Внезапно открыл для себя на Youtube познавательный канал DS Astro — в нем собрано уже немало исторических обзоров о выдающихся личностях в астрономии и рядом с ней.
Ведущий канала с юморком, стебом и порой странными интонациями рассказывает очень любопытные подробности о жизни того или иного персонажа. Канал имеет сугубо научную позицию и разного рода допущения, что типа что-то могло быть и не так, там невозможны. Но именно там — в одной из лекций — я узнал немало подробностей о жизни всем знакомого Джордано Бруно — фигуре выдающейся, но неоднозначной. Похоже, сейчас он не в особенном почете, ни у одной из сторон, которые в свое время либо проклинали его, либо делали из него героя. Одни оказались в неловком положении, так как на фоне Бруно выглядят теперь совсем не поборниками добра — это я про Папу Римского и его окружение, сторонников, единоверцев. Но и ученые мужи в последние годы как-то брезгуют проявлять симпатию к смелому бунтарю Бруно.
Современная наука, как бы, примирилась с религией в последнее время. На словах-то бога нет, а на деле там давно общие и жвачка, и джинсы. И ученые на официальном уровне против релизиозного мракобесия не выступают, и религиозные лидеры частично признали уместность научных взглядов — Коперник, Галилей и многие другие представители науки средних веков и Эпохи Возрождения ныне Ватиканом реабилитированы — их взгляды и открытия признаны, а дела закрыты с оправдательными приговорами...
Да! Если кто не знал, церковь, как институт, никогда никого не прощает без ряда ритуальных условностей. Еретикам, отступникам и прочим несогласным ни в какой христианской церкви — будь то католическая церковь, будь то протестантская или уж тем более православная — прощения нет. Вот так, чтобы человек остался при своих взглядах, на которые он вполне имеет право, и чтобы его в церкви простили без покаяния — этого не бывает.
Галилею, Копернику и Кеплеру (у последнего тоже с церковью было множество проблем) покаяние не потребовались. Ватикан и Папа Римский просто признали правоту этих ученых, опираясь, кстати, не на церковные, а на научные свидетельства — что автоматическая станция Пионер 10 долетела до Юпитера, сфотографировала все 4 галилеевы спутника, значит — есть они — не привиделось это Галилею... Ну, и так далее.
Но по отношению к Джордано Бруго позиция Ватикана прежняя — еретик, который выступал против святых истин, к тому же оскорблявший в крепких выражениях как отдельных священнослужителей, так и всю церковь разом — он вполне заслужил наказание. Сожжение еретика — до сих пор — дело для церкви благое.
Лет 200 назад Джрдано Бруно будто восстал из мертвых и волею случая, или волей Вселенной, превратился в символ научной борьбы против мракобесия и религиозного консерватизма. Его образом тыкали каждому попу в нос и вопрошали — "Как вы могли так поступить с человеком?!" А в Риме — прямо напротив папской резиденции — на Площади Цветов — воздвигли памятник неустрашимому Ноланцу. И, похоже, еще сильнее разозлили католическое духовенство.
Но постепенно страсти остыли.
Теперь и ученые говорят: "А что такого открыл Бруно, чтобы считать его представителем науки?"
Наблюдений он не вел, опытов не ставил. Учение, которое он пропагандировал — это было не его учение, а учение Коперника. Оно просто понравилось Бруно, и он с ним везде носился, не упускал ни одной возможности устроить ссору на ровном месте и обвинить собеседника в глупости, хотя тогда еще учение Коперника не было доказано... Нет, это не наш человек.
Ныне, от Джордано Бруно отвернулись все.
Ученые мужи прельстиво дискутируют с представителями церкви о том, нужна ли теология в школах и ВУЗах. С ними же и представители власти улыбаются порой чаще слугам господа. Но, похоже и для них образ Джордано — опасная и крайне не симпатичная персона.
И если в 70-х и 80-х годах советский атеизм ставил Джордано на один и тот же пьедестал важности вместе с Коперником и Галилеем, то ныне его личность в опале, а людей, осознающих значимость фигуры Бруно, все меньше. Кто-то просто даже ничего о нем не слышал.
Но вдумайтесь, если Вы раньше еще этого не сделали:
500 лет назад, в эпоху жесточайшего запрета на инакомыслие (как и на любое мыслие вообще!) утверждать, что Земля — лишь одна из планет, обращающаяся в пустоте космической бездны вокруг Солнца, которое лишь — рядовая звезда, и подобных нашему Солнцу светил мы видим на ночном небе тысячи. Вокруг этих светил тоже обращаются планеты — подобные Земле, Юпитеру и Марсу — некоторые их них населены живыми, а может и разумными существами. Разумность некоторых их них сильно выше разумности людей, а на некоторых планетах живут существа сравнимые лишь с ангелами. При этом все это существует по божьей воле — воле непостижимого для нас явления природы, ведь бог не подобен человеку, а являет собой всю Вселенную, — столь же безграничную и вечную, как она — растворившись и слившись с ней, не имея ни начала ни конца...
Да, этот человек не вел наблюдений, но многое знал — из книг, в том числе и запрещенных. Более всего он умел размышлять сопоставляя мысли и факты других мыслителей. И это у него получалось лучше многих тех, кто жил с ним в одну эпоху, и даже лучше многих тех, кто живет сейчас и усмехаясь отмахивается от фантазий Джоржано.
Вместе с тем, мы должны признать, что Земля действительно оказалась планетой. Солнце — звездой, коих миллиарды. У огромного количества звезд обнаружены планеты подобные и Юпитеру и Земле. Космос и впрямь оказался бесконечным, а о его вечности пока лишь ведутся споры — так же, как и в эпоху Бруно, мало чем подкрепленные.
Почему до сих пор Джордано Бруно не реабилитирован Ватиканом, и наука не признает в нем великого прогрессора?
Ватикан не может смириться с рядом разрушающих католическую догматику утверждений Бруно. Небожественность Христа, отрицание непорочности его зачатия, неподобие божественного и человеческого... там нескончаемый поток богохульственных тезисов, которые, конечно, католическая церковь не простит Ноланцу никогда. Скорее она сама канет в историю, как язычество, но признать само право и возможность мыслить как Бруно — этому, конечно, не бывать.
Но если вспомнить то, что в свое время заявлял Иисус, каким порой категоричным, прямым и неудобным для церкви он был, то можно вполне допустить, что 17 февраля 1600 года церковь устроила еще одно сакральное распятие, в чем теперь боится признаться.
Почему современная наука сдала назад и открестилась от личности Бруно?
Всё вырождается. Увы. Когда в науке были единицы, десятки, сотни, даже тысячи человек, она объединяла умнейших, обладающих светлым разумом людей — смелых, проницательных.
Сейчас в науке миллионы, десятки миллионов. Наука стала одновременно и мейнстримом, и болотом, где делают карьеру, где говорят "Ку" лишь бы не потерять работу, где слишком много политики, патриотизма, милитаризма — наука давно работает на войну.
В науке слишком много ныне идеологии, которая запрещает говорить истину. Ну, нельзя сказать порой истину, осужденную гуманистами, борцами за права человека, за политические и нравственные идеалы. Ты сразу станешь неугодным, как Бруно.
Да. Наука велика там, где требуется безотказность технологий.
Но там, где требуется истина, свободная от предубеждений, нравственности, морали, политики, патриотизма и прочего, чего мы накопили за пять веком от Джордано до наших дней, там до сих пор наука слаба — она советуется с президентами, ООН, духовенством, комитетами по защите всех и вся. Наука боится спорить с ВОЗ по части коронавируса. Наука погрязла в самоедстве и внутренней грызне по части глобального потепления.
Фактически, отношение представителей науки к личности Джордано Бруно можно рассматривать как лакмусовую бумажку состояния науки в целом. Оно, как бы, не очень.
Наука выродилась в технологию.
Но там — на переднем рубеже, где когда-то стоял Джордано Филиппо Бруно из Нолы — там нет никого.
Впрочем, я Вам, Друзья, рассказал почти все, что есть в этом достаточно длинном и интересном видео-ролике.
Но лучше, все-таки, Вам посмотреть его самостоятельно. К тому же на канале есть много других интересных историй.
Комментариев нет:
Отправить комментарий