В чем экстремальность "Экстрима"?
Надо вспомнить, что (как это часто случается в истории корговских изделий) марка "Extreme" уже где-то недавно встречалась. Да - ведь так называлась опциональная плата звукового расширения для классического ТРИТОНа и для ТРИТОН-Студио - "EXB-PCM04 - Dance Extreme" - плата представляла из себя комплект мультисэмплов намертво зашитый в нескольких микросхемах. Попадая внутрь инструмента она даровала ему возможность использовать коллекцию новых звуков наряду с уже имеющимися в памяти станции ТРИТОН.
Всего было выпущено 9 подобных плат звукового расширения. Ориентированы они были на разные звуковые темы - Оркестры, этнические инструменты, винтажные клавишные... Плата "EXB-PCM04 - Dance Extreme" была посвящена самым новомодным танцевальным экспрессивным звукам - басам, ударным, коротким синтетическим сэмплам.Продажа подобных звуковых коллекций могла стать неплохой статьей дохода компании Korg, но в один прекрасный момент разработчики решили положить этому бизнесу конец выпустив инструмент в котором уже на заводе были установлены все существующие платы звуковых расширений. Этот инструмент назвали Korg TRITON Extreme.
И действительно - в его ROM-памяти было сосредоточено 170 мегабайт сэмплов - вполне экстремальный объем на момент выпуска этой рабочей станции.Надо добавить, что по базовому набору сэмплов "Экстрим" оставался полностью совместимым со всеми ТРИТОНами-предшественниками. Но те - старые сэмплы - были координально переработаны и значительно улучшены. И это было хорошо слышно - вроде бы все та же виолончель, но яснее, прозрачнее и мощнее - и так можно было сказать про каждый звук, что достался Экстриму в наследство от классического ТРИТОНа и ТРИТОНа-Студио.
В результате ряда технологических и производственных оптимизаций получилось так, что цена на "Экстрим" оказалась ощутимо ниже, чем на TRITON Studio и последний был молниеносно вытеснен из ассортимента магазинов, а вскоре производство его прекратилось. Зачем покупать более дорогой, когда есть дешевый с большим количеством звуков. При этом все забыли про ряд других достоинств "Студио", которыми "Экстрим" не располагал.
А не располагал "Экстрим" жестким диском, системой двухдорожесчной аудио-записи на этот самый жеский диск и не было в "Экстриме" вообще никакого информационного накопителя.
Вот это была новость даже для меня. Я пришел покупать инструмент в магазин в полной уверенности, что у него есть дисковод или даже пишущий CD-Rom. Но ничего подобного не оказалось. Вместо этого с тыльной стороны располагался слот для инсталляции карты памяти Compact-Flash.
Это был первый случай в истории, когда столь серьезный инструмент оказался без собственного информационного накопителя. Я даже немного расстроился. Но оказалось, что оно и к лучшему. Флэш-накопители проявили себя куда более надежными носителями информации чем дискеты или даже компакт-диски. Во-вторых, на той же задней панели было реализовано два разнотипных порта USB для информационного обмена с компьютером и подключения еще до 8-ми внешних накопителей информации. В их числе мог быть и любой CD-Rom (в том числе пишущий), жесткий диск, флэшка или даже ХАБ с последующим USB-разветвлением. Правда все это пришлось бы покупать за свои деньги, а в то время флэшки не были дешевым барахлом. Но на то он и "Экстрим" ;) , что бы купить довольно дорогую станцию, а потом еще неслабо потратиться на опциональные устройства.Но главным отличием Korg TRITON Extreme от всего что было до него было не количество сэмплов и не USB-порт. Главным, что привлекало в этом инструменте клавишников, и что было видно невооруженным глазом, причем в первую же секунду рассматривания инструмента, была радиолампа, а точнее - ламповый каскад усиления, состоящий из двух ламп, одна из которых была выведена на лицевую панель и ярко подсвечивалась голубым светодиодом - как такое не заметить?!
Прецедент весьма серьезный, когда на типично цифровой инструмент все же ставят аналоговый тракт усиления и обработки сигнала, причем с возможностью выпадения из цифры с последующим возвращением в нее же. Долгие годы цифровой эпохи все поголовно инженеры и звукорежиссеры клялись, божились и пугали молодых коллег тем, что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя в процессе работы над проектом в цифровом формате вдруг выпадать в аналог и потом возвращаться в цифру, дабы что-то там доделать. И вот те-на - ведущий производитель цифровых клавишных станций взял и воплотил вот такую крамольную технологию. Мало того, что доказал тем самым несостоятельность цифровых технологий неспособных смоделировать даже какую-то там доисторическую радиолампу, так еще и пошел ради этого на вопиющее нарушение ясных и незыблемых правил...И что же? - Получилось великолепно.
