Плато осталось за спиной. Мне всегда, сколько раз я здесь был, жаль покидать его. Путь сюда труден и долог, здесь красиво и вообще - очень хорошо. Но здесь всегда оказываешься предельно уставшим, и необходимо начинать спуск без лишнего промедления, потому что день на исходе, и до последнего автобуса из Ялты в Симферополь остается времени впритык.
Вот и в этот раз так же.
Как я не пытался дойти сюда самым быстрым образом (отчасти это получилось), ведь мы помним, что отправился я в путь, когда Солнце было уже высоко, а значит, если и был шанс зарезервировать себе время на медитацию на вершине Яйлы, то мои блуждания на подъеме, этот шанс нейтрализовали.
Обойдя скалу, которая здесь крепостной башней закрывала южное направление, я увидел не слишком яркую, но вполне уверенно заметную тропу по сыпучему склону. Тропа вела под скалу, уводя меня правее - в сторону газопровода, от которого я старался держаться подальше. Кто знает, может это она по началу так? А потом - по синусоиде, как все на свете, отклонится в противоположном направлении? Это было бы хорошо. Я отправился по этой тропе, боком съезжая по катящимся вниз камням. Вместе со мной вниз съезжала и тропа. Наверное, когда то раньше, она шла выше - прямо под скалой, а потом перетекла южнее. А что с ней будет дальше?
Южный склон Яйлы имеет апокалиптический вид, и полон контрастов. С одной стороны открываются потрясающе красивые виды на море и город. Но тут же возвышаются изувеченные стволы обгорелых и поломанных штормами сосен. Это очень ветреный склон, и в весеннюю пору здесь бывает страшно. Я не был тут весной, но то, что видно в остальные сезоны, не пробуждает острого желания присутствовать в самый разгул этой стихии.
Между тем, тропа упрямо вела меня к газопроводу и скоро я понял, что мне его не избежать, а других вариантов спускаться в новом и интересующем меня направлении на глаза не попадалось.
А как и куда я хотел спуститься?
Прямо в сторону Ялты от основного хребта тянулся миниатюрный на вид издалека и очень живописный отрог - поросший уже вполне целыми - не поломанными - соснами. Он с высоты казался связующим мостиком между Яйлой и городом. Но к нему еще надо бы как-то подойти.
Несколько лет назад я узнал от туристов, ходящих по этим маршрутам, что в их системе отсчета этот отрог именно так и называется - «Капитанский мостик». Узнал и о том, что по нему есть приятный и живописный спуск. Есть тропа. По ней ходят. Вот бы только найти её. Но косо спускаясь по выбранному сыпучему пути, я все очевиднее сближался с газопроводом, и иных вариантов не видел.
Я почти смирился, что опять придется бежать вниз по ослиным какашкам, как в нескольких метрах от прямой, как лом, трассы газопровода моя тропа взяла резко вправо. Еще метров тридцать-сорок я двигался параллельно газопроводу, а потом петляющая меж кустов тропка направилась ровно к отрогу - именно туда, куда я и собирался, да не знал, как правильно зайти. не надо было обходить южную скалу слева. По газопроводу было бы короче, да только как бы я приметил эту развилку?
С этого места путь уже был понятен, я выключил тревогу, стал больше озираться вокруг и фотографировать. Уж тропа, коль она есть, выведет. Не зря же её протоптали. А тут она стала уже довольно широкая, растоптанная смелым туристическим ботинком.
Периодически попадались поваленные сосны, лежащие поперек тропы. Но по ходу тропы в стволах были сделаны распилы. Что это значит? Это значит, что тропа важная, по ней ходят, за ней даже кто-то следит и поддерживает в проходимом состоянии. Ведь лобзиком полуметровый ствол не распилишь. тут бензопила нужна.
Кое-где встречался и туристический мусор - зрелище в любом случае неприятное, но в моей ситуации - обнадеживающее, ведь оно свидетельствует о близости к людям, которых я за прошедший день еще не встречал.
Отрог «Капитанский мостик», по которому я уже во всю топал, имел ступенчатый профиль. Идешь себе идешь, и вдруг раз - торчит скальный выступ, за ним обрыв. Первый такой порог я сумел обойти. В кустах слева нашлась обходная тропа и я вышел на нижний ярус, продолжил движение прямо. Но следующий подобный уступ мне уже не дался. Я уперся в очень глубокий обрыв, по скалам которого не спуститься. И никакого обходного пути я отыскать не сумел.
