Что означают эти буквы?
С очень давних пор люди заметили, что на звездном небе, помимо точечных объектов — звезд и планет — иногда или постоянно можно видеть объекты протяженного характера. Ну, во первых это Млечный путь — туманно-дымчатая дорога раскинувшаяся через все небо (лучше всего видимая в августе-сентябре — Вы её видели, мои дорогие читатели?). Но и поодаль от Млечного пути иногда или постоянно оказывались видимыми — даже просто глазом — маленькие туманные пятна, будто капли пролитого Герой материнского молока, брызнувшие чуть дальше, при кормлении Геракла.
Туманность Андромеды, Туманность Ориона, рассеянные скопления Ясли (в созвездии Рака) и Хи-Аш — в Персее — эти странные объекты известны людям с античных времен. Их природа была непонятна. Но высказывались предположения, например такие, что в этих местах небесная твердь тоньше обычного, и сквозь неё здесь просачивается, хоть и в скудном количестве, божественный свет занебесного Мира.
В телескопическую эпоху количество таких туманных объектов значительно увеличилось.
Иногда на небе появлялись уже совсем странные объекты. Они перемещались из ночи в ночь, меняли яркость и размеры, у них появлялся длинный хвост, иногда простирающийся через всё небо, и в этом своем качестве они пытались соперничать с самим Млечным путем. Необъяснимый характер этих явления вызывал в людях тревогу. Но справедливости ради стоит отметить, что бояться комет люди начали только в средние века, на волне религиозного устрашения. А во времена Архимеда, Платона и Гиппарха — в древней Греции — относились с интересом, но без страха.
Когда линзы и зеркала прочно обосновались внутри астрономических инструментов, а Гелиоцентрическая система мира Коперника одержала мировоззренческую победу, астрономы все больше внимания уделяли кометам, и специально “прочесывали” небо своими трубами в попытках открыть очередную хвостатую гостью. Но сложность открытия новых комет заключалась в том, что небо изобиловало похожими на кометы объектами — тоже туманные пятнышки — которые никуда не двигались. Их требовалось как-то учесть, составить специальный список таких объектов, чтобы в следующий раз уже не подозревать, что это — комета.
За такую работу взялся известный французский ловец комет Шарль Мессье, открывший за свою жизнь 13 новых комет. Он же составил самый популярный (и по сей день!) каталог туманных объектов, содержащий около сотни странных небесных образований, которые в его эпоху можно было легко спутать с кометой.
Телескопы становились все более зоркие, и туманные объекты давно уже перевалили своим числом за сотню. Вскоре они начали исчисляться тысячами. Разные астрономы вели свои обособленные наблюдения таких объектов, которые никак не собирались воедино.
Только в конце XIX столетия — через 100 лет после Шарля Мессье — эту титаническую работу осуществил Джон Дрейер. В основном он опирался на наблюдения Уильяма Гершеля, но дополнил их наблюдениями многих других астрономов, и получил каталог, содержащий 7840 объектов.
Этот каталог и получил название “New General Catalogue of Nebulae and Clusters of Stars” или сокращенно NGC.
Это был революционный скачок в области изучения всего того, что не являлось просто звездой или планетой. И хотя каталог NGC не разделял объекты по классам — тут было вперемешку всё — туманности всех типов, звездные скопления разного рода, галактики.. кстати, галактики тогда еще астрономам известны не были, но каталог NGC их уже содержал в изобилии — согласитесь, каталогизировать почти 10 000 объектов непонятной природы после того, как предыдущий каталог содержал всего сотню подобных объектов, это было очень ценно. И с той поры астрономы получили возможность просто сообщить коллегам номер — например NGC 6543 — и все астрономы в мире поймут, что речь идет о планетарной туманности «Кошачий Глаз» в созвездии Дракона, имеющей координаты 17h 58m +66° 38’ и 8-ю звездную величину. Ничего этого дополнительно рассказывать, что-то уточнять, не нужно. Каталог NGC присутствует в каждой обсерватории. И в нем содержится вся необходимая базовая информация…
Позже этот каталог был существенно дополнен и уточнен — появились еще два внушительных тома — IC I и IC II, охватывающие полностью и южное небесное полушарие, исторически менее изученное. Но так или иначе, это все складывалось в копилку из трех букв — NGC, которые известны не только каждому астроному, но и практически всем любителям — редкий любитель астрономии не знает, что такое NGC.
А вот за пределами науки о звездах — это три совершенно непонятные буквы.
Я пробовал погуглить абстрагируясь от астрономического контекста. Сколько всего нашлось! Это, оказывается, очень популярная аббревиатура. Начнем с того, что это всем известный журнал National Geographic Corp. Но это и музыкальное сообщество Next Generation Composers Lab. Это и нефте-газовая компания The National Gas Company… и многое, многое другое.
