menu

Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец | творческий сайт и блог
Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец
творческий сайт и блог       russian | english
          Андрей Климковский - один из ведущих российских композиторов работающих в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы - "Музыка Небесных Сфер", "Звездное небо", "ALEALA" и "DreamOcean" стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает феерические живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.
             

10 сентября 2015 г.

Винтаж в моде: рынок аудиокассет резко вырос | Перепечатка новости с комментариями Андрея Климковского

          Редкий случай, когда я позволяю себе перепечатку новостей из других информационных источников, а не пишу новости сам. Но я прокомментирую данный репост и мне есть, что к нему добавить, Ведь первые релизы NEANE Records - мои музыкальные альбомы и альбомы моих друзей - музыкантов и коллег по творческому объединению - первоначально выходили именно на аудиокассетах, и это продолжалось несколько лет. И я сейчас могу сказать, что это была замечательная эпоха, в которой есть, что вспомнить с теплым ощущением в груди. Уж не знаю, насколько это связанно с "теплым аналоговым" звуком самой аудиокассеты, и "теплый" ли он вообще - в этом у меня есть большие сомнения. Но конечно же были определенные плюсы и у этого устаревшего информационного носителя. Ну, а эпоха, в которую он был актуален - она в значительной степени была еще и эпохой эпохой музыкальной свободы и некоторого музыкального голода - легкого и мотивирующего - что куда более важно, чем технология, которая тогда использовалась для расшаривания звука.

Винтаж в моде: рынок аудиокассет резко вырос | Перепечатка новости с комментариями

          Да, - и поразительная новость эта, обнаруженная среди новостей портала Mail.ru, сама по себе уже является перепечаткой новости от Bloomberg, и перепечатка перепечатки (или когда "вор у вора дубинку украл") уже не является таким уж большим грехом.

Винтаж в моде: рынок аудиокассет резко вырос

          История развивается по спирали, с каждым разом переживая качественный скачок. Однако в последние годы что-то пошло не так — виток завершился, а качественного роста не произошло, что мы видим по всплеску популярности различного ретро. И музыка не стала исключением. Однако не только виниловые пластинки пользуются спросом, но и аудиокассеты.

          Как сообщил в интервью Bloomberg президент компании National Audio Company (NAC) Стив Степп (Steve Stepp), в 2014 году его предприятие произвело и реализовало 10 миллионов аудиокассет, а в текущем году они наблюдают 20-процентный рост продаж. Как уточняет глава NAC, это самый высокий показатель за всю историю существования компании с 1969 года.

          Что интересно, только 70% аудиокассет содержат записанные на них аудиоматериалы, а 30% проданных носителей являются «болванками». Рост популярности неактуальных носителей в компании связывают с ростом популярности на «теплый аналоговый» звук и вообще ретро: «Когда держишь аудиокассету в руке, чувствуется ностальгия».

          Производитель работает как с крупными лейблами, например, Sony Music Entertainment и Universal Music Group, так и независимыми музыкантами и инди-группами. Разношерстные клиенты — специфика бизнеса производства аудиокассет, так как сейчас создателей этих носителей почти не осталось, а NAC является крупнейшим игроком на этом рынке.

          NAC является одним из последних производителей аудиокассет в мире. В компании все еще используется оборудование, производство которого датируется 70-и годами прошлого века. Так что никаких высоких технологий, весь процесс создания кассет построен по канонам настоящего ретро. И пусть эффект роста популярности временный, сам факт возрождения пленки выглядит удивительно. Может, Sony перезапустит линейку плееров Walkman для этого типа носителей? Ведь надо же их на чем-то слушать.

          Ну, а теперь я позволю сказать, кое-что из того, что я думаю об аудиокассетах вообще.

          Я застал лишь эпоху их ухода. Мне, конечно, казалось, что это - расцвет. Но я ошибался. Как только родители купили мне кассетный магнитофон, выяснилось, что кассеты в нашей стране вдруг стали дефицитом - днем с огнем не найти, а если повезет, то это будет советская, скрипучая, тугомотающаяся и магнитофон ее обязательно зажует. Это случилось в 1985-м году - весь мир уже переходил на компакт-диски, а мы все никак производство (или хотя бы экспорт) аудиокассет наладить не могли... впрочем, то же самое касалось и самих кассетных магнитофонов, а вместе с ними и всего остального - телевизоров, калькуляторов, холодильников, автомобилей...

          В 90-х годах я решительно перешел на катушки - катушечный магнитофон, коллекция любимой музыки на катушках, запись своих произведений (тогда никому неизвестных, а впоследствии и запись первых альбомов - тоже) на катушках.

