menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

9 ноября 2009 г.

Yello - 2009 - "Touch"

            Швейцарскому проекту Yello удалось совершенно невероятное. Они создали уникальный, узнаваемый собственный стиль, развили его, но не спровоцировали волны пародистов и имитаторов жанра. Наверное в первую очередь потому, что повторить или подделать такое просто не реально.



            Недавно после 6-летнего перерыва дуэт выпустил очередной альбом "Touch" и это - событие в мире музыки. Надеюсь, что это далеко не точка в истории начавшейся порядка 30 лет назад.

            Кто бы мог подумать, что все началось так давно. Истиный основатель проекта - Борис Бланк - работал водителем грузовика и каждый день вывозил хлам и металлолом на спец-полигон по сбору и утилизации промышленных отходов. Иногда он приезжал туда в выходной день для того, что бы с помощью портативного магнитофона записать как звучит та или иная железяка, если по ней грохнуть молотком... а если ударить одну о другую... а если подвесить ее на троссе, хорошенько раскачать и... И в один из таких творческих выходных юный экспериментатор увидел на свалке человека, который усердно тратит воскресный день похожим образом. Это был Карлос Перон - звукорежиссер, эксперименты которого тоже тяготели к созданию умопомрачительных коллажей из совершенно немузыкальных звуков.



            Борис и Карлос подружились во имя создания группы авангардистко-экспериментальной направленности. Записав приличное количество демо-материала они наткнулись на две проблемы которые во многом тормозили их дальнейшее продвижение к популярности и признанию: без хорошего и яркого вокалиста их композиции не могли конкурировать в нише раннего техно и синти-попа, ну, и во-вторых, кто-то все это должен был финансировать, а иначе...



            Но удача шла в руки смелым. Вскоре они познакомились с совершенно неординарной личностью - Дитер Мейер - беда и отчаяние знаменитого швейцарского банковского семейства пытался заниматься чем угодно - журналистикой, написанием прикольных книжек для детей, выпуск которых тот-час же прекращался по возмущенным требованиям родителей, разыгрыванием дурацких импровизированных спектаклей на улицах, нередко оборачивающихся попаданием в отделения швейцарской полиции, у него отбирали очередной револьвер и табличку о том, что стрелять он совсем не собирается и привозилик раздосадованным родителям и те в очередной раз не знали, кому теперь молиться, что бы сын прекратил дурачиться... еще Дитер играл в гольф. И вот такой романтик стал третьим участником группы "Yello" и за одно решением всех ее проблем, потому, что у него нашлись и деньги на запись дебютного альбома и невероятного оттенка, богатый обертонами низкий голос.



            Первый же альбом сделал группу заметным, ярким явлением в музыкальном мире планеты. Записан диск был в Америке на самом выском уровне качества тех лет (1980 "Solid Pleasure"). Его отличал неслыханный до тех пор стиль смешения классической электроники, эмбиента, сэмплерной музыки, психоделики в лучших традициях Pink Floyd, легкости латиноамериканского образца перкуссии приправленное изрядным стебом и неожиданным юмором... а порой и бессмыслицей, но вкусной и оправданной.



            Два следующих альбома (1981 "Claro Que Si", 1983 "You Gotta Say Yes to Another Excess") лишь укрепили эту позицию, утвердив авторитетность швейцарского проекта и вернув в семью Мейера позаимствованные на раскрутку деньги. Вместе с этим в трио накопились противоречия и в 1984-м году Карлос Перон покинул "Yello", занявшись сольной карьерой, в чем неплохо преуспел. А вышедший в 1985-м году альбом "Stella" ничуть не выдал "потери бойца" - "Yello" продолжали бескомпромисно штурмовать мировые хит-парады с новыми песнями и в 1986-м году выпустили двойной сборник лучших композиций "1980-1985 The New Mix in One Go".



            Выход альбома "One Second" в 1987 наметил некий поворот в творчестве проекта. В звучании музыки "Yello" стали ярко доминировать латиноамериканские ритмы, глубокие чувственные мелодии, для записи были приглашены выдающиеся мировые голоса - Ширли Бэйси и Билли МакКензи. Качество звучания взяло новую отметку высоты и поставило очередной мировой рекорд. Но вот авангардизма стало меньше. Больше стало традиционного, но верного, что всегда ценилось в музыке. Тем же отличились два следующих альбома (1988 "Flag", 1991 "Baby") оставив в недоумении фэнов классического стиля группы и прибавив число новых ценителей. Надо отметить и то, что по мнению большинства музыкальных обозревателей (и моему мнению - тоже) альбомы "One Second" и "Flag" в творчестве "Yello" отличаются наибольшей глубиной и зрелостью.



            Но в следующие многие годы Борис Бланк и Дитер Мейер не смогли особенно порадовать своих поклонников. Потому, что сборник лучших песен 1992 года "Essential Yello" ничего нового не содержал, а вышедшая в 1994 году "Zebra" оказалась провалом и не могла бы продемонстрировать ни единого хита или сколько-нибудь интересной песни. Даже качество звучание пластинки было какое-то невнятное, а общий стиль провалился куда-то в примитивное танцевальное техно с тупым однообразным ритмом. Вышедший годом позже сборник ремиксов на ранние трэки выполненных разного рода ди-джеями "Hands On Yello" только усугубил положение. О проекте стали забывать или морщиться при упоминании вспоминая совершенно неудачные деяния последних лет.



            Поэтому в той или иной степени подащие надежды, или иллюзии надежд, следующие пластинки (1997 "Pocket Universe", 1999 "Motion Picture", 2003 "The Eye") оставались для многих незамеченными или не вызывали желания с ними познакомиться. В чем-то это было справедливо и действительно, восполнение былого уровня было крайне медленным, а новые или просто удачные идеи прослеживались в альбомах с трудом. Хотя нельзя сказать, что эти пластинки были столь же неудачны, как дно 1994-95 годов. Они вполне заслуживали рассмотрения.



            Но, так или иначе, с 2004-го года проект "Yello" совершенно пропал с радаров музыкальных информационных агенств, перестал фигурировать в обсуждении музыкальных форумов и даже старые его заслуги подзабылись и стерлись из памяти многих бывших стороников и ценителей.



            Записанный в 2007-м году по заказу консерна AUDI пересингл и недоальбом "Progress and Perfection" прошел совершенно незамеченным (а приурочен он был немного-немало к выходу нового модельного ряда AUDI - A5). Но мини-пластинка явно заслуживала пристальнейшего внимания и уже была намеком на то, что молчание проекта вот-вот должно разрешиться выходом долгожданного альбома.



            Альбом "Touch" вышел в сентябре 2009-го года и всколыхнул в сердцах многих слушателей былую любовь к музыке "Yello". Это стало настоящим возвращением, потому, что альбом на 100% состоит из удачных, выдержанных временем композиций. Вернулось беспрецедентное качество звучания (при общей тенденции в мире к его падению!). Воспрял былой шарм окружающий в былые времена любую интонацию Дитера Мейера и каждое нотное созвучие от Бориса Бланка. Они как-будто помолодели на 20 лет - вернулись в ту же точку, где выпали из грузовика "Yello" груженного свежим и звучным металлоломом. Они вновь в той кабине с молотком и гаечным ключом в руках, только вот портативный тэйп-рекордер стал современнее.



            Вернулась традиция привлекать к записи сильных вокалистов и мастеров джазовой импровизации - весь альбом наполнен удивительно колоритной трудой немецкого джазового трубача Тилла Броннера. Труба записана так детально, что слышно как шуршит по мундштуку жесткая щетка усов джазмена, порой кажется, что даже слышно как шуршат в его кармане новые купюры из швейцарского банка семьи Мейеров, уплаченные ему за запись. Слушатель с очень тонким слухом даже сможет их пересчитать. Ну, а меломан согласится с тем, что уплачены деньги не зря - ведь партии трубы просто великолепны. И, главное - для "Yello" они очень новы. В других альбомах проекта Вы ничего подобного не найдете.



            В нескольких песнях Дитеру Мейеру составляет очаровательную компанию Heidi Happy - молодая и яркая швейцарская певица работающая в смут-джаз и чил-аут направлениях - очень удачно вписалась в новые музыльные опусы "Yello", ну а Мейер, хоть и прибавил в седине, но былой очаровательности и респектабельности не потерял и выдает свои упругие речитативы так же бодро и с искрой.



Yello - 2009 - Touch | full album on Yandex-music


  1. The Expert
  2. You Better Hide
  3. Out Of Dawn
  4. Bostich (Reflected)
  5. Till Tomorrow
  6. Tangier Blue
  7. Part Love
  8. Friday Smile
  9. Kiss In Blue
  10. Vertical Vision
  11. Trackless Deep
  12. Stay
  13. Electric Frame
  14. Takla Makan