menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

8 октября 2020 г.

Химеры аналогового звука

Химеры аналогового звука

Тут зашел разговор о том, что раньше, когда все эти пластинки, бобины, кассеты... ладно, пусть и лазерные диски с ними тоже - вот тогда прослушивание музыки было физическим процессом. Оно сопровождалось различными ритуальными телодвижениями - карандашиком ленту в кассете перемотать, пластинку перевернуть - иголку поставить точно в начало песни. Одна заправка ленты в катушечный магнитофон была равнозначна вечерней службе в храме муз - это вообще не всякому удавалось с первого раза, а когда вдруг получалось, ты уже явно ощущал, насколько ты теперь круче тех, у кого опять ленту порвало или зажевало...

Все это наполняло процесс прослушивания музыки совершенно не имеющим отношения к самой музыке контентом. Да, это вносило разнообразие, давало опыт, который со временем становился совершенно не нужным, но зато было о чем поговорить - сколько было болтовни вокруг магнитофонов, усилителей, колонок, проводов с бескислородной медью...

Да ладно - все это техника, а ведь еще и саму музыку надо было где-то взять. Тогда не говорили "скопировать". Говорили "переписать". Мы все переписывали у друзей. При этом, переписывалась музыка в реальном времени... это позже придумали ускоренную перезапись с кассеты на кассету, но настоящие меломаны этим удобством не злоупотребляли - качество терялось. Вообще при любом переписывании качество терялось. При каждом прослушивании качество терялось. Копии приходилось восстанавливать. Нередко оказывалось, что восстановить уже никак - там, у кого переписывал, там уже нет - тоже испортилась копия. И все, что мы слушали, было десятой копией с какой-то еще копии - даже винил - это если кто не знает - штамповка винила - это тоже копирование. И оно никогда не производилось с оригинала...

А что являлось оригиналом? В аналоговую эпоху это было очень туманное понятие. Это могла быть мастер-лента шириной четверть дюйма - стерео. А могла быть и многоканальная сессия. А сессию нельзя дважды воспроизвести одинаково - в аналоговую эпоху такое было принципиально невозможно, так как звучание всех участвующих в воспроизведении устройств и составляющих зависело от температуры воздуха, атмосферного давления, пятен на Солнце и фаз Луны... Я это заявляю без тени преувеличения.

И каждое прослушивание было уникальным. Если ты захочешь повторить, ты услышишь уже другой звук. Может быть разница будет невелика, и может быть её объективно услышат не все, но она будет обязательно, и даже в профессиональной студии одна и та же бобина со свежезаписанной песней - The Beattles, например, - не прозвучит дважды одинаково.

Я помню, как мои друзья гнались за максимальным приближением звучания к эталонному. Каждый следующий шаг давал все меньше результатов, а тянул за собой грандиознейшие перепайки схем, переборку механики, покупку у спекулянтов дорогостоящей ленты, которая в отечественных магазинах не появлялась, а на скрипучую осыпающуюся "Свему" писать никто не желал. И все это стоило приличных по тем временам денег...

И вот мы дожили до цифровой эры, когда любой альбом в качестве многократно превосходящем, но самое главное - превосходящем стабильно - любую из наших копий эпохи аналога, мы можем скопировать в один клик, и слушать с гарантированно повторяемыми настройками - нашел свое звучание, сохранил пресет, и можешь быть уверен, что завтра ты услышишь свой любимый альбом в Lossless (без потери качества) с абсолютно тем же звучанием...

И кого это радует?

Мало кого...

У нас забрали всю ту мышиную возню, из-за которой мы все никак не могли спокойно и расслабившись - с максимальным удовольствием - прослушать любимый альбом. Мы утратили священные ритуалы по перемотке кассеты карандашом, склеиванию порванной ленты, сдуванию пылинок с виниловой пластинки...

И без всего этого любимая музыка поблекла...

Хочется спросить: А мы любили вообще музыку? Или любили что-то другое, а музыка была лишь предлогом?

Потому что сейчас и музыки полно - и старой, и новой - всякой! И оборудование с классным звуком (а не эта "Радиотехника", "Орбита" или "Вега") стоит копейки, не ломается, одним нажатием управляется...

А счастья нет...

Значит, дело было не в качестве железа, и не в музыке, а в том, что нас увлекало наше инженерное участие. И без паяльника в руке любимый альбом как-то уже не столь любим...

Но, всегда есть над чем призадуматься и чем-то себя занять.

Конечно новые прикольные дивайсы сконструированы так, что к ним порой и прикасаться не надо - у них и голосовой ввод, и искусственный интеллект. Они уже скоро лучше нас будут знать, какую песню через пять минут мы захотим послушать.

Но идеала по-прежнему нет.

Вот, например, угораздило меня купить маленькую-такую безпроводную колонку - Miniso - пить чай на кухне и слушать музыку. Я конечно хотел что-то посерьезнее. Но посерьезнее - оно габаритнее, а у меня и так стол маленький. И я решился - чисто попробовать - купить монофоническую колонку.

Правда, в магазине меня убеждали, что она стерео. Но у них не получилось.

Сижу, значит теперь, пью чай и думаю: Но если купить таких две, то можно наверное как-то написать такое приложение для Андроида, чтобы он понимал, что если по Bluetooth сконнектились две одинаковые монофонические колонки, то их надо рассматривать как стерео-систему, и одной колонке отправлять поток левого канала, а другой - поток правого канала...

Да, но вероятнее всего будет непредсказуемое смещение фазы, которое исказит стерео-картину... а тогда надо уменьшись размер пакета пересылаемых данных, чтобы минимизировать расхождение фазы и улучшить синхронизацию...

Короче говоря, знакомая с 70-х - 80-х головная боль вернулась. Все встало на свои места. и можно опять получать удовольствие от совершенно не имеющих отношения к реальности и отвлеченных от всего дум, пока играет музыка...

А Вы, Друзья, с какими мыслями в голове пьете чай (кофе) под музыку?

Комментариев нет:

Отправить комментарий