Итак, во сколько-то там часов до полудня по крымскому горному времени я разлепил щелочки век и вспомнил о планах - планах путешественника, которые были задвинуты на этот самый последний крымский день. Это еще более заставило меня пробудиться и даже вылезти из под одеяла. Предстояло прогуляться в долину реки Кача и к водохранилищу, находящемуся в заповеднике (куда, собственно говоря, ходить нельзя) и откуда все близлежащие населенные пункты черпают питьевую воду.
Но прежде предстояло привести себя в порядок, сходить в магазин за едой, приготовить ее и съесть (кто же ходит к водохранилищам в голодном виде!) и только потом... и это удручало, потому, что потом меня обязательно поймают... и будут задавать множество вопросов, на которые я уже отвечал вчера на концерте, но ведь кто-то обязательно переспросит на следующий день...
Плохо в этой ситуации было то, что пока вопрощающие наспрашиваются вволю (а я бы, признаюсь - честное слово, поговорил бы с ними и дольше) короткий январский день окончится, начнет смеркаться, а в сумерках в горах в дали от поселка можно потеряться - такое уже чуть не случилось позапрошлым летом - повторять эксперимент заостряя его зимними условиями совсем не хотелось.
... И я был понят. И был отпущен. И вновь немного полязгав ключами о заклинивающий замок я устремился по краю поселка Научный к выезду в сторону селения Верхоречье.
Мой путь лежал в долину реки Кача. Эта маленькая горная речушка местами больше похожа на ручей, но при этом протекает через весь южный Крым и водами своими поит тысячи местных жителей и неместных - приезжающих позагарать, покупаться, помусорить. Для реки все одинаковы. И все же мне хотелось быть немного особенным в отражении ее прозрачных и стремительных вод, ведь уже не первый раз возвращаюсь к ней без видимой причины - просто так, повидаться...
В сторону Верхоречья из Научного нет хорошей дороги (хотя местные жители утверждают в один голос "Да, хорошая дорога!" - просто у них свои представления о дорогах), есть весьма посредственная, путанная, сильно разветвленная и постоянно размываемая потоками дождевых и талых вод. Несколько раз уже я пытался спуститься к Верхоречью (местные школьники делают это каждый день - в Верхоречье своей школы нет, поэтому 5 км круто к гору - в "Научную" школу и после занятий 5 км вниз по осыпающемуся известняку - это для них каждодневный минимум физической активности) и каждый раз маршрут оказывался разным, неправильным, я сбивался... И в этот раз тоже. Но в этот раз я хотя бы как-то ориентировался на этом спуске. Правда догадался спросить совета у девушки катавшей коляску прямо в лесу в 2-х с половиной километрах от Научного и она направила меня короткой дорогой прямо вниз. А попробуйте представить себе горную дорогу уходящую петлями вниз с уклоном процентов 50%, всю изрезанную протоками , ручьями после того как за прошедшие день и ночь сошел весь снег - да, снега не осталось совсем, даже намека, что он был когда-то здесь, не осталось. И вот я лечу вниз сломя голову, пытаюсь тормозить об воздух и суметь так вписаться в поворот, что бы выйти из него живым и желательно чуть выше края, что бы в случае чего схватиться за дерево, ветку, куст... Так я и катился почти до самого Верхоречья чувствуя себя горнолыжником и думая, что существа грязнее меня в этих горах к исходу дня уже не найдется.
А в это время чуть выше, правее и лишь немного длиннее преспокойно пролегала вполне человеческая, по местным меркам, дорога, которая вывела бы меня туда же, но с меньшим риском.
Так или иначе, в Верхоречье я попал - мимо памятника воину-освободителю Крыма, мимо церквушки, я коснулся асфальта вблизи дельты Качи и Марты - другой местной речушки. Асфальт приходил сюда из Бахчисарая, а по верх его встречались автобусы доезжающие до села Синапное - это была конечная и дальше, углубляясь в заповедник асфальт ехал уже один, все сильнее рассыпаясь с каждым километром и до Загорского водохранилища уже не доезжал - там как-то незаметно дорога, изобразив по гребню хребта приличную петлю, превращалась в грунтовку. И это был единственный цивилизованный путь к берегам Водохранилища, по которому можно было достичь цели.
Был и другой цивилизованный путь к берегам, но достичь цели этим путем было нельзя, но это я узнал позже. Первым путем я уже имел честь путешествовать летом 2008 года и он показался мне непомерно долгим и нерациональным. Поэтому в этот раз я выбрал другой. Но в любом случае предстояло добраться до Синапного - это три с небольшим километра бега по шоссе, а там дорога разветвляется: налево пойдешь - десятикилометровая петля по хребту с подъемом и спуском; направо пойдешь, скоро выйдешь к плотине и инженерным сооружениям водохранилища.
