В августе 1990 года - ровно 20 лет назад - я и мой помощник Андрей Чуднов (мой хороший друг из начала 90-х, связь с которым ныне потеряна) не знали, чем заняться. В нашем распоряжении были два катушечных магнитофона высшей группы сложности (как принято тогда было писать в техническом паспорте радиоэлектронного изделия), хорошие колонки, пара синтезатор, ритм-машина, цифровой (хоть и советский) ревербератор и небольшой микшерный пульт.
Все это приехало в мою квартиру-студию ради записи саунд-трека к лекции "Путешествие Вояджера" для Московского Планетария. Саунд-трэк из 12 композиций был уже записан. Была даже записана тестовая версия "Эгейского моря" и теперь оборудование со дня на день должно было вернуться в Планетарий. Это был последний или предпоследний день, в который мы могли еще что-то сотворить.
Почему-то, не сговариваясь, в этот день мы занялись экспериментами - пробовали записывать звук на ленту с одной скоростью вращения тон-вала магнитофона, а воспроизводить - с другой, при этом дописывая новые партии, отдельные звуки и спец-эффекты. Дошло дело даже до голосов - они очень интересно менялись при изменении скорости движения ленты.
В результате получилась чисто экспериментальная композиция, которую я назвал "Дыхание умирающей цивилизации". Но экспериментальность не помешала концептуальности произведения. Осенью я притащил запись на Радио и после значительных процедур по облагораживанию кустарно записанного звука, эта странная пьеса прозвучала в составе научно-популярной программы "Архимед".
А потом на долгие годы эта лента легла в архив. только в 2003-м я оцифровал ее и записал на компакт-диск. Впрочем, все равно она не была более востребована для чего-либо - уж очень душераздирающая. Еще бы! В человеческой натуре легко находят отклик идеи и предложения поразвлечься, но ни в какую не проходят рекомендации - немного задуматься о том, чем развлечения те могут обернуться - так уж мы устроены. Именно поэтому, хоть и не очень возжеланная ушами меломанов, такая музыка продолжает оставаться актуальной и смысл заложенный в нее очень бывает полезен в критическую минуту.
А таких минут, часов и даже месяцев, в последние годы стало попадаться уж что-то совсем много... и часто...
Может поэтому я вспомнил об архивной записи и сделал для нее видеоверсию, соответствующую ее названию и возможно даже положению дел вокруг.
Дыхание умирающей цивилизации | видеоверсия 2010 >>>
[ музыка - 1990 - А. Климковский, А. Чуднов ]
PS: Приятного просмотра в сей раз почему-то не желаю.
menu
Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни. |