Во-первых: каких либо цифро-аналоговых артефактов при выпадении из цифрового формата и возвращении в него же никто не услышал (на самом деле благодаря высочайшему качеству новых цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразователей установленных разработчиками на "Экстриме").
Во-вторых: Ламповый каскад существенно добавил живости и красок в звучание инструмента.
И в-третьих: именно благодаря этому ламповому каскаду пользователи получили еще одну , совершенно неожиданную возможность в области обработки сигнала в секции эффектов.
О последней возможности надо рассказать подробнее.Прагматичный вариант использования лампового каскада предполагает включить его последним звеном на самом выходе сигнала из рабочей станции.
В этом случае весь микс обрабатывается ламповым каскадом без разделения по составляющим партиям и тембрам - все в одинаковой мере "облагораживается" ламповым дисторшном в заданной пользователем степени. Это хорошо и в ряде случаев полезно. Но это - не интересно. Это - скучно.Куда занятнее пропустить через радиолампу лишь некоторые, избранные партии. И, после чего, вернуть их в микс.
В этом случае ламповый каскад будет работать как еще один эффект-разрыв, коих в ТРИТОНах пять стерео-секций, а это будет еще одна - шестая.А теперь посмотрите внимательно на ту же картинку, вот на этот ее фрагмент:
За этой треугольной стрелочкой кроется возможность пустить сигнал прошедший через лампу вновь в секцию разрыв-эффектов. То есть, если раньше (а кто работал с ТРИТОНами тот знает) была возможность создавать цепочки эффект-разрывов только "вниз" от первого разрыва к разрыву с большим номером и никак нельзя было ни перепрыгнуть через один и уж тем более - вернуться обратно, если необходимость такая возникла.Теперь же появилась простая и очень полезная возможность создавать не только обходные пути , но и слияния разных цепочек.
Например, существуют две пэдовые партии (синтетический или скрипичный подклад). Одну из которых необходимо обработать стерео-фэйзером, другую - стерео-флэнджером, и обе надо пропустить через кросс-дилэй.
Раньше приходилось заводить для каждой из партий свой дилэй и таким образом терялась целая стерео-секция в блоке эффектов.
Теперь же схема подключения может выглядеть так:
Да и не только так, а гораздо разнообразнее и вы не обязаны даже вообще использовать этот ламповый каскад по прямому назначению (как бы кощунственно это не звучало), а просто держать его как перемычку в создании самых разных эффект-цепей, вплоть до полного замыкания на себя (но только очень осторожно!). А если еще ввести в эти цепи полноценный ламповый саунд - аналог он и в Африке аналог - звучание ваших произведений вы не узнаете.Надеюсь, что теперь понятно, насколько важно это "Экстремальное" новшество.
Ну, и последнее на чем хотелось остановиться описывая "Экстримальные" особенности рабочей станции Korg TRITON Extreme, это новая функция Tone Ajust, которая появилась в секвенсоре инструмента.
Понятно, что речь идет о полноценной рабочей станции предлагающей пользователю не только огромное количество разработанных инженерами компании качественных звуков, но и так же возможность редактировать заводские звуки под свои конкретные творческие нужды и цели, а так же создавать свои собственные звуки либо с нуля, либо из предустановленных разработчиком или же из своих - ранее придуманных тембров. И раньше каждый раз при самой незначительной редакции - например, сделать фильтр поярче, а атаку помягче, - приходилось пересохранять этот тембр, изыскивать в банке свободное место для него и не в коем случае не затереть при этом ранее придуманный и уже где-то использованный звук, ведь он тоже нужен.
Что теперь? Безусловно это все сохранилось и новые звуки, которые ни на что не похожи так же надо сохранять. Но если вдруг нашелся звук вполне подходящий для вашей песни, но лишь чуть-чуть требует вмешательства, вы можете в пару касаний экрана отредактировать его прямо из секвенсора не выходя в другие режимы и сохранить эти изменения вместе с секвенсорными данными.
Всего предлагается ввести до 6-ти "легких и быстрых" редакций из огромного списка редактируемых данных на каждый из 16-ти трэков (если нужно). И как показала практика , в большинстве случаев это вполне достаточно, что бы вообще не касаться других режимов, а особенно PROGRAM, и счастливо работать только в секвенсоре над своим произведением не отвлекаясь на побочные технические детали.