Предисловие
Вопрос, ставший заголовком этого поста, я увидел в соцсети. Спрашивала моя коллега — Пианист Anna Heller, много лет живущая в Германии и активно развивающая неоклассическую музыку, прекрасно исполняющая произведения современных академических композиторов, написанные для фортепиано.
Тут интересно, что в российском социуме зачастую музыкантов рассматривают как эдаких скоморохов-увеселителей, а в западном обществе поднимается вопрос об их социальной ответственности перед Миром, Обществом, Историей.
Я не мог пройти мимо. Ответил. Изначально — одной фразой. Но тут же почувствовал, что неведомая сила влечет меня писать шире. Мне хорошо знакомо состояние потока, когда я просто нажимаю на клавиши — музыкальной или компьютерной клавиатуры — не суть. Примечательно, что я всегда внезапно останавливаюсь, когда написано ровно то, что надо было потоку. В этот раз так же. У меня врожденная дисграфия — ошибок всегда в моих текстах море — выискиваю потом в течении дней, недель и даже лет. А в этот раз — удивительно — почти без них. Пару запятых поправил.
Перечитал свой коммент — он тянет на самостоятельную статью. Решил опубликовать отдельно — это людям прочитать будет, как минимум, полезно.
Во-первых, музыканты — это тоже такие люди. И нести социальную ответственность они должны, как и все остальные люди.
Но этим вопрос не исчерпывается.
Музыкант — широкое понятие.
Есть композиторы, исполнители, преподаватели. Есть даже менеджеры сейчас — среди музыкантов — например, руководители музыкальных коллективов. Их тоже считают музыкантами.
Можно провести огромную работу и разобраться в том, к какого рода ответственности готовы те или иные разновидности музыкантов. Можно вспомнить о том, что человечество в целом в XXI веке поставило музыку в уязвленное и униженное положение, когда для большинства живущих на планете музыка перестала что-либо стоить — технологии позволяют получать любое произведение бесплатно, а человеческая идеология — даже в развитых странах — не подразумевает какой-либо экономической защиты музыкантов.
На фоне этого требовать от музыканта хоть чего-то, а тем более — ответственности перед обществом — это как минимум странно. Ведь общество само по себе давно ни за что не отвечает. Оно фактически похоронило высокое искусство в пользу первобытных телодвижений и подмены понятий. Бизнес и технологии стриминга фактически узаконили, легализовали, возглавили пиратство.
Удивительно наблюдать, что кто-то в этом мире еще продолжает хранить верность искусству. Разве это само по себе не подвиг, и не констатация того, что настоящие музыканты по определению ответственны — прежде всего тем, что сохраняют и развивают искусство для человечества — даже тогда, когда человечество это не ценит.
Конечно, люди видят мир музыки иначе. На первом месте там поп-звезды, которые работают прежде всего за деньги — одержимы славой и экономической выгодой. Эти люди вряд ли могут нести какую-либо ответственность, соотносимую со статусом музыканта. Это представители бизнеса, мимикрирующие под музыкантов. По сути они музыкантами не являются, ведь музыка для них — лишь средство.
Настоящий музыкант — это человек, который принимает идущий на него поток невыразимой словами информации из Высших Сфер, от Бога. Он и ответствен только перед этими Сферами и перед Богом. Если музыкант внезапно продается экономическим соблазнам или политическим веяниям, идущий на него поток просто иссякает, прекращается.
Это и есть мера его ответственности — ему тоже могут быть объявлены санкции — санкции другого рода, в результате которых он перестает быть музыкантом. И обратный путь в музыку может быть очень и очень трудным.
Последнее я знаю по личному опыту. Хотя именно политике или бизнесу я никогда не продавался. Есть еще много способов совершить ошибку. Но в любом случае платой и мерой ответственности будет прощание с музыкой.
А далее этот человек будет нести социальную ответственность в рамках той, которая обязательная для каждого гражданина его страны.
Эту ответственности несли немцы — каждый немец — по окончании II Мировой Войны. Некоторым народам выпала доля отвечать многократно. Например Россияне отвечали за Революцию Гражданской войной, а за Гражданскую войну — коллективизацией, голодом и сталинскими репрессиями (и Великой Отечественной Войной — тоже). За превращение Победы в Великой Отечественной Войне в гордыню, культ и безумную истерию (“Можем повторить!” и вот это вот всё), повлекшую эскалацию следующих войн, русский народ будет отвечать еще много лет или даже десятилетий. Это коллективная социальная ответственность, которую понесут в равной степени все жители страны, в том числе и музыканты.
Но если вернуться к музыке, то роль музыкантов еще и в том, чтобы помимо взращивания в людях самый высоких и светлых чувств, в особые исторические периоды наполнять Мир той энергетикой и тональностью, погружаясь в которую люди — слушатели этих музыкантов — не могут продолжать воевать — в этом, пожалуй, главное современное назначение музыкантов и музыки.
В этом еще одна категория их ответственности.
Сейчас все музыкально одаренные люди должны посылать в мир исключительно миролюбивые вибрации, переводить фокус внимания и чувств людей на внутреннее примирение.
Я не говорю о том, что музыка может как-то остановить ведение боевых действий на фронтах в Украине — там музыка не может изменить ситуацию. Но музыка может изменить мировоззрение тех, кто поддерживает войну сидя в тылу перед телевизором. Настоящая музыка вполне может быть противоядием, которое ослабит или компенсирует воздействие пропаганды.
Истинное искусство — которое от Бога, пришедшее на Землю из Высших Сфер, из одухотворенной Вселенной — назовите это как угодно — вполне способно творить чудеса. К сожалению, не мгновенно. На эти чудеса требуется время. А время — это человеческие жизни, это поломанные судьбы. Это чьи-то слезы и отчаяние.
Вполне возможно, что за промедление в своей творческой области, когда музыканты в трудную для планеты и человечества пору складывают ноты, смычки, крылья, закрывают резонатор рояля, тоже несут ответственность. Но измерить и сопоставить её с общей социальной ответственностью людей в целом я не могу, ведь, если музыкант на службе Мира, он не может не повиноваться тому потоку, который в нужный момент направляется на него с Неба.
Молодец, Андрей. Замечательный текст. Ёмкий, точный и выражающий суть. Полностью солидарен.
ОтветитьУдалитьСпасибо
Удалить