Возвращаться вверх к развилке с газопроводом было немыслимо. Я бы просто не успел на автобус, да и вообще - дошел бы или заночевал на склоне? - этот теоретический вопрос я рассматривать не стал.
Я чуть откатился обратно, где еще был не оскалившийся обрыв, а более гуманный - высотой метров 5, заканчивающийся крутым, но мягким - присыпанным хвоей склоном, по которому пришлось бы прокатиться еще метров 10 - в случае прыжка вниз. Я действительно надумал прыгать, убрал фотоаппарат в ранец и вынул из карманов все, что могло вылететь при падении - тоже в ранец. На самом деле я был уже не в адекватном состоянии и не слишком понимал, что ждет меня внизу. Но все-таки в последнюю секунду я передумал. Решил прежде поискать - чуть дальше назад - место, где без прыжков можно спуститься вниз. К счастью такое место нашлось, где я смог осторожно сползти.
(Позже я узнал - прочитал в Интернете - что у непройденного мной уступа на «Капитанском мостике» тоже есть обход. Очевидно, я был тогда уже не в том состоянии, чтобы найти его.)
Но склон, на котором я оказался, совсем не держал меня, и спускаться по нему было тем еще экстримом - крутой уклон, хвоя, под которой обнаружился вязкий чернозем - откуда он здесь? - он выворачивался из под подошв кроссовок, я терял равновесие, запинался о сухие ветки, несколько раз падал, ободрался в кровь - локти, бока, колени. Весь измазался в этой грязюке. Я уже не думал о том, каким я предстану перед людьми на автовокзале. Я просто скорее хотел покончить со всем этим. И к счастью, как мне показалось, довольно скоро я оказался на ослиной тропе.
По тропе уже было хоть как-то худо-плохо идти. Но я был не согласен на компромиссы и резал изгибы при каждой физической возможности, ныряя в овраги, и с непомерным трудом вылезая из них. Не знаю, насколько легче был мой путь, но он явно был короче. и я все-таки спустился еще в светлых сумерках.
Буквально пробежал Васильевку - деревушку, с которой собственно начинается Ялта. На развязке у автовокзала, чтобы скорее, я вновь спрыгнул с моста на асфальт и сильно сбил ноготь на большом пальце - тут моя координация движений уже иссякла - в горах так не калечился, как тут - на ровном месте в городе. Но превозмогая боль доковылял до автовокзала и успел на последний автобус в Симферополь.
Время преодоления всего маршрута - включая остановки - составило 10 часов и 10 минут. Это рекорд среди трех походов. Но, если говорить честно, я наделал кучу ошибок, некоторые из которых мне стоили царапин, ссадин, синяков. Некоторые привели к приличной психологической ломке в последующие дни и общему плохому самочувствию. Но все равно это был замечательный челлендж, с которым я справился, и теперь уже даже описал, хотя и с задержкой в 7 лет.
С тех пор я не ходил из Научного в Ялту по этому направлению, но несколько лет спустя прошел другой маршрут, разделив его на два дня - тоже из Научного в Ялту, но через Соколиное и Ай-Петри - он существенно длиннее, но проще. Об этом, надеюсь, тоже будет серия публикаций.
Предыдущие серии:
- Часть 1: https://klimkovsky-music.blogspot.com/2019/12/20131011part1.html
- Часть 2: https://klimkovsky-music.blogspot.com/2020/01/20131011part2.html
- Часть 3: https://klimkovsky-music.blogspot.com/2020/01/20131011part3.html
- Часть 4: https://klimkovsky-music.blogspot.com/2020/02/20131011part4.html
- Часть 5: https://klimkovsky-music.blogspot.com/2020/02/20131011part5.html
- Часть 6: https://klimkovsky-music.blogspot.com/2020/03/20131011part6.html
- Часть 7: https://klimkovsky-music.blogspot.com/2020/04/20131011part7.html
- Часть 8: https://klimkovsky-music.blogspot.com/2020/05/20131011part8.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий