим стоит признать, что несмотря на все эти сложности, Московский Планетарий продолжает оставаться уникальным и единственным местом в России, где можно было бы сделать технологически подобное фантастические шоу. И в я готов в будущем принимать все связанные с этим логистические сложности, и продолжать движение в этом направлении.

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий