А между тем, это была заключительная серия клавишных построенных на алгоритме синтеза AI2 (advanced integrated, version 2). Представителями предыдущего алгоритма (AI) были линейки известных Korg M и Korg T. Представителями этого алгоритма стали так же популярные серии Korg 01/W, Korg X, Korg I. И вот серия инструментов Korg N, включающая в себя чуть ли не десяток разновидностей, пришла положить конец этому бесконечному перевоплощению одного и того же. Два первых члена семейства N появились на свет в 1996 году.
Это были две неплохие рабочие станции. Ничего принципиально нового в них не было. Даже внешне они как две капли воды повторяли оба своих прототипа. Можете сравнить насколько модели Korg X2 и Korg X3 идентичны новинкам второй половины 90-х Korg N364 и Korg N264: Как снаружи, так и внутри, инструменты были весьма похожи. Ну, а серия Korg X в свою очередь проистекала от модели Korg 01/W. Но если последний инструмент был верхним уровнем качества и эволюции в свое время, то "Иксы" стали результатом удешевления и некоторого упрощения, а потому со временем заработали не самую блестящую репутацию. В этом и основная причина появления на свет "N-ок" - репутацию синтеза AI2 надо было вновь поднять на уважаемый уровень, да там его и бросить (что было сделано вскоре).К превеликому сожалению, главная потеря осталась невосполненной. При переходе от линейки Korg 01/W к линейке Korg X была забыта опция Wave Shape - функция искажения формы волны, что для процесса синтеза есть большая важность. "Иксы" ее потеряли, а "Энки" так и не нашли. Суть Wave Shape заключался в том, что бы сделать (при необходимости) звучание более ярким, резким, пробивающимся сквозь любой плотности микс, Wave Shape обогащал звучание новыми гармониками и эта способность была регулируемой. Вместо этого разработчики просто сделали новую библиотеку более ярких, звонких, жестких сэмплов и звучание "Иксов" стало просто дерзким и грубым. И это уже не регулировалось. При работе над серией Korg N удалось придать большинству старых сэмплов более мягкое звучание и пришлось (никуда не деться) библиотеку сэмплов увеличить за счет принципиально новых образцов. Стало гораздо лучше, но некоторая беспардонная дерзость в звучании конечно осталась, но вероятно в той скромной дозе, за которую теперь эти инструменты любят их обладатели (и я в их числе).
При этом была ликвидирована возможность использования опциональных ROM- и RAM-карт с дополнительными звуками. Сэмпл-база новых моделей возрасла на треть (с 6 МБ до 8 МБ) и разработчики посчитали, что этого достаточно. И я бы с ними согласился, если бы не чуть-чуть несерьезный звук рояля - в эпоху конца 90-х роялю уже подобало звучать существенно реалистичнее. Впрочем, они и сами это поняли. Через год - когда был выпущен тон-генератор Korg NS5R. В этом странном продолжении линейки N было уже 12 мегабайт сэмплов и большая часть прибавки была отдана улучшению именно рояльного тембра. В остальном устройство было слабо и бюджетно.
Но вернемся к рабочим станциям Korg N264 и Korg N364. В эпоху их появления 32-нотная полифония уже считалась явно недостаточной и оба инструмента получили тон генератор удвоенной мощности - 64 осциллятора, что также стало стандартом для всех остальных инструментов серии Korg N.Наконец-то в музыкальных инструментах появился DOS-совместимый дисковод, что стало спасением для многих музыкантов, ведь бесконечно архивировать данные на дискетах было невозможно. И вот появилась возможность прямого переноса всех данных в компьютер, в том числе и тех, которые получены в виде миди-эксклюзивов от других инструментов.
Маленькой и никчемной радостью для обладателей инструмента стал арпеджиатор - его не было в моделях "Х", но появившись в серии "N" он не смог быть использован для чего-то более-менее серьезного, так как никак не коррелировал с миди-темпом инструмента, руководствовался какими-то своими собственными никому непонятными значениями темпа и был крайне органичен в ритмических рисунках. Я, за всю историю работы с этими инструментами, не смог использовать арпеджиатор не на концерте, ни в студии. Как видели его использование разработчики? - вопрос без ответа.
Был наведен некоторый порядок во всевозможных вариантах виртуальной коммутации эффектов. Сами эффекты остались теми же, но варианты их использования вернулись к едиообразию (в моделях X2 и X3 были значительные разногласия на эту тему и это не позволяло практически одинаковым инструментам одной серии быть полностью совместимыми по данным) и обе рабочие станции Korg N264 и Korg N364 обрели полную совместимость, что безусловно стало делом хорошим. И все различие между ними свелось к разной длине клавиатуры.
