Небольшое предисловие
С тех пор, как я открыл для себя поселок Научный и находящуюся в нем Крымскую Астрофизическую Обсерваторию, и сама Обсерватория, и места её окружающие стали для меня раем на Земле. Неподдающиеся никакому исчислению горные тропы стали для меня путеводными нитями в познании волшебного окружающего пространства, а найденный почти случайно маршрут из Научного в Ялту превратился в личный исследовательский проект. За 10 лет я добирался до Ялты 4 раза. И все 4 путешествия были совершенно разными. Два самых первых и предшествующую им разведку я уже подробно описывал. Но это было уже давно, и наверняка современные мои читатели их не помнят. Я попробую сейчас вспомнить главное очень и очень коротко.
Поселок Научный находится на краю обитаемого пространства. Дальше - почти до самой Ялты - огромный заповедник на десятки километров. Дороги преимущественно грунтовые. Они не предназначены для пересечения заповедника и служат его хозяйственным нуждам. Сотовой связи там нет. Можно было бы ориентироваться по GPS, но в те годы у меня не было смартфона и других средств навигации. Вся стратегия строилась на спутниковых изображениях из Гугло-карт. Но в третий поход я уже не брал ничего, потому что уже хорошо представлял себе это пространство - в первом приближении.
Два первых похода я совершал не один. В первом меня сопровождала девушка по имени Наташа. Мне не удалось избежать её компании, а ей “прогулка” далась крайне тяжело - так, что она потом вспоминала это как самое тяжелое физическое испытание в жизни. Маршрут действительно был самым трудным из всех, какие я знал и пробовал. Дело в том, что мы шли не по дорогам а по газопроводу и его технической просеке. Крутизна склонов нередко превращала нас в альпинистов. Второй поход был - наоборот - довольно легкий. Со мной его весело прошли еще две девушки - опять Наташа, и еще Лена.
Не смотря на существенный прогресс - сначала 15 часов на 50 километров, потом 13 часов на 50 километров, я с девушками порой скучал и мне хотелось идти быстрее. В третий раз я отравился один для того, чтобы побить рекорд и разведать еще один маршрут, который увидел с вершины Ялтинской Яйлы - удивительно красивая долина и вереница грунтовок вдоль неё выглядели так живописно, что я пообещал, что обязательно посмотрю эти места. Дважды мы проходили мимо - несколькими километрами восточнее или западнее. Но мне казалось, что это - красивейшая из возможных дорог. Я не ошибся. Так и оказалось. Но не будем забегать вперед.
Осень 2013
Я был в Обсерватории на слете любителей астрономии “Осенние ночи” - он каждый год проводится на стыке сентября и октября. Обычно в Крыму это очень теплая пора. Но - не в 2013-м. В этот раз был аномальный холод - в предгорьях лежал снег, мачты сотовой связи были все в косых сосульках, которые намерзали на жутком ветру под углом 45-60 градусов. Это выглядело невероятно. Первую неделю погоды для наблюдений практически не было. Многие разъехались. Остались самые стойкие, кого не пугала нулевая температура в гостиничных номерах. Во вторую неделю погода стала налаживаться, потеплело. Я набегал по окрестным горкам не одну сотню километров, ночами фотографировал небо, а днем - пейзажи. Спал украдкой. А много и не поспишь, когда к утру у тебя недопитый стакан чая на тумбочке замерзает. Самое главное путешествие я приберег на последний день из этих двух недель “кайфа”.
Стратегия похода
При всем разнообразии возможных маршрутов, путешествие из поселка Научный в Ялту опирается на несколько ключевых моментов.
- Надо выйти с первыми лучами Солнца (особенно осенью, когда световой день короче - его может не хватить)
- На маршруте есть только вода - из речек, ручьев, родников. Еду надо какую-то брать - за целый день пути в горах кушать захочется.
- Трудности начинаются сразу. Обсерватория находится на высоте около 700 метров. 500 из них будут сброшены на первых трех километрах пути. Кто думает, что бежать вниз легко и весело, сильно ошибаются. И тут главное, ничего себе не повредить, пока организм еще немного спит.
- Расслабиться не выйдет от слова “совсем”, потому что сравнимые с первым спуском и спуски и подъемы будут следовать регулярно. Самый страшный подъем - на полторы тысячи - будет на финальном отрезке. С него самые головокружительные виды - важно успеть до заката, иначе ничего не увидишь, и следующий за всем этим едва ли не отвесный спуск станет смертельно опасным.
- Финальной точкой в Ялте является автовокзал, куда необходимо успеть к последнему автобусу на Симферополь, откуда до Научного уже точно автобуса не будет до утра, но на чем-то добраться все-таки реально.
Начало пути
Поскольку я пытался успеть всё, совместить несовместимое - полночи фотографировал звёзды - выйти с первым лучом Солнца у меня не получилось. Я потерял примерно час провалявшись в кровати, и собирая в путь нужные, но не собранные с вечера вещи. Понимая, что уже отстаю от графика, я намеренно удлинил маршрут тем, что посетил пару горных озер близ Обсерватории. В одном из них в более теплые времена я купался чуть ли не ежедневно, а во время этого визита в Научный я за две недели ни разу на озеро не сходил - даже просто посмотреть. Вот теперь посмотрел. Там было очень красиво, и в осеннем обрамлении эти места я еще не видел. А надо добавить, что в день похода погода выдалась просто потрясающая.
Все дороги в Ялту спускаются к реке Марта - в её долину. Здесь я следовал всё тому же Газопроводу. И значительную часть пути бежал, потому что понимал, что времени у меня уже нет.
Долина просыпалась после звёздного сна. Ночной туман все еще рассеивался, и я приходил в неописуемый восторг от каждого этого “посмотрите направо...”, “посмотрите налево...” Но кажется я не протер линзы своего фотоаппарата, и тот нафотографировал больше бликов, чем реальной красоты. За две недели вне в отрыве от цивилизации я и себя-то не протирал - не брился кажется ни разу. Но местным лесным сатирам это похоже даже нравилось во мне.
Пара километров по долине была совершенно ровной, пока я не добрался до кордона “Финарос” и одноименной речки. Предстояло идти какое-то время вверх по течению, набирая высоту, а после второго пруда на этой реке и вовсе уйти в сторону, чтобы не заплутать. Моя грунтовка пересекала хребет не самым коротким образом, но была очевидна. Вдоль Финароса было короче, но дорога там вскоре терялась. И я не стал рисковать.
На многих ключевых развилках лесных дорог была маркировка, которую я не понимал. И не мог на неё положиться. Зато надо мной было Солнце. И ориентируясь по нему я чувствовал себя гораздо уверенней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий