Для кого-то цифра “3” счастливая. У меня гораздо более удачливые цифры “1” или “2”. Особенно “2”.
Тройка у меня часто бывает сложная. Наверное, для меня она связана с преодолением, причем даже не каких-то внешних проблем, а внутренних зажатостей и ограничений.
Несколько примеров
- в первом и втором классе я хорошо учился. А в третьем чуть из школы не выгнали :-)
- первый марафон пробежал легко, второй еще лучше — этот личный рекорд держался несколько лет. А на третьем чуть не помер от теплового удара.
- третий мой поход из Научного в Ялту тоже оказался самым тяжелым
Ближе к музыке
Я не случайно перед выходом альбома «Межзвёздная миссия» выкатил в соцсетях странный список. Мои слушатели еще не знали, о чем идет речь, но в списке была одновременно и загадка, и отгадка.
Вот он:
- NR-0901 «Алые паруса»
- NR-0902 «Звёздный треугольник»
- ... ???
- NR-0904 «Жизнь или Любовь»
- NR-0905 «В краю надежд и испытаний»
- NR-0906 «Звёздный мост»
- NR-0907 «Старгейзер»
- NR-0908 «Звёздная река»
- NR-0909 «Звёздный лабиринт»
Это список моих альбомов (некоторой их серии) и третий пункт пустует. Под этим номером в каталоге NEANE Records никогда ничего не было.
Можете себе представить? Я как-то перепрыгнул через цифру “3”! Почему? Я сам не могу этого понять.
Это не единичный случай в моем творчестве.
Вот еще один:
- NR-0101 «Млечный Путь»
- NR-0102 «Посвящается экипажу Челленджера»
- ... ???
- NR-0104 «Мы продолжаем поиск»
- NR-0105 «Северный ветер»
Какого альбома тут не хватает? — правильно! — «Родился я не на Земле» — тоже под номеров три в этой цепочке моих ранних — еще планетарских — сочинений. «Млечный Путь» вышел в 1997-м году, Альбом про Челленджер — в 1998-м году. «Родился я не на Земле» должен был бы выйти в 1999-м. Но вместо него вышел следующий — «Мы продолжаем поиск», а «Родился я не на Земле» вышел только в 2008-м году!
А за 10 лет до этого уже были напечатаны обложки для кассет — 1000 штук — все пришлось потом выкинуть — альбома-то нет. А потом уже и кассет нет.
Вот примерно то же самое с альбомом «Межзвёздная миссия». Я создал эту концертную программу на стыке 2006-го и 2007-го. Но по каким-то причинам я довёл её до альбомного состояния. Сейчас может показаться, что — и правильно. Сейчас-то вон-оно как вышло. А тогда так не срослось бы. Но ведь мелодии проболтались неприкаянными долгих 14 лет, прежде чем я сам понял, как их нужно сложить — будто это пазл.
Было несколько попыток объединить их в альбом. Предыдущая — год назад, когда я собственноручно опубликовал бутлег «Межзвездная музыка» и засунул её в недра сайта NEANE Records поглубже — чтобы никто не нашел — она и ныне там — кто-нибудь может сам, без моей помощи проводника по этому самому запутанному в мире сайту, найти?
Иногда мне кажется, что во мне борются два чудовища — одно светлое, а другое — так себе, но оно часто сильнее, и нередко препятствует каким-то моим творческим шагам… или ограждает меня от того, к чему я еще не готов. А сам я этого иногда осознать не могу.
Что меня еще немного коробило?
Это некоторая неуверенность, или не желание представить проект в свете эксплуатации названия нашумевшего фильма «Interstellar» — «Межзвёздный» — c прекрасным саундтреком Ханса Циммера.Фильм и саундтрек к нему породили целую волну в мире электронной музыки, на гребне которой музыканты через одного использовали это название — кто-то из конъюнктурных соображений, а кто-то искренне вживался в эту тему и образы. Но со стороны это смотрелось, как легкое помешательство. Мне не хотелось в этом участвовать… но куда деваться, если все это придумано мною задолго до фильма?
А когда придумано, кстати?
Достаточно давно.
Первые мелодии из представленного позавчера нового альбома «Межзвёздная миссия» были написаны в 1987 году — буквально перед уходом в армию — я даже не записал их, но они выжили. В частности, композиция «Межзвёздное путешествие» была написана 29-го июня 1987 года, а 30-го я уже маршировал на плацу у местного военкомата.
Я вернулся со срочной службы и продолжил.
Кто слышал мои рассказы-легенды о несуществующем альбоме «Эгейское море», могут узнать, что три трека имеют отсылки к этому несостоявшемуся пока проекту. Но был и следующий, который назывался «Межзвёздная магистраль», но как и «Эгейское море», пока не сбылся. И я не могу пообещать, что сбудется. Хотя, конечно, хотелось бы. Так вот, еще несколько мелодий пришли оттуда. А какие-то написались уже гораздо позже и влились сюда, словно родные.