Загорское водохранилище - одно из красивейщих в Крыму - огромное - несколько километров протяженностью, глубиной до 30 метров, является главным водным резервуаром в местной системе водохранилищ, с которой соединено грандиозным водным туннелем длинной более 7 км пробитым сквозь горную гряду, оно снабжает водой все вокруг от Научного и Верхоречья и вплоть до Ялты и ее пригородов. И все это - вода единственной горной речушки - Качи. По одним данным, строительсво этого гидротехничнеского сооружения началось в 1975 году, по другим - уже в 1971 году началась эксплуатация насосных станций и водоподводящих магистралей. Думаю, то и другое - неправда, ведь любое водохранилище - объект стратегический и достоверную информацию о нем в интернете не выкладывают.
3-километровый пробег по шоссе от Верхоречья до Синапного оказался утомительным. После спуска по глинистой известке (а еще и после концерта и Ориона) ноги бежали неохотно, к тому же дорога шла, хоть и с небольшим, но постоянным возвышением. А параллельно, еще выше по склону слева, все эти 3 километра тянулась еще одна - старая грунтовка сплошь заваленная мусором - да, так проще - не вывозить мусор куда-то далеко, а вываливать его рядом с жилищем. Летом я бы этого может и не заметил - густая растительность многое скрывает. Как оказалось, что для того же местные жители используют зону затопления справа - места много, что пропадать будет! (?)
Может от этого удручающего вида 3-километровой помойки, а может от непроспавшейся вчерашней усталости я к Синапному совсем выдохся и наметил точку, до которой добегу, а дальше перейду на шаг. В этой точке был шлагбаум перегораживающий асфальт в заповедник. И развилка была здесь же. Я направился по левой дороге. Разок-другой я сворачивал в зону затопления, пересекал ее вплоть до Качи, фотографировал.
В зоне затопления паслись стада. Сами по себе. Залетный чужак здесь был редок, поэтому хозяева были уверены, что стадо к вечеру само домой приплетется или будет терпеливо ждать пастуха на пастбище. И вся ответственность за безопасность рогатых была возложена на их рога, на тех их представителей, у кого рога больше.
И вот в один из таких фотографических заходов (уходов с дороги) ко мне привязались двое с рогами. Я не сразу их заметил, но в какой-то момент их бряцание копытами по асфальту и недовольно-вызывающее низкое мычание зставили обернуться на ходу : За мной гнались два здоровых быка, где-то поодаль за ними едва поспевал маленький еще, молодой бычок. Расстояние очень быстро сокращалось и это обстоятельство заставило меня напрячься. Я рассмотрел ситуацию : убегать от разъяренных быков по дороге было делом сомнительным - я не очень представлял, что там впереди, сколько сил у меня осталось и какую смогу держать скорость, насколько быка хватит и - насколько меня... а вдруг там - за изгибом дороги - еще два таких же рогатых? Что-то подсказывало, что не могут сельскохозяйственные быки просто так на путника нападать и это они скорее всего меня отгоняют, нежели скушать хотят. Значит, человека тронуть не должны. Тогда, что же мне пасовать?
Увидев, что я остановился, "Зубры" сбавили ход, но продолжали, уже медленно, подходить. Справа вверх поднимался довольно крутой склон - где-то там тянулась обходная дорога к Водохранилищу взбираясь на хребет. Этот склон казался мне выходом. В случае чего, я мог бы хоть на четвереньках, но довольно быстро вскарабкаться на несколько метров вверх, а копытные вряд ли бы смогли сделать то же самое, если это не крутосклонные быки-грейдеры (это навряд ли!). А раз так, то, что мне бояться?!
Расстояние между нами сократилось метров до пяти. Быки остановились, но продолжали угрожающе мычать наклоняя голову рогами ко мне. Я решил, что пора внести ясность в собственную позицию и со словами "Ну, что? - Коррида?!" сделал шаг на встречу рогатым. Те в момент умолкли, а я не поверил в собственную храбрость. Но сделал еще шаг, уже более уверенно. И мои "Друзья" отступив развернулись и мыкнув на прощание стремительно покатились вниз - в зону затопления, переходя в грузный бычий галоп устремились куда-то вдоль берега Качи, очевидно, к своему стаду... И только маленький бычек, едва подоспевший к финалу разборки продолжал стоять и удивленно хлопать огромными глазами.
Я перевел дух... нифигасебе сказал вслух и, чуть успокоившись, потопал дальше. Через пол километра из-за вдольдорожных зарослей открылся КПП Загорского Водохранилища. С вышки на меня взирал охранник.
- Куда идем, почему улыбаемся?
