Согласно своему обычному способу перемещаться и оказавшись в центре Москвы (ст.м. Китай-Город) совершил беговое путешествие по примерно такому маршруту: "Белые Облака" (мой концерт 7 июня там подтвердился) - ст.м. Кузнецкий Мост (ЦДРИ) - Петровка 27 (Музей Современного Искусства) - Б.Грузинская 36 (офис АстроФеста) - ... далее мой путь лежал в район ст.м. Университет в Государственный Астрономический Институт им. Штернберга - сокращенно ГАИШ.
Когда-то я бывал там часто, но за последний год, кажется, ни разу. К тому же я давно собирался там побывать и сделать несколько снимков для блога, что сегодня вполне получилось. Но о всем по порядку...
В принципе, добежать от ст.м. Краснопресненская до Воробьевых гор не составляло большого труда... до ремонта метромоста. Но если раньше вдоль всей автомобильной части тянулась пешеходная дорожка по которой - беги себе и беги на душераздирающей высоте над чернотой вод Москвы-реки, то теперь все - дудки - пешеходной дорожки нет, а бежать среди машин я счел 100%-ным самоубийством и вынужден был спуститься к станции "Воробьевы Горы", где описав несколько петель между заборами прибыл к переправе. Я потерял много метров высоты и тем больший предстоял подъем на самую верхушку Ленинских гор. К этому прибавились несколько бессмысленных лестничных пролетов (то вверх, то вниз) при пересечении реки. И оказавшись на той стороне у самого подножья и посмотрев уныло, как другие путешественники ищут окольные пути-серпантины, я решил подняться все так же бегом по самой короткой круче...
Быть может оно и получилось бы, будь я свеж и бодр, но к этому моменту за спиной было более 17 км бега и наверное от этого в середине подъема я перешел-таки на шаг в значительной степени черепаший и к концу подъема был выжат как тот "кис-кис" из анекдота про ведро водки ( рис. 001 ). Но оставалось менее 1 км и я успешно добежал.
Монументальное здание Астрономического Института нисколько не изменилось за год ( рис. 002 ). Да и с чего бы. Зато изменилось все вокруг. И не за год, а за всю его историю. Когда-то это был пригород Москвы и небо было черным. Наблюдать вселенские просторы от сюда было милое дело. Теперь же... да... вряд ли это имеет хоть какой-то смысл и потому все многочисленные башни, до которых мы еще доберемся, обычно наглухо закрыты и не важно - день сейчас или ночь, пасмурно или ясно...
Оказавшись внутри, я первым делом поспешил на крышу, благо секретную дверь под портретом Ломоносова я еще помнил и она была открыта. Меня подняла вверх волшебная лестница - атракцион для смелых и устойчивых к головокружению ( рис. 003 ).
И вот я наверху ( рис. 004 ). Эти башни еще иногда используются несколькими энтузиастами ГАИШа. Им повезло больше остальных, ведь находятся они на основном здании Института и от сюда открывается значительный обзор ( рис. 006, рис. 005 ). Что касается остальных... впрочем, спустимся к ним.
Вот я опять внизу ( рис. 007, рис. 008 ) - на территории института пусто, безлюдно и встретить мне удалось только вот таких местных завсегдатаев ( рис. 009 ). И не удивительно, ведь в окружающем буйстве природы воронам очень славно.
А вот отыскать конкретно замаскированные объекты астрономического назначения в этих джунглях непосвященному гостю вряд ли удастся ( рис. 010 ). Ну правда, кто б мог подумать, что в кустах прячется астрометрическая обсерватория?
За время существования этого райского уголка деревья, некогда молодые и невысокие, разрослись до таких размеров, что из этого павильона, где живет в забвении старый вертикальный круг (астрономический инструмент для определения точных моментов кульминаций звезд - прохождений через меридиан), уже ничего не увидишь, не измеришь, не определишь... ( рис. 011 ).
А вот еще один - ( рис. 012 ). Он побольше, посолиднее, но столь же безнадежен. Думая , что сверху можно будет лучше рассмотреть и сфотографировать другие башни, я хулигански залез на один такой павильон ( рис. 013 ). Как видите - безрезультатно. Но хоть полазил ;)
Но и долезть до него было непросто - он так зарос, что хоть топором прокладывай себе дорогу ( рис. 014 ).
Остальные башни мне удалось снять весьма условно. Согласитесь, что и башни-то здесь не рассмотреть ( рис. 015 ). А ведь в ней установлен один из крупнейших телескопов Европы. 25 лет назад я даже наблюдал в него. Теперь он не используется - нет смысла. И по этим ступенькам давно никто не ходил ( рис. 016 ). И только высокая мачта радио-базиса гордо возвышается над этим "ботаническим" садом ( рис. 017 ).
Вот в этой башне ( рис. 018 ) я вообще никогда не был. К тому моменту, когда я научился пешком выходить из под стола, инструмент уже демонтировали. Зато вот эта ( рис. 019 ) использовалась при мне очень долго и я всегда очень радовался, когда приезжал в институт к ночи и видел открытый медленно поворачивающийся купол. Те времена тоже давно прошли.
Зато с другой стороны территория института выглядит очень живописно и совершенно не свойственно для остальной части современной и деловой Москвы ( рис. 020, рис. 021 ). Немного в стороне от остальных строений расположился павильон солнечного телескопа ( рис. 022 ). Но Солнца он на моем веку не видел. И больше не увидит. Хотя даже сегодня светило оно совсем по летнему ;)
У самого выхода ( в направлении студенческой столовой № 8 ) остались следы наблюдательной площадки ( рис. 023 ). Еще год назад здесь стояли тумбы для выносных астроприборов. Давным давно здесь проводили практические занятия для студентов физфака МГУ ( тех, кто с астрономического отделения ), а сегодня я обнаружил, что тумбочки снесли. Думаю для того, что бы алкаши не пристраивались - ведь удобно, правда?
Последнее, что решил заснять для истории - это старый, выброшенный из института токарный станок ( рис. 024 ). Когда-то в подвале ГАИШа была очень хорошая мастерская и опытные станочники могли выточить, отфрезеровать, сделать любую деталь и прибор для научного эксперимента по заказу астрономов. А теперь многопудовый девайс символически прикрытый полиэтиленом, стоит во дворе - ясное дело, назад он уже не вернется...
Хочу сказать, что грустный оттенок всего вышеописанного связан лишь с моей ностальгией по тем временам и нерациональным стремлением использовать все и до конца - так я не расстаюсь с теми своими синтезаторами, которые уже во многом морально устарели, но просто дороги мне как друзья с которыми я шел много лет рядом. Что же касается Института, то наблюдательные программы его сотрудников ныне реализуются в Крыму и на Кавказе, где условия для этого во сто крат лучше, а инструменты новее и совершеннее, так что все в порядке.
Если же мне как-нибудь доведется побывать там, я так же сделаю об этом небольшой репортажик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий