menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

15 ноября 2008 г.

«Эгейское море» - тем, кто незнаком

          Этот небольшой рассказ будет новой веткой отрастающей от середины повествования об истории альбома "Родился я не на Земле". И причиной ему, опять же, вопрос, который прозвучал на презентации альбома. Задал его Павел Гаврилов. На его же совести некоторая популярность несуществующего альбома Андрея Климковского со странным названием "Эгейское море". А ведь этот альбом не должен был быть альбомом Андрея Климковского.

          Но о всем по порядку.

аудио-записи раритетных бутлегов композитора Андрея Климковского «Эгейское море» 1990 года и «Эгейское море» 1996 года

          Я писал о том, что в моей музыкальной практике случился важный перелом. Переломом был мой уход в армию, в результате которого я не касался клавиш что-то около года. На втором году службы меня угораздило оказаться в гарнизонном ВИА - мы разучивали нехитрые эстрадные песенки и исполняли их на офицерских танцульках, что было совсем неплохо на безрыбье. Параллельно с этим я, как и все остальные, охранял свою военную часть от иноземных захватчиков с автоматом на перевес стоя в карауле. Спал мало-мало, мёрз много-много и может быть поэтому в голове начал твориться беспорядок. Одним из его проявлений стала внезапно сочиненная композиция "Песня заходящего Солнца", а позже, уже ближе к дембелю появились некоторые темы для "Морского рассвета", "Неба прекрасной Эллады" и "Шторма". Это был уже 1989 год. Жажда свободы подступала к самому краю и мне так нехватало моря, простора, синевы далекого горизонта и неудивительно, что все музыкальные страдания были именно об этом.

          В мае 1989 года я освободился от тягот и лишений воинской службы, в музыкальном смысле оказавшись у разбитого корыта так как имел глупость еще в армии отдать все свои "музыкальные сбережения" на хранение военному человеку. О том, чем это кончилось Вы уже читали. Впрочем, это не сильно меня расстроило. Ощущение свободы и чистого, бескрайнего пути лежащего у моих ног было куда сильнее этой потери и я легко решил начать все заново.

          У меня уже было несколько новых тем, придуманных еще в недавних пределах периметра из колючей проволки. Эти мелодии легли в основу будущего альбома. За лето 1989 года я написал недостающие ноты и объединил их в связку из 9-ти композиций.

          Моей музой была все та же Светлана, известная Вам по "Голосу Звездной Любви" (записанному тогда же примерно, но чуть позже) что недавно прозвучал в фильме Вадима Гасанова "Небо не очень высоко" о Московском Планетарии. И может быть знакомство со Светланой Вяткиной и помогло мне так быстро вновь обрести способность что-то писать, сочинять, выдумывать. Внутри себя я называл ее Эос - богиней утренней зари - именно ее видели древние греки выходя на побережье Эгейского моря в предрассветный час и глядя на восток видели как светлеют небеса, как из темного царства Урании через невероятное количество ультрамариновых оттенков разгорается заря, сначала перламутровая с гаммой переливов морской волны разливаясь изумрудом и раскаляясь янтарем она открывает дорогу ослепительному Гелиосу. И все, что окружало меня было для меня зарей предвестницей чего-то нового в жизни.

          С другой стороны я ощущал, что жизнь моя это нескончаемые скитания и поиск. Что-то похожее на путь Одиссея через бурные и обманчивые воды опять того же самого Эгейского моря. Я понимал, что если я что-то хочу найти, то другой дороги нет - надо в этом море окунуться, погрузиться, и может быть тогда ты найдешь то, что искал, на противоположном фантастическом берегу этого Эгейского моря.

          Оно и легло в название альбома.

          Я не представлял альбом как свой собственный. Мне хотелось и представлялось так, что бы он стал результатом игры нескольких музыкантов. Это можно было понять - в ту пору я не представлял, как такой проект мог бы быть записан в одиночку. Современные синтезаторы и рабочие станции легко позволяют это, но 20 лет назад... Плюс к этому я видел и слышал в виртуальных аранжировках этих пьес, что звучали в голове, обязательность живых барабанов, гитар и баса. И конечно же там должен быть голос...

          Тем не менее любая работа начинается со штрихов и набросков. Уже осенью того же года я попытался запись то, что представлял на скромном пиано-органе "Лель-22" при помощи двух кассетных магнитофонов. Пример того, что получилось вы могли слушать в одной из недавних записей этого блога.

          Запись получилась ужасная, но это был шаг, вполне обоснованный. Имея эту кассету я взялся искать единомышленников, собирать группу. И вскоре нашел одного такого единомышленника, который был верен идее в течении трех лет. Это был барабанщик Андрей Чуднов. Он же был и главным моим "звукорежиссером" той эпохи, и это было самое главное - ведь оказывается я не знал и элементарного - высокие-низкие частоты, панорама, уровень записи - я не имел об этому малейшего представления. И, о везение! - нашелся человек, который мог во всем этом меня просветить.

          Долгие месяцы мы тренировались в процессах звукозаписи, сыгрывались, репетировали (сейчас об этом говорить смешно) и летом 1990 года приступили к записи альбома. К этому времени у нас прибавилось аппаратуры и я немного дополнил треклист еще одной пьесой - самой первой - до ее написания мне все казалось, что альбом начинается ни с того, ни с сего...

Aegean Sea 1990 Rare by Andrey Klimkovsky on Mixcloud

«Эгейское море»
демо-запись
1990

  1. Форетелл
  2. Морской рассвет
  3. Вопреки законам
  4. Полет фантазии
  5. Песня заходящего Солнца
  6. Недостижимая
  7. Небо прекрасной Эллады
  8. Шторм
  9. Обратная сторона ожидания
  10. На побережье

          В то же время я написал сценарий визуального сопровождения и решил его вместе с музыкой представить в Московский Планетарий - вдруг удастся сделать так концерт с полным сферическим световым сопровождением. Сейчас бы с такого качества записью я не посмел бы и в гости пойти, я делюсь этим в блоге лишь потому, что этому добру почти 20 лет и, на мою уже местами седую голову, через друзей и знакомых запись расползлась среди любителей электроники. Тогда же я воспринимал нашу с Андреем Чудновым студийную работу вполне серьезно.

          Мне и сейчас это кажется странным, но начальник лекционно-массового отдела Орлов (в прошлом - солист Большого Театра) отнесся к затее с долей оптимизма и сказал - "Добро. Работайте". Ну, мы и начали. Не буду сейчас рассказывать подробности почти целого года репетиций. Скажу лишь, что ничего у нас не вышло. Я оказался бездарным руководителем всего этого проекта и промежуточную демонстрацию нашей программы в мае 1991 года провалил с треском.

          Но идею не похоронил.

          В следующие годы я отвлекался на другие музыкальные проекты, ведь "Эгейским морем" дело не кончилось и новая музыка писалась, укладываясь штабелями в следующие альбомы.

          Если перед армией я писал музыку сначала для группы "Альрадо", а потом под вывеской "Альрадо", то теперь у меня была какая-никакая группа "NEANE" и альбомы писались для нее. Мы не успевали их записывать, да и не на чем было, но иногда новые вещи исполняли на концертах (очень редких), а если какие записи у нас у удавались я пытался пристроить их куда-нибудь на всеобщее обозрение (как сейчас сказали бы - "пиарил свою музыку"). Так демо-запись "Эгейского моря" попала в московские ларьки по продаже катушек и кассет. У этих заведений были свои постоянные клиенты и заказчики, которые в обязательном порядке приобретали все новое, и "Эгейское море" было приобретено сотнями таких меломанов.

          Однажды ночью сидя в цехе копирования фонограмм студии "Юго-Запад" услышал от оператора - "Вот послушай (он протянул мне наушники) , тут чувак какой-то заказ вот это дерьмо - ни звука нормального, ни мелодий забойных, фанера шумит, уровень гуляет... где они писались?!". Я сглотнул слюну, пожал плечами. Ничего объяснять не стал. И мы продолжили разговор про "Мираж" и "Кинг Кримсон".