Для меня совершенно неведомо, по каким законам все это складывается и каким образом где-то там высоко в небесах все это формируется в виде какого-то особого плана, прежде чем свалиться на меня…
В конце 2006-го года у меня был период сотрудничества с алтайской этно-дивой Тандалай. Период был очень короткий, но достаточно плодотворный. Это потрясающая певица, и с ней было очень интересно работать. но я как-то не сошелся с её менеджером (и одновременно — супругом) и дальше работать отказался. К этому времени было много запланировано — совместный концерт в ЦДХ с объявленной уже датой, запись совместного альбома. Но я уперся и не стал поддаваться.
Не знаю, прав ли я был. Суть в том, что когда это сотрудничество прекратилось, я не имел никаких собственных творческих планов — какой альбом записывать? Какой концерт готовить? Я был чистым листом.
И на этот чистый лист внезапно капнуло предложение поучаствовать в сборнике, приуроченном ко дню космонавтики, курировал который Дидье Маруани. От меня требовался всего один трек минуты на 4-5. И я выбрал Морской рассвет, создал новую версию этой пьесы. Но не смог остановиться, и стал делать дальше какие-то еще версии моих давних произведений, попутно сочиняя новые мелодии. И вместе с этим назначалась дата концерта в Музее Истории Земли — буквально на мой день рождения. И я внезапно из творчески пустого состояния обрел новую концертную программу — «Межзвёздный концерт».
Вот только в альбом она тогда не сложилась.
Со временем у меня появлялись композиции, которые тяготели к звучанию «Межзвёздного концерта», а мне не приходило в голову их объединить. И я тупил лет десять.
И вот,уже в этом году, ближе к февральскому дню, в который 14 лет назад состоялся описанный концерт в Музее Истории Земли, у меня в сознании будто что-то перещелкнуло. Я понял, что надо сделать.
Я поднял весь архивный материал. Сейчас, конечно у меня иные представления о звучании, и пришлось немало повозиться с тем, чтобы осовременить его. В каких-то пьесах я переиграл несколько партий, где-то заменил тембры, почти все пересвел, изменил баланс — где-то это слышно явно, а где-то почти незаметно. Но мелодии словно ожили, очнулись от летаргического сна.
Самая большая работа была в направлении монтажа — вот тут я оттянулся. И мне удалось соединить 14 разрозненных произведений в одно слитное полотно, будто так было задумано с самого начала, а ведь этот порядок и все переходы оказались придуманы только сейчас.
В итоге получилась монолитная межзвездная симфония ровно на 80 минут — точно в предельную продолжительность компакт-диска — больше в него не лезет. Конечно, сейчас уже нет смысла ориентироваться на этот формат, равно как на кассету или винил. И на виниле такой альбом можно было бы издать только в виде “двойника” с тремя разрывами, что начисто убило бы всю концепцию. Но к счастью, компакт-диск пока вполне её вмещает и поддерживает. Но для цифрового распространения это без особой разницы. Я просто хотел еще раз отметить удивительное стечение некоторых обстоятельств, благодаря которым осталась возможность выпустить альбом и в ретро-формате ;-)
Ну, что же? — перевернулась и закрылась еще одна страница в моей жизни. А вместе с этим оказалась устраненной дыра, зиявшая в моем творческом пространстве 14 лет, через которую, словно в бездну утекали гигаватты моей творческой энергии — это всегда так, когда у тебя что-то не завершено. И это не последняя течь в моем трюме. Есть еще что подлатать и заделать. А вместе с этим есть и то, что сейчас рождается и просится в мир — в мир людей, а не тех скелетов в шкафах, что нередко скапливаются дюжинами в творческих закромах писателей, поэтов и музыкантов, что пишут в стол, пока сами не сыграют в ящик.
Впрочем, все этим философские и немного грустные мысли мгновенно улетучиваются, стоит только заиграть этой музыке, которая даже для меня самого сейчас обрела и новое звучание, и новый смысл, суть которого я изложил в буклете к CD. Иногда оказывается, что ты получил послание для будущего в далеком прошлом, но тогда не смог его прочитать и понять. А теперь все стало ясно. Ясно прежде всего мне самому — о чем была эта музыка.
А раз понял я, то и у Вас, Друзья, есть шанс понять, для чего я складываю бессонными ночами нотку к нотке. Это ни с чем несравнимое занятие открывает для меня люк в иную реальность, в которой смутными силуэтами удается подсмотреть будущее земной цивилизации. Оно не определено в полной мере, но есть некоторые магистральные направления, вдоль которых мы идем. Порой мы сбиваемся, но обязательно возвращаемся и вновь становимся на путь. То, куда мы стремимся, и наверняка придем рано или поздно, как раз нарисовано в этой музыке. Я думал, что вспоминаю некоторое свое иллюзорное прошлое, но теперь я склонен считать, что это наше общее будущее. Но чтобы попасть в него, нам стоит в него поверить. И музыка в этом деле — возможно — лучший помощник.
Страница альбома на сайте: http://neane.ru/rus/4/katalog/0903.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий