menu

Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец | творческий сайт и блог
Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец
творческий сайт и блог       russian | english
          Андрей Климковский - один из ведущих российских композиторов работающих в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы - "Музыка Небесных Сфер", "Звездное небо", "ALEALA" и "DreamOcean" стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает феерические живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.
             

9 декабря 2008 г.

Korg TRITON Extreme | В чем экстремальность?

          О многообразии представителей корговского семейства ТРИТОНов я уже написал протяженную статью. Но из всего, что подписано словом "TRITON" правильно было бы выделить всего три серьезных инструмента - классическую модель ТРИТОНа, с которой все началось, второе ее воплощение - TRITON Studio и апофеоз всех ТРИТОНов - Korg TRITON Extreme. Последний инструмент лично я считаю лучшим, что было выпущено в этой серии клавишных.

          Причем, амбициозное второе имя инструмента "Экстрим" намекает на что-то особенное и невероятное в сути этой рабочей станции. Что же такого экстремального в этом клавишном девайсе?

          В чем экстремальность "Экстрима"?

          Надо вспомнить, что (как это часто случается в истории корговских изделий) марка "Extreme" уже где-то недавно встречалась. Да - ведь так называлась опциональная плата звукового расширения для классического ТРИТОНа и для ТРИТОН-Студио - "EXB-PCM04 - Dance Extreme" - плата представляла из себя комплект мультисэмплов намертво зашитый в нескольких микросхемах. Попадая внутрь инструмента она даровала ему возможность использовать коллекцию новых звуков наряду с уже имеющимися в памяти станции ТРИТОН.

          Всего было выпущено 9 подобных плат звукового расширения. Ориентированы они были на разные звуковые темы - Оркестры, этнические инструменты, винтажные клавишные... Плата "EXB-PCM04 - Dance Extreme" была посвящена самым новомодным танцевальным экспрессивным звукам - басам, ударным, коротким синтетическим сэмплам.

          Продажа подобных звуковых коллекций могла стать неплохой статьей дохода компании Korg, но в один прекрасный момент разработчики решили положить этому бизнесу конец выпустив инструмент в котором уже на заводе были установлены все существующие платы звуковых расширений. Этот инструмент назвали Korg TRITON Extreme.

          И действительно - в его ROM-памяти было сосредоточено 170 мегабайт сэмплов - вполне экстремальный объем на момент выпуска этой рабочей станции.

          Надо добавить, что по базовому набору сэмплов "Экстрим" оставался полностью совместимым со всеми ТРИТОНами-предшественниками. Но те - старые сэмплы - были координально переработаны и значительно улучшены. И это было хорошо слышно - вроде бы все та же виолончель, но яснее, прозрачнее и мощнее - и так можно было сказать про каждый звук, что достался Экстриму в наследство от классического ТРИТОНа и ТРИТОНа-Студио.

          В результате ряда технологических и производственных оптимизаций получилось так, что цена на "Экстрим" оказалась ощутимо ниже, чем на TRITON Studio и последний был молниеносно вытеснен из ассортимента магазинов, а вскоре производство его прекратилось. Зачем покупать более дорогой, когда есть дешевый с большим количеством звуков. При этом все забыли про ряд других достоинств "Студио", которыми "Экстрим" не располагал.

          А не располагал "Экстрим" жестким диском, системой двухдорожесчной аудио-записи на этот самый жеский диск и не было в "Экстриме" вообще никакого информационного накопителя.

Вот это была новость даже для меня. Я пришел покупать инструмент в магазин в полной уверенности, что у него есть дисковод или даже пишущий CD-Rom. Но ничего подобного не оказалось. Вместо этого с тыльной стороны располагался слот для инсталляции карты памяти Compact-Flash.

          Это был первый случай в истории, когда столь серьезный инструмент оказался без собственного информационного накопителя. Я даже немного расстроился. Но оказалось, что оно и к лучшему. Флэш-накопители проявили себя куда более надежными носителями информации чем дискеты или даже компакт-диски. Во-вторых, на той же задней панели было реализовано два разнотипных порта USB для информационного обмена с компьютером и подключения еще до 8-ми внешних накопителей информации. В их числе мог быть и любой CD-Rom (в том числе пишущий), жесткий диск, флэшка или даже ХАБ с последующим USB-разветвлением.

          Правда все это пришлось бы покупать за свои деньги, а в то время флэшки не были дешевым барахлом. Но на то он и "Экстрим" ;) , что бы купить довольно дорогую станцию, а потом еще неслабо потратиться на опциональные устройства.

          Но главным отличием Korg TRITON Extreme от всего что было до него было не количество сэмплов и не USB-порт. Главным, что привлекало в этом инструменте клавишников, и что было видно невооруженным глазом, причем в первую же секунду рассматривания инструмента, была радиолампа, а точнее - ламповый каскад усиления, состоящий из двух ламп, одна из которых была выведена на лицевую панель и ярко подсвечивалась голубым светодиодом - как такое не заметить?!

          Прецедент весьма серьезный, когда на типично цифровой инструмент все же ставят аналоговый тракт усиления и обработки сигнала, причем с возможностью выпадения из цифры с последующим возвращением в нее же. Долгие годы цифровой эпохи все поголовно инженеры и звукорежиссеры клялись, божились и пугали молодых коллег тем, что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя в процессе работы над проектом в цифровом формате вдруг выпадать в аналог и потом возвращаться в цифру, дабы что-то там доделать. И вот те-на - ведущий производитель цифровых клавишных станций взял и воплотил вот такую крамольную технологию. Мало того, что доказал тем самым несостоятельность цифровых технологий неспособных смоделировать даже какую-то там доисторическую радиолампу, так еще и пошел ради этого на вопиющее нарушение ясных и незыблемых правил...

          И что же? - Получилось великолепно.

          Во-первых: каких либо цифро-аналоговых артефактов при выпадении из цифрового формата и возвращении в него же никто не услышал (на самом деле благодаря высочайшему качеству новых цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразователей установленных разработчиками на "Экстриме").

          Во-вторых: Ламповый каскад существенно добавил живости и красок в звучание инструмента.

          И в-третьих: именно благодаря этому ламповому каскаду пользователи получили еще одну , совершенно неожиданную возможность в области обработки сигнала в секции эффектов.

          О последней возможности надо рассказать подробнее.

          Прагматичный вариант использования лампового каскада предполагает включить его последним звеном на самом выходе сигнала из рабочей станции.

          В этом случае весь микс обрабатывается ламповым каскадом без разделения по составляющим партиям и тембрам - все в одинаковой мере "облагораживается" ламповым дисторшном в заданной пользователем степени. Это хорошо и в ряде случаев полезно. Но это - не интересно. Это - скучно.

          Куда занятнее пропустить через радиолампу лишь некоторые, избранные партии. И, после чего, вернуть их в микс.

          В этом случае ламповый каскад будет работать как еще один эффект-разрыв, коих в ТРИТОНах пять стерео-секций, а это будет еще одна - шестая.

          А теперь посмотрите внимательно на ту же картинку, вот на этот ее фрагмент:

          За этой треугольной стрелочкой кроется возможность пустить сигнал прошедший через лампу вновь в секцию разрыв-эффектов. То есть, если раньше (а кто работал с ТРИТОНами тот знает) была возможность создавать цепочки эффект-разрывов только "вниз" от первого разрыва к разрыву с большим номером и никак нельзя было ни перепрыгнуть через один и уж тем более - вернуться обратно, если необходимость такая возникла.

          Теперь же появилась простая и очень полезная возможность создавать не только обходные пути , но и слияния разных цепочек.

          Например, существуют две пэдовые партии (синтетический или скрипичный подклад). Одну из которых необходимо обработать стерео-фэйзером, другую - стерео-флэнджером, и обе надо пропустить через кросс-дилэй.

          Раньше приходилось заводить для каждой из партий свой дилэй и таким образом терялась целая стерео-секция в блоке эффектов.

          Теперь же схема подключения может выглядеть так:

          Да и не только так, а гораздо разнообразнее и вы не обязаны даже вообще использовать этот ламповый каскад по прямому назначению (как бы кощунственно это не звучало), а просто держать его как перемычку в создании самых разных эффект-цепей, вплоть до полного замыкания на себя (но только очень осторожно!). А если еще ввести в эти цепи полноценный ламповый саунд - аналог он и в Африке аналог - звучание ваших произведений вы не узнаете.

          Надеюсь, что теперь понятно, насколько важно это "Экстремальное" новшество.

          Ну, и последнее на чем хотелось остановиться описывая "Экстримальные" особенности рабочей станции Korg TRITON Extreme, это новая функция Tone Ajust, которая появилась в секвенсоре инструмента.

          Понятно, что речь идет о полноценной рабочей станции предлагающей пользователю не только огромное количество разработанных инженерами компании качественных звуков, но и так же возможность редактировать заводские звуки под свои конкретные творческие нужды и цели, а так же создавать свои собственные звуки либо с нуля, либо из предустановленных разработчиком или же из своих - ранее придуманных тембров. И раньше каждый раз при самой незначительной редакции - например, сделать фильтр поярче, а атаку помягче, - приходилось пересохранять этот тембр, изыскивать в банке свободное место для него и не в коем случае не затереть при этом ранее придуманный и уже где-то использованный звук, ведь он тоже нужен.

          Что теперь? Безусловно это все сохранилось и новые звуки, которые ни на что не похожи так же надо сохранять. Но если вдруг нашелся звук вполне подходящий для вашей песни, но лишь чуть-чуть требует вмешательства, вы можете в пару касаний экрана отредактировать его прямо из секвенсора не выходя в другие режимы и сохранить эти изменения вместе с секвенсорными данными.

          Всего предлагается ввести до 6-ти "легких и быстрых" редакций из огромного списка редактируемых данных на каждый из 16-ти трэков (если нужно). И как показала практика , в большинстве случаев это вполне достаточно, что бы вообще не касаться других режимов, а особенно PROGRAM, и счастливо работать только в секвенсоре над своим произведением не отвлекаясь на побочные технические детали.