menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

28 октября 2021 г.

Оля

Оля (девушка с собакой)

Она жила двумя этажами выше. Мы здоровались, встречаясь в подъезде, но не общались. И если быть честным, Оля мне не нравилась — вызывала некоторое неприятное чувство, которое чаще всего вызывают неуверенные, нерешительные, стеснительные люди, не умеющие жить в моменте и вовремя улыбнуться или наоборот — дать отпор, когда надо. Их как будто нет — люди призраки.

Я был тогда в 7-м классе и не понимал, что всему виной — строгие олины родители. Они со своей строгостью сильно припозднились. Наша страна уже победила в войне, запустила первый спутник и первого космонавта, даже Олимпиаду на своей территории провела. Уже можно было чему-то радоваться. Но они держали девочку в строгости, не баловали теплым отношением. И она всегда была хмурой — грустнее осенней тучи.

Однажды в 6-ом “В”, где училась Оля, появилась новенькая девочка — Ира. Оля и Ира стали подругами. А мне Ира сразу очень понравилась, и я начал развивать с ней романтические отношения — проводить до её дома через дорогу, встретить перед школой… это быстро кончилось — Ире я не понравился. Но почему? Я все делал правильно, как мне казалось. Я ничем её не обидел…

Ну, конечно — все дело в Оле. Эта вечно хмурая, надутая, неприветливая девчонка наверное как-то влияет на свою подругу… наверное что-то и про меня наговорила… сама ни с кем не дружит, и другим не дает.

В общем, я нашел козу отпущения и стал относиться к Оле еще более предвзято и недобро.

Дело доходило до мелких школьных пакостей. Но к моему удивлению, и наверное даже разочарованию, Оля никак на них не реагировала. А с течением времени я успокоился насчет Иры, и на Олю мне тоже стало как-то все равно. И встречаясь в подъезде мы вновь стали говорить друг другу “Привет”.

А в 9-м классе я уже во всю занимался музыкой, и мне надо было иногда переписать с кассеты на кассету какую-то новую мелодию — для друзей из Планетария, чтобы они репетировали у себя дома под эту запись. Но у меня был один кассетник. Нужен был второй. Однажды встретившись в подъезде я спросил Олю: “Привет. У тебя магнитофон есть?”“Есть”. “Дай на вечер — кассету переписать надо”. Оля дала. И потом я часто обращался к ней за кассетником. А потом ей нужно было что-то переписать. И она притащила ко мне в гости Иру — пока что-то переписывалось — как оказалось — для Иры, мы отлично провели время и наконец подружились. А ведь то того Ира обходила меня за квартал. Я тогда отметил про себя, что как все легко и просто получается, когда тебе уже не надо…

Я закончил школу, поступил в институт, и даже переехал в другой район. Олю долгое время не встречал. А Иру вообще больше не видел, что ни хорошо и не плохо. Но несколько лет спустя я столкнулся с Олей на соседней станции метро. С трудом узнал.

Тут стоит добавить, что в детские годы Оля сильно комплексовала от некоторой полноты. Её нельзя было назвать толстой, да и лишних килограммов в ней было пару штук, но она этот груз носила в душе. И он ощущался. Он визуализировался и придавал ей не самый лучший вид.

И вот я вижу перед собой стройную, высокую, симпатичную девушку, с улыбкой на лице. Перед ней коробка. В коробке маленькие щенки — неуклюже возятся, норовят перебраться через картонную стенку — на свободу, как котята. Я и подумал сперва, что котята. Но — нет. Девушка очевидно их пытается пристроить в добрые руки и смотрит всем выходящим из метро в глаза — в надежде найти хозяина для своих собак… смотрит мне в глаза, и говорит с улыбкой: “Привет, Андрей”.

Я не сразу сообразил, почему она мне знакома.

— … Оля? — не узнал тебя. Давно не виделись, давно. Ты сильно изменилась. Живешь здесь?
— Нет, живу я там же. Здесь я щенков раздаю. Тебе не нужно?
— Оля, у меня есть собака. Мне хватит. Большая — ньюфаундленд. Еще одного пса некуда будет. А это все твои?
— Мои. Тоже вот думаю, как бы поголовье уменьшить, но хочется в хорошие руки раздать.

Мы тогда быстро попрощались — я торопился. Но потом часто видел Олю на том же месте. Иногда подходил, разговаривали. О собаках. Она оказалась заядлой собачницей. Теперь-то я понимаю, что любовь к собакам для неё стала компенсацией недостатка любви родителей — собаки со своей безусловной любовью дадут 100 очков вперед любому человеку. Для Оли это было жизненно важно. Тогда, конечно, я не знал об этом.

Оля в какой-то момент смогла изменить себя. Села на диету, похудела, большую часть времени проводила на работе или с собаками, и с родителями почти не общалась. Вышла замуж и начала курить — тогда считалось, что курение препятствует набору веса.

Когда у моего пса Джека случился ушной клещ Оля помогла его вывести. Мы с женой Оксаной несколько раз приходили к ней с псом, общались на собачьи темы. Раз, нашли брошенного щенка ньюфа под сидением в трамвае — не смогли оставить там, взяли себе — выходили (он полудохлый был), но нам две собаки было перебор. Обратились к Оле — она помогла пристроить малыша.

Периодически мы встречали Олю на выходе станции метро Чертановская — все так же — с щенками. Она пристраивала всех щенков, какие обнаруживались внутри её горизонта событий. Мы были рады её видеть, а она, судя по всему всю свою радость делила с собаками. Оля могла быть с ними и в дождь, промокая до нитки, и в лютый холод.

Потом наши встречи прекратились.

А через год примерно мне позвонил её муж, которого я никогда не видел и не знал даже имени, но он представился так. Рассказал, что Оля умерла. Однажды промокла с собаками своими, замерзла сильно — воспаление легких, поздно спохватились, не смогли спасти… и вот уже год, как её нет… Пока мужчина рассказывал это, его поначалу спокойный голос превратился в рыдания. Я слушал его сколько мог, выбрал паузу, сказал, что очень сочувствую и сожалею…

— Оля говорила, Вы пишете музыку?
— Да, пишу.
— Напишите что-нибудь посвященное Оле. Пожалуйста! Я не умею, мне это не дано. Но Вы можете это сделать для меня. — Понимаете, написание музыки, это не то, что можно сделать по просьбе. И я никогда не писал музыку на заказ. Музыка как-то приходит ко мне, но я не управляю этим процессом. Я могу лишь принять это. Но не вызвать.
— Вы же музыкант, композитор! Неужели Вы не можете написать музыку для Оли. Я не знал Вас, но Вы были другом Оли — она так о Вас говорила.
— Я не могу Вам этого обещать. Я глубоко потрясен смертью Оли и искренне Вам сочувствую. Но я не могу обещать сделать то, что у меня не всякий раз получается, и я честно сам не знаю, как пишется музыка. Боюсь, это не только от меня зависит.
— Вам нужны деньги?
— Деньги нужны всем. Но это не тот случай. Оля действительно мой друг. Друг детства. Но, знаете, я слышал, Вы плакали в трубку. Мне бы тоже сейчас осознать произошедшее, и тоже выплакаться. Для меня это очень больно. Может быть не так сильно, как для Вас, но, поверьте, мне в такие минуты не до музыки. Я не уверен, что смогу. Сейчас — точно нет. А то, что не получается без денег, и за деньги не выйдет. Поэтому прошу Вас, про деньги больше не говорите.
— Я понял Вас. Извините.

Он положил трубку. И больше не звонил. А я осознал, что музыка — совсем не то, чем я распоряжаюсь. Конечно, у меня было двоякое отношение к этой просьбе. Просить незнакомого человека написать что-то посвященное ушедшей в мир иной любимой женщине — это как-то странно на мой взгляд. Это же никогда не станет его посвящением. А зачем ему мое?

Но я действительно хотел что-то написать для Оли. И — не написал. Не смог. Были случаи, когда это получалось. Но в этот раз не получилось. И я думаю, что там, откуда ко мне приходят мелодии, этого не было в планах, не было среди предполагаемых или возможных событий.

А может быть просто Оля этого не хотела. Она вообще в этой жизни мало чего хотела для себя. Она заботилась о других: о спокойствии родителей, о муже, о собаках, о друзьях. Что ей самой было нужно в жизни? — этого я не знал. Быть может — чуть еще похудеть, чтобы соответствовать запросам общества и стандартам красоты… хотя она и так была красива, особенно, когда улыбалась.

10 комментариев:

  1. С духовной точки зрения написать музыку умершему человеку - очень большое и сложное дело. Живому полегче, а мёртвому иногда может быть и небезопасно для вас, мало ли как он к вам по-настоящему относился. Не пишется - лучше не писать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы что-то знаете. Я - нет. Я интуитивно живу. То есть, даже иначе - я порой пытаюсь что-то сделать, но пространство не дает. Оберегает... (?)

      Удалить
  2. С духовной точки зрения написать музыку умершему человеку - очень большое и сложное дело. Живому полегче, а мёртвому иногда может быть и небезопасно для вас, мало ли как он к вам по-настоящему относился. Не пишется - лучше не писать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мертвому музыка вряд ли так уж необходима. Ушедшей душе важны наши искренние мысли чувства о ней. Музыка, которая может звучать здесь - в мире людей - это уже синтетический продукт. А душе нужна естественность.

      Я писал музыку о погибших. У меня есть альбом посвященный экипажу Челленджера. Но я их не знал лично - этих людей. Они не знали. И писал я не для них, а для тех, кто здесь остался. Это живые должны понимать цену освоения космоса. Те, кто туда ушел, в дополнительных посланиях и посвящениях не нуждаются. У них в распоряжении весь тот безбрежный мир, которого мы здесь боимся. А им уже нечего бояться, и нет никакого смысла нисходить до того, чем мы тут заморочены - музыкой, политикой, следующими полетами...

      Удалить
  3. С духовной точки зрения написать музыку умершему человеку - очень большое и сложное дело. Живому полегче, а мёртвому иногда может быть и небезопасно для вас, мало ли как он к вам по-настоящему относился. Не пишется - лучше не писать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С моей стороны была некоторая "детская" несправедливость по отношению к Оле. Но вряд ли её Душа стала бы сводить со мной счеты после тех или иных музыкальных приношений. У неё с родительскими воплощениями проблемы на порядки порядков более серьезные, что и привело к ранней смерти. Но в общем виде я пожалуй соглашусь - не стоит лишний раз тревожить тех, кто тебя уже не тревожит.

      Удалить
  4. Грустная история... С одной стороны и глубокая с другой... Жить интуитивно это даже очень правильно. Вернее жить, как чувствуешь. Со временем всё меняется. Может ещё просто время не пришло...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этом все и дело. Издревле людей воспитывали в строгости и чувстве долга - долга перед другими людьми, перед страной, перед чем-то большим, что и так сильное - не развалится. Дети, выросшие в таких условиях, совершенно не понимают, чего им самим нужно. Они живут для других в надежде получить хотя бы малую похвалу и признание - родители их не признавали ценными. Очень многие из таких детей не замечают ту границу, переход через которую для них разрушителен. Из них получаются спасатели мира, но разрушители себя. И даже любящий муж потом не понимает, что человеку не нужна была музыка, а особенно написанная кем-то... человеку - женщине - его жене - все это время нужна была его любовь и напоминание о том, что она может расслабиться, она хороша сама по себе - без подвигов и достижений.

      Странно, но этот рассказ, где все фактически лежит на поверхности, люди в большинстве своем восприняли как некоторое проявление грусти - моей - от того, что у меня музыка не написалась. По тексту можно понять, что я и не собирался, как минимум, в момент разговора.

      Наверное, вы ближе многих подошли к сути.

      Суть здесь именно в том, чтобы слушать и чувствовать себя. И наверное это главная задача родителей - вырастить не послушного удобного ребенка, который безотказно будет выполнять все требования окружающих, а вырастить человека, который прежде всего будет себе опорой, себя в первую очередь будет ценить и любить. И тогда его будет ценить и любить весь Мир.

      Удалить
  5. Наткнулся. Действительно, не очень весёлая история. Я не буду много рассуждать, потому как, не стоит обсуждать чьи-то жизни. Хотя из этой истории можно много аналогий провести. То как живут люди, то как проживают свою жизнь... А ещё, добавлю от себя. Вот я считаю, что только искренние творения будут вызывать чувства (я думаю меня поняли). Всем добра. Любите себя и будьте честны сами с собой.

    ОтветитьУдалить