menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

15 июня 2021 г.

В созвездии Геркулеса вспыхнула Новая звезда

В созвездии Геркулеса вспыхнула Новая звезда. Статья по астрономии. Автор Андрей Климковский

Снимок Анны Антоновой (annahirvi)

Это уже вторая относительно яркая Новая звезда в 2021-м году. В марте была зафиксирована вспышка Новой в Кассиопее. И три дня назад Новая звезда вспыхнула на границе созвездий Геркулеса и Орла.

12 июня японский наблюдатель Сэйдзи Уэда — любитель астрономии, кстати. Обнаружил отсутствующий на картах звездообразный объект на своих снимках, сделанных 10 июня. Яркость объекта оценивалась на уровне 8-й звездной величины, но уже в ближайшую ночь яркость объекта возросла до 6-й звездной величины, и он стал доступен невооруженному глазу (хотя, на пределе и не в городе).

13 июня 2021 года вспышка новой звезды была подтверждена на двух телескопах итальянской обсерватории в г. Падуи, получены спектры, и объект был классифицирован именно как “Новая звезда”.

Наверное стоит уточнить, что термин “Новая звезда” (“Nova Star”) возник исторически, когда астрономы не представляли себе суть явления. В процессе изучения появляющихся на небе ранее неизвестных звездообразных светил было определено, что во-первых: это совсем не новые звезды, а — напротив — уже довольно старые; во-вторых: существует два сильно отличающихся класса явлений — вспышки новых звезд, и вспышки сверхновых звезд.

Если говорить о сверхновых, то это гораздо более редкое событие, которое вполне можно соотнести с окончательной гибелью звезды, когда светило исчерпало весь свой энергетический потенциал, и термоядерным реакциям протекать уже не из чего. Такое светило должно иметь массу от 8-ми масс Солнца и более. Когда энергия горения гелия в ядре звезды уже не может противостоять стремлению внешних слоев сжиматься к центру и равновесие нарушается, внешние слои под действием сил тяготения обрушиваются на ядро, где порождают ударную волну и огромный выброс энергии — последних крик и последних вздох звезды. Оболочка звезды разносится ударной волной образуя красивую туманность — надгробие над некогда стоявшим здесь звездным гигантом. Энергия, выделившаяся в результате соударения вещества внешних слоев и ядра порождает вспышку в широком спектре излучений. В течении нескольких недель умирающая звезда может сиять столь же ярко, как все звезды галактики вместе. Центральная часть звезды продолжает сжиматься и превращается в нейтронную звезду или черную дыру.

В созвездии Геркулеса несколько дней назад произошло не это, а событие менее драматичное.

Новые звезды — это тесные пары звезд, где одним компонентом двойной системы является белый карлик, уже растративший все свое топливо. Но он не сдается — он отсасывает от другой звезды — своим тяготением — вещество с её внешних слоев. Фактически он вампирит свою соседку, которая оказалась не столь расточительна в своих звездных нуждах, но теперь ей деваться некуда, и приходится делится.

Шлейф вещества от более состоятельной звезды закручивается вокруг белого карлика, превращаясь в аккреционный диск. Такая звезда могла бы выглядеть как планета Сатурн с кольцами. Но у Сатурна кольца не касаются его атмосферы, а у белого карлика аккреционный диск подходит вплотную к его горячей, но уже лишенной водорода и гелия “поверхности” — это слово не случайно в кавычках.

Получается, что белый карлик получил от соседки допинг топлива, а поджечь его не может — для термоядерных реакций, если вы помните, нужны высокие температура и давление. На поверхности даже у белого карлика такое давление и температура не существуют.

Но необходимые условия могут быть достигнуты за счет “трения” аккреционного диска и той самой “поверхности” белого карлика. Потому что скорости осевого вращение белого карлика и аккреционного диска сильно различаются, и потоки вещества начинает сталкиваться. Когда вещества в диске накопится много, тут и может быть достигнуто необходимые температура и давление для запуска термоядерного синтеза водорода с соседней звезды в гелий — прямо на поверхности белого карлика.

Этот процесс, будучи запущенный в некоторое критическое мгновение, становится взрывообразным, и весь аккреционный диск выгорает за несколько дней. А нам с Земли кажется, что в небе зажглась Новая звездочка.

Если вспышка Сверхновой звезды — это однозначный финал, то новые звезды могут вспыхивать повторно и даже многократно. В среднем вспышки новых звезд в одной тесной двойной системе с белым карликом повторяются раз в несколько тысяч лет. Характерное значение — 5 тысяч лет. Бывают исключения. Например, в созвездии Северной короны есть новоподобная звезда, которая дает вспышки примерно раз в 80 лет. Но это не точно.

Какого типа и как часто может вспыхивать новая звезда в созвездии Геркулеса — это пока неизвестно. Но определено, что до вспышки эта двойная система имела всего лишь 20-ю звездную величину. то есть — очень-очень слабую. И конечно никто раньше не обращал на неё внимания — таких звезд миллиарды. Но теперь ученые будут пристально изучать эту звездочку.

Немного о звездных величинах.

Быть может, кто-то не знает, но в астрономии принято самым ярким звездам ставить в соответствие нулевую и первую звездную величину. Более слабыми по яркости являются звезды второй звездной величины (как пример — звезды в Ковше Большой медведицы), а дальше идут звезды третьей величины, четвертой и пятой. В городах мы уже не видим звезды четвертой и пятой величины, хотя за пределами ярко освещенных населенных пунктов глазу доступны звезды вплоть до 6-й звездной величины.

В бинокль или подзорную трубу можно увидеть звезды 7-й, 8-й и 9-й звездной величины. Дальше нужен телескоп. звезды от 14-й величины и слабее видны только в очень крупный — в профессиональный телескоп, установленный в горной обсерватории. Плутон имеет 14-й звездную величину (хотя он не звезда, но видимая яркость планет и астероидов измеряется по той же шкале) и любителям он не доступен. Но 20-я звездная величина — это в астрономии уже считается “экстрим” — такие объекты исследуются самыми мощными инструментами, и чаще всего заатмосферными — орбитальным телескопом имени Хаббла, например.

С 13 июня яркость Новой звезды в созвездии Геркулеса пошла на спад, и сейчас она приблизительно 7-й звездной величины. И с каждой следующей ночью будет лишь слабее. Но вооружившись биноклем или подзорной трубой вы без труда сможете ее отыскать над правым крылом Орла.

Как я уже упоминал, Новая звезда вспыхнула буквально на границе созвездий Геркулеса и Орла. Формально — в Геркулесе, но фактически на границе.

Ближайшая к Новой звезде звезда FF Орла — 5,5 звездной величины — может быть использована как ориентир. Новая будет на полградуса южнее. И никаких других звезд сравнимой яркости в этом районе неба нет.

Привожу для облегчения поиска два скриншота. На перво отмечено положение звезды FF Орла. На втором крестиком обозначено положение Новой Геркулеса 2021.

Координаты звезды: 18h 57m 31s +16° 53’ 40”

Через несколько дней звезда померкнет настолько, что перестанет быть доступна в любительские наблюдательные инструменты. Не упустите шанс увидеть её.

Успешных поисков и наблюдений!

Комментариев нет:

Отправить комментарий