А вот клавиатуры на них стали еще дешевле и легче, что вызывало изумление многих, ведь инструменты позиционировались как профессиональные, а тут легкие пластмассовые клавиши с сомнительной отдачей, выворачиванием из под корпуса с перекосом при крайнем дожатии, и к тому же с увеличеным размером октавы от "До" до "До" - на целых 5 мм. Лично для меня это было удивительным делом. Это требовало увеличить растяжку ладони, зато потом игра на этой странной клавиатуре с несколько необычной динамикой и глубоким after-touch-ем доставляла особенное удовольствие.
Но вот к сожалению, при живой игре, кроме глубокого послекасания нечем было больше воспользоваться для трансформации звукового полотна - ни одной ручки, ни одного ползунка на корпусе не появилось. Поэтому вскоре за выходом очередного тон-генератора из той же серии N - Korg N1R - появился и полноценный инструмент с рояльной клавиатурой и множеством доработок -
Сразу начну с арпеджиатора, что бы больше к мелочам не возвращаться - он стал настоящим, работающим синхронно с основным темпом (40-240 bpm , а не 01-99 неизветно чего) и поддерживающим до 20 разнообразных типов арпеджио.
Ну, а дальше - судите сами:
мультитембральность (это сколько разных тембров и миди-каналов озвучивается одновременно) - 32
пресеты: 1,169 programs / 302 combinations / 37 drum kits
сэмплы: 18 Мб (563 multisamples + 286 drum samples)
контроллеры реального времени: 4 назначаемыз ручки + 1 темп
Communication Terminal: Computer interface (to host PC)
и надо добавить к этому графический, а не символьный дисплей.
При всей масштабности замысла я все же отмечу три разного рода недостатка.
1. Этот огромный и тяжелый инструмент не являлся рабочей станцией и не имел на борту никакого секвенсора. Это был только синтезатор и хороший миди-контроллер
2. традиционное для целевых корговских синтезаторов отсутствие джойстика в пользу колес тона и модуляции при рояльной клавиатруре тоже не делало чести менеджерам, что разрабатывали комплектацию инструмента. Колеса тона и модуляции - спутники легких синтезаторных клавиатур, а не рояльных исполинов.
3. Цена инструмента была заоблачной и популярным (при отсутствии-то секвенсора) он не стал. тем более, что совсем скоро (в том же 1998 году) появился много более дешевый, но столь же функциональный инструмент
Но уже в 1999 году последнее различие было стерто - вышел обновленный вариант - Korg N5ex c 18-ю мегабайтами сэмплов на борту. Таким образом различия между этими синтезаторами-ромплерами были заметно ликвидированы.
В том же году вдогонку был выпущен тон-генератор Korg NX5R
Именно это устройство положило конец всей серии, а само по себе представляло экспериментальный гибрид, где кроме архитектуры AI2 лежащей в основе серии Korg N внезапно оказалась еще одна - AWM2 (Advanced Wave Memory 2) заимствованная у компании Yamaha (как известно, многие модели из ряда Yamaha PSR эксплуатируют именно этот принцип воспроизведения сэмплов). Можно предположить, что Korg просто приобрел партию Ямаховских звуковых карточек стандарта XG и через свой адаптер вмонтировал в модуль серии N, потому что именно XG-стандарт позиционируется как яаховский копирайт в составе всей этой разработки и возможности синтезаторного модуля Korg NX5R примитивно возрасли ровно на эту заметную ямаховскую добавку:
полифония секции AI2 - 64 голоса
полифония секции AWM2 - 32 голоса
всего - 96 голосов (осцилляторов)
мультитембральность секции AI2 - 32 части
мультитембральность секции AWM2 - 16 частей
всего - 48 частей (миди-каналов)
Почему-то общий объем сэмплов остался на уровне модуля Korg NS5R и даже ямаховская XG-карта не добавила в этом отношении ни мегабайта. И уж совсем нелепым при такой мультитембральности и полифонии смотрится наличие лишь 2-х выходных аудио-каналов - правого и левого. В серьезной студии такому дивайсу делать нечего. А вот в домашней - может и окажется полезным.
Проведя такое ознакомительное исследование инструментов серии Korg N я пришел к выводу, что при всем их многообразии и порой уникальных качествах (в особенности относительно совмещения архитектур AI2 и AWM2 в модели Korg NS5R), самыми рациональными и по сей день актуальными для музыканта являются лишь рабочие станции Korg N264 и Korg N364. Они удобны, обладают уникальным историческим звучанием, полнофункциональны и независимы от технической поддержки, потому как использование остальных дивайсов предполагалось вкупе с компьютером, коммутируя их по специальному порту и инсталлируя для этого драйвер. Ныне эти драйвера не подходят к новым операционным системам, а даже по классическому MIDI-разъему использовать 32-частный тон-генератор с устаревшей системой синтеза совершенно не нужно. Хотя, если такой инструмент (Korg N1, Korg N5 или один из их безклавиатурных аналогов) Вам достанется задешево (долларов за 500 - не более) , да в хорошем состоянии, то это будет для Вашей творческой студии неплохое приобретение.