- Погода хорошая, грех не улыбаться - ответил я (погода и правда улучшилась - то с утра дождик моросил, а теперь немного потеплело и даже как-то проглядывали лоскутки лазурного неба), и добавил - С праздником! (А сам подумал: Как это я нашелся и вспомнил про "что за день сегодня"!?).
- Да еще с фотоаппаратом! - охранник изображал серьезного стража, но уже в какой-то степени тоже сдерживал улыбку... в незначительной, на самом деле - Дальше охранная зона, Вас не пропустят - это из будки высунулся второй охранник - Водохранилище!
- Я знаю, что Водохранилище. Красивое очень, хотел его пофотографировать - только и всего.
- Фотографировать здесь нельзя и фотоаппарат лучше уберите куда-нибудь. Если наш пост обойдете, здесь до плотины еще два поста - руки скрутят, камеру отберут.
- Я не собираюсь нарушать правила. Нельзя, значт нельзя, но в позапрошлом году я ходил здесь по другой дороге...
- Вот и ходите по другой, а по этой дальше нельзя, возвращайтесь... ничего интересного здесь нет... и это.. там... он - с Вами?
Я обернулся - за моей спиной в пяти шагах стоял маленький бычек понуро опустив голову (приплелся значит...)
- Нет, он сам по себе. А тем берегом пройти можно?
- Мы за этот пост отвечаем, но там и дороги нет... попробуйте осторожно...
- Спасибо за совет, Всего доброго - я развернулся, оставил им бычка и пошел обратно. Охранники помахали вслед.
Нарываться не стоило и я не стал искать путей перехитрить их. Не судьба была сегодня пофотографировать большое водохранилище, но относительно недалеко здесь еще было маленькое... вот только бы через Качу перебраться.
Я вернулся до середины пути к Синапному - именно тут меня заприметили рогатые авторитеты - и пересек зону затопления, дошел до Качи. Здесь ее мог перейти вброд ципленок страуса. Внедорожники так и делали. Я же не был внедорожником, хотя запросто мог им стать сняв кроссовки. И другого пути на тот берег рядом не было - пришлось разуваться.
Здесь действительно было совсем не глубоко. Вода, как и следовало ожидать, оказалась холодная. Но вот уже второй раз (а первый раз я переходил Качу за Водохранилищем прошлым летом и там было по-пояс) входя в воды Качи я чувствовал необъяснимый прилив сил. Еще 15 минут назад я уныло брел по асфальту и казалось, что набегался, но вот перейдя Качу вброд и напялив обратно кроссовки я уже резво шлепаю вверх по склону забыв об усталости... Есть, есть у Качи такое свойство, такое качество - давать силы.
Старое маленькое водохранилище было совсем рядом
Вскоре я добрался до дамбы и начал что-то там фотографировать - взял же я зачем-то фотоаппарат. Это горное болотце тоже наполняла какая-то микро-речушка и ее долина тянулась на юго-запад к далекой горной гряде и очень хотелось туда тоже сходить, но сегодня это было бы очень опрометчиво - пока я сюда добрался, день начал клониться к вечеру, а еще неясно - какой дорогий идти обратно. Это я и обдумывал, пока бегал-прыгал у водоема, фотографируя его и в профиль и в анфас и плотину и старый разрушенный лоток водосброса.
Было заманчиво вернуться другой дорогой - по этому берегу Качи (что б не разуваться вновь), а там - у Верхоречья - есть мост через Качу. Но есть ли дорога по этой стороне? Кажется, где-то, на какой-то карте я видел обозначенную стихийной грунтовкой дорогу вдоль Качи с этой стороны. Но я за свою жизнь столько всего на картах видывал, чего не было на самом деле, что давно запасся иммунитетом недоверия в картам, а к старым советским - в особенности. На спутниковой карте дороги не видно - хотя и не должно - здешние густые заросли могут скрыть от спуптичьих объективов даже шоссе. Разумеется, я бы отправился по воображаемой дороге в любом случае, но мне немного повезло - только я собрался завязывать с фотосъемками, как подо мной внизу на опушке леса в этих нехоженных краях нарисовался мотоцикл с двумя наездниками. Молодежь перла прямо на дамбу, что было круто и
Ребята оказались дружелюбными и объяснили, что когда-то с этой стороны была железнодорожная ветка - Водохранилище строили, материалы подвозили. Потом узкоколейку разобрали за ненадобностью и от нее осталась лишь насыпь, вся заросшая - по ней редко-кто ходит, хотя бы потому, что за эти годы берег осыпался, изрезался оврагами и много-где придется обходить лесом, что бы не рухнуть с насыпи в овраг.
- Но до Верхоречья добраться можно?
- Можно, только устанете сильно.
- Это то, что мне надо.
Я распрощался с друзьями-мотоциклистами, поблагодарив их за ценную информация и бегом ринулся в обратный путь.
Первое время выпуклый профиль старой узкоколейки был хорошей дорогой, но дальше все сильнее зарастал, проваливался в болотистые низины, поднялся на крутой осыпающийся берег, много раз прерывался оврагами и я неподецки застревал в раздумьях - "ну, а сейчас-то как быть?" - Но решение находилось - или методом продирания сквозь колючки или при помощи акробатических трюков я все же двигался в сторону Верхоречья и двигался быстро. На середине
В структуре насыпи стали с завидной периодичностью попадаться странные образования - как-будто зарытые под землю каменные диски диаметром метра полтора - они были припорошены землей, присыпанные опавшими листьями и я так и не догадался - что это за хитрость железнодорожная такая...
В какой-то момент мне показалось, что я совсем уже приспособился бежать в сложенном виде - легко, привычно, ничто не мешает. Но тут я увидел впереди мужика с оглоблей в руке - он неторопясь шел впереди по моей гномской дороге и нес дубину на плече, совсем не нагибаясь. Дело-то оказалось в том, что туннельчик раздался. Но - тоже хорошая новость.
Мужик поведал мне, что я конечно же доберусь, но легче это сделать перебравшись на ту сторону (как это сделать я не знал - тут река была и шире и глубже и берег неудобный для переправы), а если уж идти по этой стороне, то надо следить за тем, что бы узкоколейка не увела в глубь леса - она уходит от Качи перед Верхоречьем. И это был полезный совет.
Я решил не уходить на тот берег, но все время прислушивался - шумит ли Кача в правом ухе - и в какой-то момент услышал, что - вот сейчас шумит сильнее обычного. Я продрался к берегу через заросли и увидел глубоко подо мной (а левый берег Качи здесь очень и очень крутой и высокий) подобие опор разрушенного моста. Удалось спуститься по очень крутому склону и сфотографировать останки. Но был ли это именно мост - я не разобрался. А вот водные потоки между каменьев были (в реальности) очень хороши. С трудом выкарабкался...
Благодаря напутствию мужика с бревном я не пропустил момент, когда надо было уйти с насыпи и попал в какие-то
Я не добрался до полноценного моста - увидел ржавую трубу брошенную через Качу - метров пять предстояло пройти по ней. Получилось. Не соскользнул. И оказался как раз там, где надо, что бы начать многотрудный подъем из Верхоречья в Научный.
Но что-то мне так не захотелось карабкаться по склизкой размытой дороге, какую видел в обед, что я вспомнил о другой, которая казалась лучше (хотя, ничем она не лучше - просто она другая) - в этом месте в Качу впадала река Марта и надо было пройти вдоль нее пару километров, что бы оказаться на трассе газопровода проложенного из Симферополя в Ялту. Эта дорога была мне уже очень хорошо знакома, правда уклон здесь был еще экстремальнее - не 50%, а все 70%, может и 100% местами. Зато нет грязюки - по таким уклонам даже вездеходы не в состоянии пройти. Главное, двигаясь по трассе газопровода не пропустить поворот, где линия электропередач уходит вправо к Большому Солнечному Телескопу. Там росло небольшое деревце с заметными бантиками на ветвях - кто-то не поленился сделать себе ориентир.
В подъем я вполз на последнем издыхании. Бежать в такую кручу не было никакой физической возможности. Но местные дети именно так ходят в школу короткой дорогой - снег ли, дождь ли - им не привыкать, а вот я каждый раз просто выжимаюсь лимоном от подъема к Научному по "газу". Долго потом прихожу в форму, а в тот день особенно.
Уже начало смеркаться, когда я отыскал путеводное деревце - оно было жестоко сломано. Не знаю, что послужило тому причиной. В Крыму бывают ураганы и буги. Я видел огромные вековые сосны поваленные жестокими ветрами на Яйле. Что было здесь - вдали от Ялтинской Яйлы, которая закрывает собой заповедник от ветров с Черного Моря - я не знаю. Но поваленные небольшие сосенки вдоль газопровода я видел, и извинившись перед одной из них, забрал себе на память маленькую хвойную веточку.
В номер я ввалился без задних ног. Подъем был критическим - этого было достаточно и больше не хотелось. Хотя я не представлял тогда - сколько пробежал/прошел. Только в Москве я вычислил, что плоская проекция моего маршрута составила по протяженности более 26 километров, а с учетом значительных перепадов высоты - за 30 перевалило основательно.
Пока я шастал вокруг, да около, в гостинице Научного прошло закрытие "V слета любителей астрономии "Рождественские Ночи"". Я надеялся успеть к началу церемонии, но не успел и к завершению. Радовало другое. Я вернулся из похода относительно чистым. Думал, будет хуже.
Думаю, не нужно никому рассказывать как крепко я спал в следующую ночь.