Да, если б подобные извращения только телескопов касались...
Ну, а у нас, все так же незаслужено, человек с подзорной трубой часто вызывает приступ глупого хохота и нездоровой иронии. Я более не буду приводить сравнения с тем, как все это развито не у нас - весовые категории тут совершенно несравнимые, а постараюсь немного рассказать о прогрессе, а таковой к счастью есть.
Не смотря на то, что партия и правительство денно и ночно внушала населению материалистическую точку зрения на окружающий мир и деньги тратились на это немалые, для тех, кто всерьез увлекся предметом убеждений не делалось ровным счетом ничего. Скажем так, что даже телескопов у нас как таковых не выпускалось для простых и смертных граждан. У нас промышленными партиями выпускались учебные пособия для средних школ, где в последних классах вскользь преподавалась астрономия. Эти пособия назвались : "Большой Школьный Рефрактор" и "Малый Школьный Рефрактор". Ничего больше не оставалось, как наивно предполагать, что эти пособия - и есть телескопы. Я тоже так думал, тем более что внешне они были очень похожи. А на деле - беда и проклятье за ощутимые деньги. А потому было совсем неудивительно, что почти каждая СССР-овская школа телескоп получала, но никогда не использовала его для каких-то там наблюдений или хотя бы демонстрации того как он должен выглядеть и как устроен. К тому же, купить его простой человек не мог, ведь продавалось оно исключительно в УчКоллекторах по заявке РОНО и только за безналичный рассчет.
Книги по астрономии у нас выпускались чуть лучше. На самой плохой бумаге (ведь вся хорошая ушла на учебники истории КПСС и сочинения Ленина), маленькими тиражами, но читать их вполне было можно. И вот в этих книгах и было написано как телескоп сделать самому. И делали. Брали кусок оконного стекла, консервную банку, дробили абразивный камень, таскали со стройки битум и кровельную краску... удивительно, но выходило в конечном счете лучше, чем на заводе для всеобуча и ликбеза.
Я тоже пробовал. Но в конце концов пришлось признать, что я не такой кулибин или левша, что б на коленке сделать точнейший прибор с качественной оптикой и механикой. Приятно было другое. Занимаясь подобными делами, порой не приносящими прямого результата, как-то само собой оказывался в обществе людей занимающихся тем же - братьев по разуму, что думали похоже и стремились к тому же, а это и было самое прекрасное.
Правда это прекрасное на чем-то должно было базироваться. Но чем ближе к 90-м, тем меньше тут было перспектив. Помещения, где пытались встречаться любители астрономии, отдавались каким-то кооперативам; астрономические научные организации переводили на хозрасчет, разоряли и закрывали. Так было с Московским и многими другими Планетариями. И вскоре российские любители астрономии остались сидеть по-домам с телескопами из консервных банок и книжками напечатанными еще в 70-80-х, потому как к 90-м и фиговая бумага для этих целей иссякла - вся ушла на тираж новых денег для страны.
Но оказывается, что даже вдоль по черной полосе нельзя двигаться бесконечно. Вот я и подошел вплотную к тому, о чем хотел бы рассказать. Энергия горения ракетного топлива велика, но если поджечь его просто так, не будет ничего кроме небольшого и недолгого языка пламени. Поместив его внутри двигателя с параболической дюзой можно принципиально изменить эффект горения - вся энергия будет направляться только в одном направлении и ракета тронется с места и набирая ход разгонется до космических скоростей. Потенциал российских любителей астрономии был достаточно велик, но усилия каждого были хаотичны и в результате ничего не меняли, пока во второй половине 90-х в Москве не был создан Московский АстроКлуб. Сделал это Андрей Остапенко - сам активный любитель астрономии, но обладающий редкой организаторской жилкой - способностью даже безнадежное дело оживить и поднять на самую высокую ступень эффективности. На общественных началах скромных членских взносов была отремонтирована пришедшая в глубокий упадок Звенигородская Обсерватория, восстановлен телескоп и обретено помещение, где любители астрономии могли реализовывать свои в большей или меньшей степени научные программы. Вскоре в Москве появился офис АстроКлуба, где встречались его участники, и одновременно магазин, где по самым низким ценам можно было купить телескоп - не железобетонный монумент с гробницы отечественной науки, а легкий , ясный и надежный оптический прибор который можно было использовать для того, для чего он был изобретен Галлилео Галилеем - для созерцания и ислледования Вселенной. А выбор моделей и аксессуаров к ним становился все больше.
Первая такая акция случилась в апреле 1999 года. Все, кто мало знаком со спецификой любительской астрономии, недоумевают - почему же весной, а не летом, скажем? Вкраце объясню. Во-первых, осенью и зимой еще хуже - спорить не станете? К сожалению, климатические условия в нашей великой Родине никак не способствуют астрономическим наблюдениям и обычно невысокая вероятность ясного неба немного выше в весенне-летний период, но летом мы имеем две другие непреодолимые трудности - белые ночи в среднее полосе страны, когда звезд на небе - от силы штук пять, и к тому же период отпусков и разъездов не позволяют всей армии любителей приехать на сборы. Есть и другие факторы склоняющие дату проведения ко второй половине апреля - например, высоко поднимающаяся вечером эклиптика - ведь все планеты находятся неприменно на ней и наблюдать их в апреле вечером гораздо удобнее, чем с такими же условиями в ноябре утром ;)
Местом проведения первого такого Фестиваля Любителей Астрономии, название которого сократилось до емкого и запоминающегося слова АСТРОФЕСТ, стала все та же Звенигородская Обсерватория, а точнее ее территория.
С каждым годом желающих провести три счастливых дня на АстроФесте становилось больше и в 2002-м году фестиваль было решено провести на территории одного из подмосковных домов отдыха. Это был тот самый фестиваль, когда Андрей Остапенко предложил мне участвовать в Фестивале - дать концерт космической музыки прямо под ночным звездным небом. Так я первый раз оказался на АстроФесте.
Это был совершенно необычный концерт. Во-первых, играть мне пришлось для тех, для кого небо - главная радость жизни и это требовало от меня особой ответственности в преподнесении музыки. Во-вторых, надо мной в разрывах облаков действительно сияли настоящие звезды - я давно мечтал о подобном. С другой стороны играть в тонком свитере в пору, когда не везде еще растаяли последние сугробы, было трудно, особенно к концу полутора часов живого концерта - все еще куда не шло, но пальцы слушались плохо. Подзамерзли и зрители, хотя остались довольны. И с этого дня мои концерты на АстроФесте стали регулярным делом.
А начать рекомендую с посещения сайта фестиваля АСТРОФЕСТ
Комментариев нет:
Отправить комментарий