          Катушки давали несказанно более высокое качество во всех отношениях. И надежность аппаратуры для их воспроизведения была столь же продвинутая. Но если говорить о компактности хранения данных, то здесь все было наоборот - хорошая коллекция музыки на катушках могла занять целую комнату. И потому народонаселение нашей страны на катушки не подсело, а выбор свой сделало в пользу кассет. Тому способствовала и перестройка, когда в страну хлынул поток кассет сначала из стран бывшего соцлагеря, потом - из Китая, на самом закате эпохи кассетной музыки в нашей стране появилось некоторое количество предприятий по вмотке кассетной ленты в пустые корпуса - естественно, все китайского производства.

          Я всегда был сторонником качества и основательного подхода. Мне чужды были жадность и жлобство. Поэтому первые тиражи моих альбомов выходили на дорогих кассетах производства TDK и SONY. Разумеется, это не могло продолжаться вечно. Сначала эти кассеты подорожали, потом им на смену пришли подделки, и тогда было уже без разницы для качества продукта - что ты пишешь на дорогую подделку под TDK или на дешевый китайский BULK. Иной раз на дешевый китайский BULK получалось качественнее. Поэтому через пору лет существования NEANE Records от идеи - писать на фирменные носители - пришлось отказаться, и мы стали как все. Хотя - не сразу. Первое время мы писали кассеты в реальном времени на отстроенных кассетных деках с master-CD, что давало действительно несравнимо более качественную запись, но потом перестали справляться с процессом - делать надо было все больше, а магнитофоны изнашивались и купить новые было просто негде - такую технику уже переставали производить - весь мир переходил на цифру. И последние пару лет кассетной эпохи - года этак до 2004-го (уже параллельно с производством CD, а CD мы начали производить в 2000 году) кассетные тиражи мы писали на "ускоренке" - в 16 раз быстрее, чем было бы на обычном магнитофоне, причем писалось сразу в обе стороны на неразрезанный рулон, потом лента резалась на станке и автоматически вматывалась в пустой корпус, приклеивалась к ракорду, на кассету наносился принт с названием нашего издательства, автомат запечатывал кассету с клочком бумаги к ней в футляр (нередко вдребезги разбивая и разрывая все, что попадало ему под металлические лапы) и далее это закатывалось в тонкую прозрачную пленку, нагревалось и запаивалось.

          Вот так производились аудиокассеты, которые слушала вся Россия, еще не перешедшая на CD, но такой России оставалось все меньше, потому, что, CD-плееры очень быстро вытесняли кассетные анахронизмы и последними форпостами кассетной империи, которые еще как-то держали оборону, были автомобили - было удобно бросить кассету в бордачек и не бояться, что она поцарапается, что ее украдут.

          Когда нам пришлось полностью отказаться от производства/реализации кассет, никто из участников NR об этом не жалел. Даже несколько сот нераспроданных кассет и тысячи обложек к ним я безо всякой жалости вынес на помойку и почувствовал огромное облегчение - столько места освободилось!

          С тех пор я ни раз о кассетах не пожалел: не было в них чего-то такого, что имело для меня ментальную чувственную привязку. Ностальгии по кассетам я не испытывал. Но некоторые воспоминания о том, как неисправность кассеты или воспроизводящего устройства - плеера, магнитофона - портили настроение и отравляли жизнь, до сих пор сопровождаются жуткими гримасами и на меня в это время лучше не смотреть.

          Тем не менее, как вы можете видеть, жизнь - штука странная. И когда человечество добралось до облачных технологий во всем - в том числе и в прослушивании музыки, когда мы уже решительно переступили порог новой информационной эры, в которой фактически пользователю уже нет нужды иметь дело хоть с каким-то информационным носителем - все его данные хранятся где-то там - в облаке: можно не загромождать память своего десктопа, планшета, телефона ни фотографиями семейного архива, ни материалами для дипломной работы или диссертации; всю музыку, видеотеку, литературу можно держать где-то интернете лишь отдаленно представляя, как все это живет, и платить при этом лишь за приобретение права это смотреть, слушать, читать (а часто бывает, что и за это платить не надо), но за само пространство, где это лежит, платить не надо ни копейки, вдруг оказывается, что человеку мало самого фильма, музыки, фантастического романа - человеку необходимо ощущать свои владения тактильно - руками их трогать хочется, ощутить запах свежекупленной книжонки, услышать скрип открываемой коробочки от CD...

          Это можно понять (хотя объяснить трудно). Более того - бытует устойчивое мнение, что именно эти наши странности делают нас людьми и отличают от роботов или компьютерных программ (хотя лучше бы мы отличались от них добротой и щедростью, а не хомячеством и плюшкинизмом). И я думаю, что эти наши особенности еще будут не раз использованы предприимчивыми изобретателями будущего, когда к свежескачанному (свежеоплаченному) медиаконтенту будет прилагаться еще и аромат соответствующего изделия - как бы оно пахло, будь оно куплено в магазине в 70-х - 80-х - 90-х... И будут гаджеты, которые будут уметь выделять эти запахи... Только совершенно точно, люди, родившееся после эпохи вещизма вряд ли будут иметь врожденную тягу ко всему этому.

