menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

13 июля 2022 г.

Капище Сварога на Лисьей горе

Капище Сварога на Лисьей горе

Славяне изначально — язычники. И не только они. Древнему человеку было свойственно обожествлять силы природы, ведь силы эти не были изучены, не были приручены, но от них всецело зависела жизнь. Попытки прислушаться к этим силам являлись первыми шагами к изучению Вселенной, стремлением быть с ней в контакте. А поскольку человека от животного отличает способность сопоставлять предметам, явлениям и событиям абстрактные символы — та самая “вторая сигнальная система”, которой нет даже у Дельфинов, — то каждому явлению природы, каждой соотносимой с явлением силе, каждому значимому предмету природного мира был посвящен некоторый символ. Символы создавались из подручных средств и расставлялись в некотором эмпирически выведенном порядке. Так появились капища.

Капища — места поклонения силам природы, богам, духам. Это своего рода святыни, храмы — именно здесь древние жители наших краев испытывали самые глубокие и сильные чувства, здесь погружались в раздумья о вечном, формулировали просьбы и чаяния, подвергая их проверке на приемлемость — “А можно ли о таком просить у богов?”

Капища можно считать древними обсерваториями — все здесь строго ориентировано по сторонам горизонта и небесным светилам. Это не удивительно, ведь Солнце и Луна в те далекие годы были единственными указателями времени и основой первых календарей.

Здесь приносили жертвы. Трудно точно сказать, в чем они выражались. Я склонен считать, что часть блага полученного от природы язычники пытались ей вернуть сжигая в жертвенных кострах часть урожая, а может и домашнего скота, восторженно глядя, как дым уходит в небо — туда, где живут боги (как минимум некоторые). Позже, когда язычество было искусственно заменено христианством, появились легенды о том, что на капищах сжигали людей и даже младенцев, но я склонен считать, что это чисто политическая выдумка, как и ныне многое властью выдумывается лишь для того, чтобы оправдать те или иные решения.

В течении последней тысячи лет капища были вне закона. Власти стремились их разрушать, а некоторая часть населения стремилась их сохранить — хотя бы на уровне памяти о прошлом, как культурное наследие, и просто как творение рук человеческих.

Советская власть — напротив — стремилась искоренить христианскую веру, и тут капища внезапно оказались в выигрышной позиции — их стали восстанавливать. Но с распадом СССР некоторые верующие во Христа почему решили взять реванш разрушая бутафорные капища, возведенные в парках.

Капище Сварога в Битцевском парке на юге Москвы восстанавливалось и уничтожалось многократно. Когда-то к его восхождению приложили руку местные городские власти — место было выбрано не случайно. Здесь — на Лисьей горе — капище стояло с давних пор. Но созданный ансамбль более походил на парково-развлекательный объект или детскую площадку с персонажами из сказок.

В 90-х оно было полностью сожжено, и восстанавливалось теперь уже на средства языческой общины — есть такая в Москве — язычники на Руси не перевелись.

Несколько раз все повторялось — кто-то ночью сжигал деревянные конструкции, но люди вновь отстраивали их.

На самом деле капище архитектурно очень простое.

Традиционно это символ главного славянского бога Перуна, олицетворяющего собой стихию грозы — как у Античных греков Зевс. Он же являет собой символ мужского начала. Перун стоит перед южными вратами капища.

Четыре деревянные волка указывают каждый в свою сторону света. Тут есть детали. Южный волк также показывает на небесный экватор над точкой юга. Северный — на Полярную звезду. Восточный и западный показывают высоту Солнца в самый длинный день, но — утром и вечером — соответственно — в часы, когда Солнце проходит над точками востока и запада. Древние славяне были неплохими астрономами. К сожалению, смена религии привела к утрате многих знаний.

В центральной части этого ансамбля из бревен выложены 5 квадратов. Четыре тоже ориентированы по сторонам горизонта. в центре пятого лежит огромный валун — камень плодородия — нечто родственное фаллическому символу Перуна, но посвященное женскому началу. Считалось, что этот камень источает энергию, способствующую благополучно протекающей беременности и деторождению. Поэтому девушкам рекомендовалось коснуться или посидеть на этом камне перед замужеством. Мужчинам же камень мог принести плодотворные идеи в их мужских делах.

Традиционно капища располагались на возвышенностях. Но главным критерием для выбора места, где будет сооружено капище, являлись необычные ощущения чувствительных людей, оказавшихся в данном месте. И если эти ощущения благие — человек чувствовал прилив сил, успокоение страстных метаний, то место считалось подходящим. Вершина Лисьей горы в Битцевском парке вполне может считаться таким местом — местом, где хорошо, спокойно, куда хочется приходить вновь и вновь.

Капища могли посвящаться конкретному божеству. Капище на Лисьей горе посвящено или является местом поклонения Сварогу. Сварог — славянский бог огня и кузнечного дела. По значимости он ближе всего к Перуну, ведь Перун тоже так или иначе связан с огнем — огнем небесным. А Сварог олицетворяет собой огонь прирученный людьми.

Много лет назад — уже вернувшись из армии я стал посвящать время исследованию Битцевского парка, и ведомый странным чувством — сродни интуиции — вышел на Лисью гору, и обнаружил Капище Сварога. Это было глубокой ночью. Я как раз искал место для фотографирования звезд — удаленное от городских огней, с открытым обзором. По сей день я считаю это место лучшим для астрофотосъемки в Москве — в августе месяце ясной безлунной ночью здесь можно созерцать даже Млечный путь, чего более нигде в Москве не увидеть.

Но не только за ночное небо я люблю это место. Здесь действительно очень хорошо и спокойно. И подтверждают это те многие люди, которые приходят на капище Сварога и днем и ночью. Даже ночью чаще всего здесь кто-то есть — сидит на бревнышках жертвенных квадратов и думает о чем-то очень сокровенном.

Михаил Булгаков во время написания романа “Мастер и Маргарита” регулярно проводил здесь часы, обдумывая сюжет, и даже упомянул это место в романе — здесь Маргарита проходила своё посвящение.

В 1980-м году на Лисьей горе проходили конные соревнования в рамках “Олимпиады-80”. К западу от капища были установлены 8 флагштоков, на которых развевались знамена дружественных СССР стран (первый и последний раз). На северном склоне Лисьей Горы можно найти водонапорную башню — часть гидротехнического сооружения для поения лошадей — им нельзя пить холодную воду, и вода согревалась в этой башне. Многие артефакты бесследно пропали за прошедшие сорок лет. Но капище Сварог пережило это время. Кстати, к Олимпиаде его отреставрировали, как памятник славянской культуры — для гостей страны и Олимпиады.

Лисья гора и окрестности Капища Сварога продолжают оставаться очень спортивным местом. Каждую субботу здесь проходят забеги проекта “5 Верст” — старт в 9 утра для всех желающих. С некоторой регулярностью случаются забеги серии “Беги с ветерком” и Кросс “Лисья гора”. А гуляющих и катающихся на байках активных жителей столицы здесь всегда очень много — энергетика этого Места Силы привлекает сюда всех, кто желает обрести спокойствие и укрепить здоровье.





Комментариев нет:

Отправить комментарий