Хочется верить, что большинство моих читателей понимают, что не смотря на то, что понятие Блог часто синонимично понятию "личный дневник", мой блог таковым не является. В моей жизни происходит гораздо больше событий, чем описано в блоге, а если что появляется в блоге, то обязано оно этому не большой важностью для меня, а предположением, что это может быть интересно, полезно, важно для Вас.
Именно из этих соображения я о чем-то пишу, а о чем-то умалчиваю. Тем более, что обо всем не напишешь.
Вот сегодня я решил написать о благотворительности - явлении красивом, добром и модном... как-будто бы...
К счастью, не часто, но периодически меня спрашивают: "Андрей, а вы не проводите благотворительных акций, к примеру - концертов для детей-сирот, ветеранов и инвалидов, в домах престарелых? Не перечисляете деньги в различные благотворительные фонды?"
Кто уже увидел несуразицу и подвох в подобным образом заданных вопросах?
Я тоже некоторое время не замечал.
Позвольте же теперь рассказать Вам о том, что я думаю об этом.
Слово "благотворительность" имеет два корня в своей основе и образовано от двух слов благо и творить. Это видно невооруженным глазом. Когда дело напрочь запутанное, требуется вернутся к истокам и рассмотреть ситуацию находясь как можно больше там - у истоков явления, понятия, события. Так же и с благотворительностью.
Ежели кто-то сделал что-то хорошее, стало быть он сотворил добро. И добро это надо расценивать отдельно от всего рядом находящегося и параллельно происходящего. Тогда цепь событий распутается, распадется и можно будет во всем разобраться.
Вот работает на заводе токарь. Точит детали на станке, хорошо точит - это добро? Думаю, да. А вот он пришел 3-го числа в кассу за зарплатой, получил свои 140 рублей. Это тоже добро, потому, что теперь ему есть чем накормить детей. Его детали от того, что он их сделал не просто так, а за деньги, хуже не стали. К тому же его начальник тоже сделал добро - отплатил добром за добро, и это есть добро.
Я ничего не напутал? Если нет, то значит именно в такой стране и по таким принципам мы и жили когда-то. Я жил с 1969-го года по год 1991-й. Считалось, что все мы вместе делаем одно большое и значимое для всего человечества, безусловно благое дело - мы строим светлое будущее. И мы строили.
А что потом? Потом нам вдруг всверлили в голову другую мысль - что ежели человек работает и получает за это деньги, то значит он работает исключительно на себя и это не есть добро. В определенной степени это действительно было так, поскольку мало кого уже интересовало качество выполняемой им работы, но интересовало в первую очередь количество денежных знаков полученных исключительно в свой чулок и не важно каким способом - хорошим или не очень.
В результате сложилось мнение, что если человек просто честно работает и не зря получает за это в кассе деньги, он уже не делает добро. Но, знаете, между добром и злом нет золотой середины. На градуснике добра и зла нет нулевого градуса. Поскольку "ни то - ни сё", равнодушие и пофигизм куда хуже любого зла. А значит, приняв такую точку зрения, которая навязывается нам уже теперь не одно десятилетие, можно сделать уверенный вывод, что любой честный труженик, кто сделал свое дело на совесть и получил зарплату, есть злобный воин сатаны. Разве не так?!
Но вот если лоснящийся от изобилия какой-нибудь народный артист дал благотворительный концерт, сборы от которого по заявлению СМИ будут перечислены на счет какого-то там детского дома, вот - это будет актом добра и торжества вселенской справедливости.
Этот случай для меня наиболее показателен, поскольку достаточно близок к моему профилю и именно об этом меня регулярно спрашивают - "Кроме того, что Вы, А.В. Климковский, пишете музыку, даете концерты, часто бесплатные, даже когда для этого Вам требуется ехать в другой город или страну за свой счет, выкладываете свою музыку в свободный доступ в интернете, а занимаетесь ли Вы при этом благотворительностью, делаете ли Вы в этом мире хоть что-то хорошее, а?"
Я сразу скажу, что в понимании людей, примерно так задающих вопрос, я ничего полезного не делаю. Все что я делаю - ерунда на постном масле, поскольку не оформлена моя деятельность привычными широкими жестами. И потому, что о мне еще говорить...
Но давайте поговорим о тех (конечно без имен и не переходя на личности), кто благотворительностью блещет и сияет.
Итак. Некий артист или его ПиАрМенеджер через средства массовой информации объявляет, что состоится благотворительный концерт, сборы от которого будут перечислены в ... (детский дом, дом престарелых, фонд памяти детей Беслана). Я не любитель считать чужие деньги, но поскольку исследование чисто теоретическое без фокусировки на той или иной реальной фигуре, то считаю акт данного счетоводства вполне безобидным.
Понятно, что если что куда перечисляется, то - не все. А лишь некоторая часть.
Этот артист (о нем же пишут в газетах, журналах, по телеящику показывают) далеко не какой-нибудь климковский. Сам колонки по сцене не таскает и не друзья ему в этом помогают, а техническая бригада профессионально специализирующаяся на транспортировке, монтаже и обслуживании шоу-мероприятий. Их работа стоит денег. А деньги им нужны по той же причине, что Вам и мне. Мы живые и едим. Они - тоже, и их дети - само собой. Они не подписывались передавать свои честно заработанные деньги в фонд реабилитации воинов-интернационалистов. Тоже самое можно сказать о владельцах зала - они ждут своей оплаты аренды. Рекламные компании ничего никуда не перечисляют и за висящие поперек центральных автотрасс перетяжки обязательно будет оплачено. Подтанцовка, аккомпанирующая артисту музыкальная группа, оркестр или хотя бы звукорежиссер включающий вовремя фонограмму тоже обязательно получат свою зарплату, если их не кинет продюсер всей этой пиар-акции.