Оказывается я добавил своих песчинок на чашу весов альтернативных толкований этой буквенной троицы. И мой музыкальный проект, хоть и имеет астрономический смысл, и по расшифровке близок к тому, что я сам долгие годы считал единственно верной расшифровкой, но все же имеет немного иное прочтение.
А именно:
NGC — Nebulae Galaxies Clusters
это именно то, что и содержит астрономический каталог NGC — Туманности, галактики, скопления.
Больше в нем ничего нет.
Проблема лишь в том, что в конце XIX века, когда Джон Людвиг Эмиль Дрейер составлял этот гигантский “каталог туманных объектов и звездных скоплений”, ни он сам, ни кто-либо другой среди астрономов, ничего о галактиках не знали. Те туманные пятнышки на небе, иногда отличающиеся четко выраженной спиральной структурой, которые впоследствии оказались огромными звездными городами с миллиардным населением, для астрономов того времени были просто странной формы туманностями. Предполагалось, что все они — жители Млечного Пути. А оказалось, что каждый из них — отдельный “Млечный путь”.Но это не умаляет ценности каталога NGC, который крайне актуален для астрономов и любителей по сей день.
Я — будучи и астрономом, и музыкантом — долгое время вынашивал идею создания музыкального портрета, если не каждого из объектов этого каталога, то как минимум некоторых из этого непомерного числа. Конечно все 7840 объектов мне не описать за жизнь… хотя, как знать, а вдруг… но хотя бы весь жемчуг и бриллианты этого туманного звездного мира исполнить музыкально очень хотелось бы.
Этой идее на самом деле много лет, и я только сейчас подошел к её воплощению.
Записано два полновесных альбома: «Туманность Антареса» и «Столпы творения». В выборе объектов я не буду ограничивать себя исключительно принадлежностью их к каталогу NGC — в мой новый музыкальный проект будут попадать и объекты обоих каталогов IC, и возможно что-то совсем отвлеченное, но так или иначе, это будет музыкальное обозрение самых красивых и загадочных вселенских образований.
Я не собираюсь ограничивать свое творчество только этим. И уже на подходе новый альбом посвященный просто созвездию Дельфина, из моего давнего музыкального цикла «Звездное небо». Но мои творческие горизонты за последние месяцы заметно расширились.
Я обычный человек, который, как и все люди на Земле, нуждаюсь в пище, одежде, крове над головой, а в моем случае этот кров еще и должен позволять мне творить Долгие годы я имел с этим серьезные затруднения. Если Вы, Друзья, следили за моим творчеством, могли заметить, что с 2013 по 2019 годы альбомы выходили редко, либо не выходили вовсе.
Писать музыку — не так просто, как это может показаться. Еще сложнее — дать этой музыке жизнь в этом мире, чтобы её слушали люди. Это не менее трудоемко. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что 80% своей энергии я трачу именно на то, чтобы люди могли услышать, что уже написано и записано. И это для меня самое сложное. Я не столь талантлив в области распространения музыки, как в области её написания.
Друзья, я прошу у Вас поддержки.
Откликайтесь на мои музыкальные публикации, Вы ведь не случайно подписаны на меня. Поддерживайте меня материально — это по силам каждому их Вас, ведь я прошу всего лишь 200 рублей за альбом, в то время как вложено в него огромное количество энергии и сил — бессонные ночи, многократные переписывания партий, неожиданные находки, новые стилистические, мелодические и тембральные оттенки решения.
Фактически, я дарю всё это Миру, потому всю мою музыку можно слушать совершенно бесплатно. Но если я не буду получать обратно хоть что-то, я не смогу сделать для Вас и для Мира и части из задуманного. А задумано, как Вы теперь можете знать, очень многое. И это та музыка, которая не надоест Вам завтра, не выйдет из моды — мои альбомы, записанные два десятилетия назад, прекрасно звучат и сейчас. Будут звучать и эти — недавно написанные.
Но мои порывы устремлены вперед — в грядущее, и мне очень хочется описать всю Вселенную во всем её многообразии.
ДАВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ЭТО ВМЕСТЕ!
Не стойте за порогом в нерешительности. Входите! Становитесь теми волшебными существами, благодаря которым в Мире создается прекрасное и вечное!
Становитесь спонсорами, меценатами, единомышленниками и соучастниками моих музыкальных проектов. Поддерживайте их материально или хотя бы добрым словом. Пишите отзывы об альбомах, делайте репосты, советуйте друзьям и знакомым.
Это будет Ваш след в великом пути по которому мы все идем к звездам. Не стесняйтесь его оставить — пусть люди читают Ваши слова о Музыке Звёзд и Туманностей. Пусть люди знакомятся с ней через Вас. Пусть квант Вашей энергии приобщится к этому космическому потоку.
Я зову Вас к звездам. Это не так страшно, и не так далеко, если лететь туда вместе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий