О походах к Ёжику я не раз слышал от участников Южных Ночей, они рассказывали, что там пещеры и что это совсем недалеко от Научного.
И мы решили туда пойти.
Правда, дорогу к этой горе мы не знали. Да - направление было видно, но небольшой опыт пребывания в Крыму говорил, что как правило дорога туда не всегда совпадает с направлением туда. Как хотите, так и понимайте это.
Было очевидно, что Ежик действительно недалеко, но визуальное направление к нему лежало вдоль балки Хуан-Сала, а это глубокий и густо заросший овраг - не пройти. Значит, идти предстояло в обход, опять через Сель-Бухру, дальше в каньон по направлению к Бахчисараю, и где-то там должен был быть поворот в примыкающий слева другой каньон - в нем и располагался Ежик.
Хоть мы и выбрались в путь в час обеденный, но шли не торопясь - с остановками, созерцанием окрестностей, фотографированием - до Ежика-то рукой подать... Но когда двигаясь вдоль линии ЛЭП мы спускались в каньон, нас настигла гроза - с молниями, громом и градом - и тут нам пришлось пробежаться с пару километров по глинисто-известковой грунтовке. В итоге этой пробежки наши кроссовки получили по полкило белой глины каждый в виде подарочного бонуса, да и сами мы немного уделались. Благо, что совсем немного.
Разок я предпринял попытку упредить тот поворот в сторону Ежиного каньона, но промахнулся и завел девушек в пастбищный тупик, коих так по горным склоном великое множество. Пришлось возвращаться, но следующий поворот оказался удачным и вскоре, с разговорами и отряхиваниями от глины мы приблизились к Ежу.
Но, чем ближе был Ежик, тем больше было разных развилок и вариантов - направо или налево. В один из таких сложных моментов я оставил попутчиц на развилке и пробежался вперед метров 500 и увидел открывшиеся поля, просторы и намек на прямую и понятную дорогу обратно в Научный через ту таинственную балку.
На следующей развилке я поступил похожим образом и мои догадки подтвердились - удалившись по исследуемой грунтовке я вышел к самому подножью Ёжика и там встретил путников на огромном внедорожнике, которые подсказали, что более правильный путь к вершине по другой дороге (по этой мы попали бы только на нижний ярус), но отсюда как раз можно было бы вернуться правильной дорогой в Обсерваторию. Они расхохотались, когда узнали, что называю эту вершину "Ёжиком". И, действительно, отсюда она уже никакого-такого ёжика не напоминала.
- Странные, Вы, астрономы и мозги у Вас странные... - Ёжик!... - это гора называется "Тепе-Кермен"
На том мы и расстались. Я поспешил к брошенным на развилке девушкам, а когда их встретил, то узнал, что они тоже получили подобные инструкции от тех же товарищей.
Дорога еще долго петляла. Преодолевая вираж за виражом на этом серпантине мы встретили группу туристов с рюкзаками, которые уже были измучены ношей и тоже не очень знали куда дальше идти, но совместными усилиями и при помощи их карты мы как-то подсказали им верную дорогу. За одно и сами узнали - у нас-то вообще никакой карты не было.
Очень скоро дорога вывела нас к воротам "Тепе-Кермен" - никаких там ворот не было, но это место считалось входом в старинный пещерный город и об этом свидетельствовали два информационных щита с текстом это поясняющим. Оказывается здесь - прямо в горе - когда-то жили люди. Не какие-нибудь первобытные люди в шкурах мамонтов, а вполне нормальные средневековые люди - просто известнык, из которого состояла гора очень легко поддавался обработке и было гораздо легче выдолбить все комнаты и другие помещения прямо в горе, чем строить дома из камней. К тому же гора сама по себе была непреступной крепостью и ее крутые склоны давали защиту жителям пещерного города. И таких пещерных городов в Крыму в средние века было очень и очень много. Значительная их часть в таком же как город "Тепе-Кермен" виде сохранилась и по сей день и активно посещается туристами, кое-где ведутся раскопки.
Дальше дорога была очень крутой и узкой - просто каменистая тропинка круто верх. По ней мы попали на средний ярус - тут уже были пещеры и захотелось полазить, по исследовать. Но там уже кто-то исследовал и фотографировался. Мы не стали мешать и полезли на самую вершину, которой достигли очень скоро.
Именно в том месте, где мы выкарабкались на плато, стояла туристическая палатка - вышедшие нам навстречу туристки попросили, что бы мы не шумели - ребенок спит! Это было неожиданно - ведь во-первых правилами пребывания в пещерном городе не приветствовалась установка палаток. А во-вторых - ребенок в таком опасном месте... но, кто его знает - ребенок туристов - это совсем другой ребенок...
Что бы не шуметь от восторга именно в этом месте мы пошли в обход по всему плато "Тепе-Кермен". Здесь тоже были пещеры, но их выходы и "окна" выходили прямо из отвесных стен и было непонятно, как там когда-то жили, как все это выдалбливали и как, вообще, туда попадали бесстрашные обитатели города - ведь не все их них были Карлсонами!
Тут мы тоже долго задерживались на каждом новом пятачке, рассматривали, фотографировали, тряслись от страха и от вида того, как кто-то из нас же подходил к самому краю плато и взирал вниз - там были сотни метров отвесного планирования длинною в жизнь.
Мы видели много ящериц, некоторых успели запечатлеть для фотоотчета, змею непонятного статуса, но по всей видимости Ужа метрой длины. Поселок Научный был отсюда замечательно виден и сфотографирован. Я взирал на цветущие пространства под нами и дорогу петляющую меж полей и оврагов - она должна была привести нас домой - в обсерваторию, но как бы выйти именно на эту дорогу?
На самом деле плато "Тепе-Кермен" очень небольшое - всего 1 гектар, как написано было у ворот города. И мы быстро его обошли, но вечер приближался еще быстрее, а мы были более чем в 10 километрах хода от поселка. Надо было спускаться.
Мы спустились на средний ярус, немного походили и там, тоже по фотографировали, полазили по скалам и отправились в обратный путь, который был еще неизведан.
Оказалось, что между Ёжиком и лавандовым полем, по которому проходила дорога в Научный, лежало несколько оврагов и мы очень долго по ним плутали, продирались через кусты, но выбрались все-таки и почему-то я повел девушек по первой попавшейся тропе уходящей приблизительно в сторону Обсерватории. А надо было бы идти по той, что с другой стороны лавандового поля. Но то, что хорошо видно с вершины, из оврагов и кустов не рассмотреть. Так и сбились немного.
Поэтому плутая часа полтора по лесной грунтовке мы все-таки вышли к ЛЭП, вдоль которой бежали под грозой и градом. Но это было большой радостью - лесная дорога не увела нас куда-то в даль от нашей цели, а вывела в места знакомые и через час с чем-то мы уже, пости в полной темноте, спускались с Сель-Бухры с мыслью о том, что предстоит испить крепкого чаю и влиться с телескопом в общество тех, кто уже наблюдает на площадке звезды.