Как мы видим, если в "фонд помощи больным лейкемией" что-то и попадет, то это будет сумма смешная до слез. Но мы ведемся, несем туда деньги, вместо того, что бы сделать это от себя лично без всяких посредников и пиар-акций, и... безусловно предварительно внимательно посмотрев на то, что это вообще за фонд, чем он занимается, изучить отчет о его работе за прошлые года, велик ли штат сотрудников, которые в фонде этом работают, чем вообще занимаются и велика ли их зарплата. (скажу вам немного неприятного - большая часть этих фондов существует только для того, что бы сотрудники этих фондов просто получали свои пару тысяч у.е. ежемесячно. И всё.)
А что получает артист? Во-первых, получает авторский гонорар. Обязательно получает, потому, что он же тоже связан с рядом лиц работающих на него в качестве аранжировщиков, авторов музыки, текстов, а ведь если песню написанную для певца Петрова написал некий композитор Иванов, и песня прозвучала на платном концерте, Петров обязан расплатиться с Ивановым. Иванов же не обещал делиться в "фондом помощи свинному гриппу". И так очень много кому и много чего. Что же при этом мешает оставить себе какую-то часть, а реально отдать фонду символические 1000 рублей (или долларов при условии, что концерт был в Олимпийском) и получить хорошую промо-акцию оправдающую все подобные издержки. Мы, глупые, будем думать, что у дяди сердце болит по бездомным детям разрушенного Грозного, а это всего лишь ПиАр и не более.
Есть реальные люди, которые действительно жертвуют во имя и на благо. Но их мало и они не так известны, как порой известны их подопечные. Как пример могу привести недавно убитого бизнесмена Шабтая Калмановича, который привез в Россию Лайзу Минелли и та подарила детскому дому пианино (специально для этого случая купленное Калмановичем) и вся слава за этот широкий жест досталась ей, но так и было задумано. Больше чем уверен, что пианино то было заперто на замок и, как водится у нас, для дела не использовалось, но зато, стало гордостью детского дома. Бесполезной.
Вот такая у нас теперь благотворительность. В почете и уважении не тот, кто честно и с душой делает свое дело, а тот кто пялит на себя блестящие одежды и демонстрирует себя по всякому поводу. А мы опять ведемся.
Но, это все - общие слова. Он них бездомным детям, покинутым старикам, искалеченным солдатам легче не станет. Даже если каждый музыкант будет чего-то куда-то регулярно перечислять. Потому, что между источником этих денег и их целевым назначением найдется столько посредников, фондов, управляющих организаций, что детям, старикам и бабкам, калекам и инвалидам не достанется ничего. Но еще больше от того, что для того, что бы просто кому-то помочь в нашем мире почему-то нужно сопровождающее красивое концертное шоу. Без этой красоты никто про сирот и престарелых не вспомнит, как не вспомнили, когда все голосовали за Ельцына, за развал СССР, за дешевую водку и импортные шмотки. Это было важнее. Это остается важнее.
Что касается меня, то я не играю специально для детей сирот, для инвалидов и стариков, которым больше нужен покой, чем моя музыка, - не играю. И делиться, блистая благотворительностью, мне тоже нечем. Это правда. Кто знает меня более-менее близко - те не дадут соврать. Мои синтезаторы - это все, что у меня есть.
Я играю для всех и для меня нет разницы - бизнесмен ли передо мной или беспризорный пацан. Лишь глядя ему в глаза я могу принять решение - подарить ему диск или пусть он купит сам - это мое личное отношение к человеку и никакими пиар-акциами оно навязано мне быть не может.
Я знаю, что среди моих читателей есть чувствительные люди, близко принимающие все к сердцу. Я хочу Вам сказать и почти что извиниться - это не Вам в упрек написано, а только для тех, кто считает, что подобная благотворительность нужна миру. Нет, дорогие, не нужна.
Миру нужно другое - что бы люди делали свое дело хорошо и с любовью. Вот тогда у нас не будет бездомных детей и брошенных стариков. У нас очень большие налоги в стране. Но мы не ходим на выборы и позволяем правящим кланам пускать эти деньги куда-угодно, только не туда куда надо. Мы не одёргиваем жулика-продавца, который или обвесит или гнилую картошку подложит. Мы не требуем книгу жалоб если нас плохо обслужили. Мы равнодушны к тем, кто плохо делает свое дело, но получает хорошую зарплату и ждем благотворительности от звезды эстрады или кого-то еще.
А в это время горят дома престарелых, у детей сирот отнимают помещения и отключают отопление. Не потому, что мы за них не заплатили, а потому, что мы разрешаем уже два десятилетия всё благо в мире мерять деньгами.
Обычно я вставляю рядом с первым абзацем записи какую-то картинку соответствующую теме. В этот раз я не нашел никакой картинки о такой благотворительности.
Обойдемся значит без нее.
menu
Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни. |