Итак - аудиокассета: что в ней плохого или хорошего, с точки зрения рядового пользователя? Что плохого и хорошего в дивайсе (или его тоже теперь надо называть гаджетом?) в который она вставляется?

          Надо отметить важный момент: кассеты бывают разные. 90% аудиокассет имели ферромагнитное напыление (на основе окисленного железа) - тот рабочий слой на ленте, который отвечал за запись и воспроизведение музыки (фактически: слой памяти). И именно эта составляющая вошла в историю и память человечества. Но оставшиеся 10% имели напыление на основе соединений Хрома и были существенно дороже, но несказанно качественнее - их можно было слушать с удовольствием. Были совсем редкие и дорогие кассеты типа "Metal". И эти исключения из правил становились предметом коллекционной гордости меломанов и аудиофилов. А они, в свою очередь, и магнитофоны имели соответствующие, колонки-усилители высококачественные, и представляли из себя элиту мало влияющую на развитие рынка. Как только кассеты перестали быть актуальными, про эту категорию потребителей производители забыли тот-час же, как-будто их и не было никогда.

          Поэтому, говоря о сегодняшнем всплеске интереса к ретро-артефактам, надо понимать, что если и возрождается что-то в этом направлении, то это - исключительно ширпотребовательская версия продукта, а не то, что было когда-то для избранных и продвинутых. Поэтому я не буду сравнивать ушедшие в историю проявление аудиокассетной эпохи, и все их отличительные особенности будут касаться лишь продукта массового.

Положительные особенности аудиокассет:

  • можно держать в руках, сортировать в фонотеке руками, на ощупь, по весу или по картинке (можно самому нарисовать картинку).
  • поделиться (но не скопировать) можно с другом менее чем за 1 секунду
  • можно остановить на некотором месте и это место не потеряется (продолжение прослушивания начнется с него же, а не сбросится в начало альбома)
  • можно карандашом или авторучкой перемотать из начала в конец
  • если сломается механическая часть, ее можно починить самому (устройство кассеты удивительно простое). Можно использовать детали от одной кассеты для другой - они всегда стандартные.
  • кассета всегда играет на любом кассетном девайсе (гаджете) - полная взаимная совместимость. Тут нет такого, что "в моем плеере этот формат не поддерживается".
  • кассету нельзя заразить вирусом
  • в кассете есть специальные выступы-предохранители, выломав которые можно защитить кассету от случайной записи/стирания контента.
  • для большинства пользователей кассета звучит (или в состоянии звучать) приемлемо по качеству.
  • срок службы кассеты неограничен
  • невозможно никаким дистанционным образом (через интернет или как-то еще) выявить, что пользователь владеет кассетой с пиратской записью
  • запись на кассете (при соблюдении правил пользования и хранения) может оставаться качественной довольно долго. Во всяком случае гораздо дольше, чем держат информацию современные CD, DVD и (возможно) Флэш-накопители
  • при повреждении части контента остальная (неповрежденная его часть) остается вполне пригодной для использования. На кассете нет такого, как например на CD, что при повреждении нескольких бит служебного файла, описывающего структуру контента, читаться перестает весь диск.
  • в целом кассета является более надежным средством хранения медиаинформации в сравнении с цифровыми накопителями, так как даже при постоянном старении и осыпании рабочего слоя, ухудшении общего качества звучания, она продолжает надежно хранить суть - мелодию - песни.
  • аудиокассета является источником аналогового звука.

Положительные особенности кассетных дек или магнитофонов:

  • тактильные ощущения, ручное управление
  • автономность, независимость - от компьютера, например
  • неуязвимость для вирусов
  • отсутствие необходимости обновлять версию, скачивать расширения, регистрации на сайте производителя. Никаких драйверов!
  • всегда можно выкинуть или заменить на другое устройство. И в системе (в реестре) не останется вечных хвостов от когда-то установленных программ


А теперь - о минусах того и другого.