          Но не все так плохо и уже в 2001 году я внезапно начал получать и положительные отзывы о шумящих и скучных записях 90-х годов. Мне присылали ссылки по электронной почте и спрашивали - "Андрей, не вы ли это написали?". Вот тут уже пришлось признаться. Правда прежде были еще интересные события касательно "Эгейского моря"

          Уже в 1992 году случилось другое, что случается со многими. Я перестал быть свободным художником, стал женатым человеком. Перемена в образе жизни оказалась столь значительной, что несколько лет я почти не писал новую музыку. С 1993 по 1996 годы можно назвать самым немузыкальным периодом моей жизни. Конечно первым делом развалилась моя бестолковая группа, потом я продал один из синтезаторов что бы купить телевизор и дальше все поползло по наклонной плоскости мимо тех поворотов, что вели к побережью. Я все еще считал себя музыкантом, композитором, но ничего не делал, что бы быть им.

          Перемены к лучшему случились в 1996-м. Даже уже в конце 1995 года, когда я познакомился с Романом Калининым - бас-гитаристом. Все предыдущие годы у меня зрело желание записать несколько новых тем, что родились в этот период отстоя. В конце концов я решился на какие-то активные действия и мы с Романом начали работу. Стали регулярно собираться на репетиции и делать записи. Как и в 1991-м году я не смог, не не хватило духа довести дело до логического завершения. Брошенную на пол пути запись я показывал в блоге - это все я добился от себя и Романа, а дальше Роман склонил меня к записи новой , уже совместной с ним музыки. Ее тоже покажу.

          И может быть это было правильно, ведь сколько можно обгладывать старые кости. Надо и что-то новое делать. Новое, а именно совместный альбом "Forever" мы записали недели за две - очень быстро, Но дальнейшее развитие это сотворчество не получило. Было еще несколько задумок и экспериментальных трэков, но в конце концов я понял, что гораздо сильнее меня зовет музыка и музыкальные идеи брошенные в 1992-м году, ожидающие реализации и продолжения.

          В середине 1996-го года мне удалось приобрести подержанный и весьма потертый мой первый настоящий инструмент - Korg M1. Прежде я уже имел с таким дело (в студии "НИКА" в 1991-1993 годах) и рассчитывал, что с этим инструментом мне удастся записать все сочиненное раньше.

          Но не тут-то было. Одно дело записываться в студийных условиях, где ктоме синтезатора есть еще много чего другого, что многократно дополняет возможности любого инструмента. И совсем другое дело иметь один единственный инструмент, даже без возможности сбросить с него данные куда-то, без возмножности записать партии раздельно по трэкам и потом свести все вместе.           А главное - не было того опыта, который появился лишь через пару лет общения с M1 денно и ночно. Именно поэтому в записи "Эгейского моря" с помощью рабочей станции Korg M1 (Естественно! за что же еще я мог взяться обретя наконец человеческий инструмент! - конечно за "Эгейское море") я потерпел очередное фиаско. Я закончил запись. На нее ушло полтора месяца напряженной работы, бессонных ночей, кропотливого складывания нотки к нотке. Прослушал и понял, что показывать это людям, и уж тем более продавать, ни в коем случае нельзя.

Aegean Sea 1996 Rare by Andrey Klimkovsky on Mixcloud

«Эгейское море»
демо-запись
1996

  1. Форетелл
  2. Морской рассвет
  3. Вопреки законам
  4. Полет фантазии
  5. Песня заходящего Солнца
  6. Недостижимая
  7. Небо прекрасной Эллады
  8. Шторм
  9. Обратная сторона ожидания
  10. На побережье

          Я, однозначно, поторопился. Не стоило делать таких учебных экспериментов на "Эгейском море", ведь почти все последующие записи - "Млечный Путь", макси-синглы "Челленджер", "Файнелли/Реквием", "Межзвездное путешествие" пошли в продажу и нашли своего слушателя. Возможно , я не предъявлял к другим своим сочинениям столь строгих требований. Они как-то получались и меня это устраивало. Но для реализации "Эгейского моря" мне все вечно чего-то нехватало - новых современных синтезаторов, живых гитар и хоров (как в "Песне заходящего Солнца"), раскатистых мощных барабанов и техничного басиста рвущего слэпом струны...

          Так и шли годы, я все никак не мог взяться на "море". Случались проблески типа "Двух Океанов", когда я выносил на концерт давно уснувшие мелодии, во мне поднималось давнее забытое желание все-таки сделать его, но окидывая взглядом все, чем я для этого располагал, я вновь запихивал подальше огромный ящик с партитурами и откладывал "Эгейское море" за горизонт событий в очередной десятый раз...

          Примерно в это же время ко мне в гости наведался тот самый Павел Гаврилов - большой ценитель моей музыки - и выпросил ряд моих архивных неопубликованных записей. Среди них оказалось "Эгейское море" образца 1996-го года. Очевидно, Павлу оно очень понравилось и в форуме любителей электронной музыки , которым тогда руководил Павел Гаврилов, настал период, когда только и говорили про "Эгейское море", да о том, когда Климковский его запишет как следует и издаст.

          Я даже взялся за дело. У меня вновь собралась группа с нужным набором музыкантов - гитарист Никита Калучкий, басист Роман Калинин и даже барабанщик (правда совсем начинающий) Олег Артеменко. Но не сбылось и вообще, кончилось все плохо. В процессе работы была большая проблема с вдохновением - как-то не клеилось все это в душе, было трудно в организационном плане - жил я тогда в Подольске, а музыкантам приходилось ездить на каждую репетицию ко мне с другого края Москвы. Заканчивали поздно, сильно уставали, выматывались. Однажды мы возвращались с Никитой на станцию и нарвались на подольскую шпану - нас так отделали, что я с трудом шевелился две недели - сломали нос, ребра, уперли гитару, процессор к ней, все нотные наработки за прошедшие репетиции... Впереди был концерт в ЦДХ. Его пришлось отменить.

          Взяться вновь за "Эгейское море" в ближайшие месяцы я не рискнул. И вообще, стал его опасаться. - Что за ужасную музыку я насочинял, что даже сам ее не могу до ума довести... (?) Вместо "моря" я сфокусировал свое внимание на других музыкальных проектах, записал "Кассиопею", "sad & soli music", "Меркурий"... "Эгейское море" вновь отправилось на запасные пути.

          В 2005-м году я неожиданно созрел на запись макси-сингла "Песни заходящего Солнца", но дело вновь остановилось и по большому счету стоит по сей день. Меня пробивает на новую версию то "Морского рассвета", то "Обратной стороны ожидания" , но взяться за полноценную запись этого странного альбома не хватает мужества.

          Оказалось, что за эти долгие 20 лет я многому научился, обрел значительный опыт студийной работы и умения делать звучащие в голове аранжировки (ну, хотя бы приблизительно), приобрел достаточное количество музыкального оборудования - синтезаторы, пульт эффект-процессор, компьютеры - все что нужно с технической точки зрения для воплощения "моря" уже есть. при желании можно теперь найти и музыкантов - их вокруг не мало, но так же можно реализовать все эти звучания и самому - тоже теперь непроблема... Но оказывается, по пути к этому материальному базису я значительно растерял то необходимое вдохновение, что еще более значимо в работе над этой музыкой и без вдохновения я вряд ли сделаю что-нибудь путное.

          Ну и в унисон таким мыслям я все чаще слышу другие, но весьма созвучные - "Да брось ты его! Забудь про Эгейское море, считай, что ты его уже сделал - вон, все почти его уже слышали..."

          Я решительно отметаю все подобное. Как говорил старый Абрам - "Не дождетесь!".

          "Эгейское море" обязательно будет и будет в лучшем виде. Все то, что раньше мне было не под силу, я обязательно реализую именно так как оно звучало и звучит внутри меня. И это же сможете услышать Вы, и уверен, Вы это оцените.

          "Эгейское море" нельзя выкинуть из творческих планов, ведь за ним следом написаны и ждут своей очереди все многочисленные его продолжения - "Межзвездная магистраль", "В поисках LR", "Небесная Лирика", "Последний день планеты Земля" ... целых 12 томов, где первым значится "Эгейское море"


          PS: По традиции, для тех, кто хотел бы слушать эту музыку не только в компьютере, а возможно поставить на полочку среди других дисков, прилагаю полный "секретный" пакет документов и бонусов:




Комментариев нет:

Отправить комментарий