Отрицательные особенности аудиокассет:

  • подверженность износу и потере качества от использования. Чем чаще слушаешь кассету, тем скорее она приходит в негодность.
  • подверженность старению и потере качества при долгом неиспользовании. При длительном периоде неиспользования аудиокассеты лента в ней теряет эластичность и уже не годится для качественного воспроизведения.
  • необходимость регулярного перематывания в период неиспользования
  • регулярное перематывание кассеты в период неиспользования так же приводит к износу и осыпанию магнитного слоя
  • узкий диапазон воспроизводимых частот для ферромагнитных кассет (80 Hz - 12 кHz)
  • высокий уровень шумов и нелинейных искажений
  • значительное взаимное проникновение каналов (правый и левый каналы в стереозаписях сильно смешиваются, благодаря чему стереобаза, или объем, ощущаются слабее)
  • нестабильная скорость движения ленты - она нередко меняется от начала к концу кассеты из-за разности диаметра мотка оставшейся ленты
  • высокая вероятность случайного необратимого повреждения записи и самой кассеты при зажевывании ленты
  • необратимость удаления (стирания, размагничивания) музыкальных программ
  • ограниченность и дискретность объема - большинство чистых кассет имеют лишь два варианта продолжительности: 60 минут общая (30 минут сторона) и 90 минут общая (45 минут сторона). Редкой разновидность являются кассеты продолжительностью 2 часа (1 час сторона).
  • невозможность записи непрерывной аудиопрограммы продолжительностью более 1 часа (а в большинстве случаев - более 45 минут)
  • Необходимость переворачивать сторону
  • необходимость перематывания
  • невозможность точного поиска. Все средства визуального контроля тайминга положения при перемотке и счетчики дают огромную ошибку
  • занимает много места
  • теряются, путаются (можно перепутать кассету и футляр), падают, разбиваются
  • невозможность подробного описания содержания аудиопрограммы, как на самой кассете, так и на вкладыше. Многостраничный вкладыш создает значительные неудобства при использовании кассеты
  • копирование занимает много времени - на бытовых деках возможна перезапись с кассеты на кассету со скоростью вдвое выше скорости воспроизведения. Наиболее быстрое копирование кассеты общей продолжительностью в 1 час занимает 15 минут (так как одновременно копируются две стороны, но не везде есть такая опция), но чаще - 30 минут, а еще чаще - 1:1 - то есть 1 час.
  • Копирование всегда происходит с потерей качества. Каждая следующая копия на слух заметно хуже предыдущей. Третья или четвертая копия уже теряет смысл. Чем выше скорость копирования, тем ниже качество копии.
  • вибрации, тряска, покачивания корпуса кассеты (например в кармане при ходьбе) приводит к разматыванию и запутыванию ленты внутри корпуса кассеты, что влечет за собой необратимые повреждения кассеты и записи.
  • ограниченность циклов запись/стирание. Каждая новая запись на одно и тоже место ленты аудиокассеты обязательно содержит тихие остатки предыдущей записи. Полное стирание (размагничивание) бытовым магнитофоном не достигается.
  • ухудшение качества новых записей на кассетах с длительным сроком использования/хранения. Даже если Ваша кассета лежала запечатанной и не использовалась, запись на нее через несколько лет после производства будет заметно хуже в сравнении с той, какая могла бы осуществиться непосредственно сразу после выпуска с завода.

Отрицательные особенности кассетных дек или магнитофонов:

  • Если сломается, надо нести в ремонт, а не скачивать новую версию
  • Невозможность обновления через Интернет и обретения новых возможностей, исправления старых глюков
  • занимает много места
  • стоит дорого - просто так не скачать за бесплатно
  • ограниченный срок службы
  • неизбежный износ механических частей лентопротяжного механизма, блока управления (кнопки), кассето-приемной части, магнитофонной головки (ее замена столь же неизбежна, как замена картриджа в принтере, но с той разницей, что большая часть пользователей не в состоянии сделать это самостоятельно)
  • более износостойкие магнитофонные головки имеют худшее качество звучания
  • старение радиоэлектронных деталей - конденсаторов, транзисторов и пр... Из-за этого со временем изменяется качество или характер звучания девайса
  • критическая чувствительность к перебоям и скачкам электропитания
  • помехонезащищенность при процессе записи
  • невозможность точного поиска нужного фрагмента записи или песни
  • невозможность приемлемой стабилизации скорости у портативных плееров и переносных магнитофонов при ходьбе и особенно беге - слушать музыку с кассетного плеера и бегать - несовместимые понятия.
  • неосторожное обращение - неправильная вставка кассеты и прочее - приводит к серьезным повреждениям и выходу из строя
  • не отображает на дисплее название воспроизводимой песни, сколько уже отыграло и сколько осталось до конца. Практически полное отсутствие какой либо информации о воспроизводимом контенте.


Вот теперь, когда перед Вами выстроились в ряд наиболее известные плюсы и минусы данной технологии записи/воспроизведения музыки (или просто - звука), Вы можете решить для себя: "Нужно ли оно Вам - это воскрешение аудиокассеты из царства мертвых?"


И для очень интересующихся - ссылка: