menu

Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец | творческий сайт и блог
Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец
творческий сайт и блог       russian | english
          Андрей Климковский - один из ведущих российских композиторов работающих в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы - "Музыка Небесных Сфер", "Звездное небо", "ALEALA" и "DreamOcean" стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает феерические живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.
             

7 ноября 2008 г.

Korg OASYS - лучший среди равных (но равных ему нет) | обзорно

          Признаюсь сразу, что написать об этом инструменте хотелось давно и в то же самое время было страшно браться за дело, потому, что это почти то же, что описать в одной статье все устройство мироздания. Поэтому будет не одна статья - одной не отделаться. А эта - самая первая - поверхностный и беглый взгляд на основные возможности и достоинства сильнейшей из музыкальных рабочих станций.

          Начиная с первой успешной попытки создания комплексного клавишного инструмента во второй половине 80-х, а именно бессмертной рабочей станции Korg M1, компания KORG старалась держаться в позиции лидеров среди производителей электронных клавишных.

          Korg M1 лишь обозначил новое направление в развитии музыкальной аппаратной индустрии, но разработчики еще находились в самом начале пути к созданию полнофункциональной студии спрятаной в небольшом корпусе клавишного инструмента и отвечающей самым смелым запросам профессиональных музыкантов.

          10 лет спустя была предпринята осторожная попытка показать первый такой образец. Собранная на базе топовой рабочей станции TRINITY, гипер-станция с ярким названием OASYS была представленна на выставке, но в серийное производство не пошла - оказалась сырая и не столь всемогущая, как бы хотелось композиторам, аранжировщикам и саунд-продюсерам ведущих лэйблов.

          Однако, это была определенная ступень. Она была освоена и восхождение технологии продолжалось. Основу этой модели все же запустили в производство, но позже, и под наименованием OASYS PCI - как разновидность компьютерной звуковой платы. Работала она только по Windows 98. Производство продолжалось недолго и вскоре ее сняли с производства, а, на горе ее купивших, прекратили и техническую поддержку - работать под XP она не стала и многим пользователям пришлось ее либо выкинуть, либо продать за дешево обладателям устаревших компьютеров.

          Но проект OASYS закрыт не был и в середине 2005-го года разродился грандиозной премьерой - мечта клавишников всех времен и народов была воплощена. Она предстала в весьма громоздком по нынешнем временам корпусе, вооруженная 10-дюймовым сенсорным дисплеем всех цветов и оттенков, и множеством ручек на передней панели (чем обычно Korg не баловал)

          На его темно-синем корпусе, технологически доставшемся от рабочей станции TRITON Extreme, красовалась все та же надпись - OASYS.

          Вообще говоря, "OASYS" - не только красивое слово из английского словаря. Это аббревиатура: "Open Architecture SYnthesis System" - "Система Синтеза с Открытой Архитектурой", что в значительной степени соответствует содержанию емкости на которой начертаны эти заглавные буквы.

          Именно во внутреннем содержании этого устройства и был весь его смысл. Давайте коротко пробежимся по его основным составляющим, их назначению и возможностям.

          Во-первых, так же как пионер рабочих станций - Korg M1, это ромплер - устройство, в звучании использующее огромную библиотеку "вшитых" сэмплов. Здесь есть прекрасные рояли, электро-пиано, органы, духовые и струнные, ударные и синтетические инструменты во всевозможных вариациях и разнообразии, но ввиду огромного размера ROM-памяти, каждый из этих "образцов" записан настолько подробно, детально и качественно, что придраться хоть к какому-либо натуральному по природе, но живущему в электронном пространстве гипер-станции OASYS тембру просто невозможно. При этом вся богатейшая коллекция сэмплов в 314 mb тщательно адаптирована ко всему его цифровому тракту воспроизведения, что оставляет далеко позади все существующие VST-инструменты, и другие, как виртуальные, так и аппаратные семплеры и ромплеры - это до сих пор верхний предел качества звучания сэмплерного звука.

          Во-вторых, это одновременно и сэмплер - гипер-станция располагает 2 Gb оперативной памяти, куда можно с успехом записать любой собственный сэмпл или загрузить любую коллекцию сэмплов. Можно даже воспользоваться всеми остальными возможностями ОАЗИСа, что бы смоделировать на нем новый, никем неслыханый до сих пор звук, и прямо внутри инструмента превратить его в мультисэмпл и в дальшейшем пользоваться этой собственной находкой уже в засемплированном виде. Но это мы забегаем вперед.

          В-третьих, тракт воспроизведения/записи этих сэмплов представляет из себя мощный цифровой синтезатор системы HD-1 (High Definition) с мультирежимными фильтрами нового поколения, огибающими с высокими скоростями изменения значений, параметрическими эквалайзерами, двойной секцией искажений (переусиления) со множеством алгоритмов, и просто фантастическим по масштабам блоком эффектов (12 разрыв-эффектов, 2 посыл-возврат и 2 тотал).

          Одно это уже делает инструмент из ряда вон, ведь вся эта мощь поддерживает полифонию в 172 голоса. Тем не менее разработчики посчитали, что к этому необходимо добавить самостоятельный аппаратный аналогомоделирующий синтезатор - это - в-четвертых. Встроеный, но полноценный алгоритм синтеза AL-1 предоставляет пользователю все ранее известные возможности аналогового синтеза и множество новых путей моделирования самых сложных звуковых штрихов и полотен. При этом поддерживает полифонию немыслимую для специализированных синтезаторов - 96 голосов.

          Остались не забыты и технологии моделирования органных звуков. Все то великолепие классического органного саунда, что имеет место в органах Korg BX-3 и Korg CX-3 нашло в ОАЗИСе полноценное воплощение. Разработчикам удалось втиснуть эту коробку тот самый двухрядный ретро-орган со всеми его органными колесами и пробивающим любой микс звуком. Это пятая составляющая гипер-станции.

          Разумеется все это звуковое многообразие может управляться секвенсором. На первый взгляд, это традиционный для Корга 16-дорожечный секвенсор, но впервые работа секвенсора обеспечена не циркулированием между блоками и узлами миди-протокола, а с помощью совершенно нового формата передачи данных. Это гарантирует беспрецендентную точность таймига (до 1/1000 бита/минуту) и точнейшую синхронизацию всех секвенсорных событий (что раньше в рабочих станциях достигалось с трудом, большой мукой инженера в студии или не достигалось вовсе).

          Но на самом деле, это только половина секвенсора. Есть еще 16 дорожек, но они наполняются не нотными событиями, а аудио-данными записанными с внешних аудио- аналоговых или цифровых портов, что есть по сути 16-канальная цифровая аудио-студия с возможностью редакции каждого трэка, сложением, обработкой эффектами в реальном времени, перезаписью внутри цифрового тракта этой студии и еще много-много чем.

          Разумеется аудио-секвенсор полностью синхронизирован с миди-секвенсором и позволяет в теле аудиодорожек прописывать все существующие миди-команды для управление аудиоданными.

          Для храния данных, в том числе и аудио, в гиперстанции вмонтирован винчестер на 20 Гб, но есть и пишуший CD-Rom, а так же USB-порт для обмена данными с компьютером.

          Я уже сбился со счету, перечисляя блоки и узлы этого устройства, поэтому уже не могу сказать, каким по счету в этом списке будет компьютерный процессор INTEL Pentium IV - который координирует работу всего содержимого этого 30-килограмового ящика. Именно процессор обеспечивает точную и практически мгновенную отработку всех команд пользователя инструмента. Но весь звук рождаемый в вышеперечисленных блоках имеет исключительно аппаратное происхождение - он не результат работы процессора и каких-либо компьютерных программ - добротный "железный" звук.

          При этом разработчики понимали, что в большинстве случаев производительность этого процессора останется на 90% незадействованой и ввели в спектр возможностей ОАЗИСа возможность работы с VST-инструментами и виртуальными синтезаторами. Таким образом Korg OASYS получил в свой арсенал все недавние разработки компании Korg из серии Legacy Collection. Но и тут разработчики преуспели - эти виртуальные программы в пространстве ОАЗИСа звучат наредкость живо и естественно вполне конкурируя со многими реальными моделями железных синтезаторов, чей звук призваны были имитировать.

          В очередном обновлении операционной системы для ОАЗИСА (v.1.3) появился еще один виртуальный синтезатор MOD-7.

В дополнение всему этому и в полной интеграции со всем этим невероятным ядерно-музыкальным зарядом возможностей разработчики приложили модуль KARMA второго поколения, позволяющий в реальном времени создавать сложнейшие арпеджиаторные пассажи и имитировать живую манеру исполнения для самых разных натуралистичных инструментов.

          Несмотря на то, что инструмент не нуждается во внешних устройствах записи или сброса звука, и предоставляет возможность на нем же прожечь финальную версию CD, разработчики позаботились о достаточном количестве выходных разъемов. У ОАЗИСА 10 аналоговых выходов и цифровой S/PDIF. Так же в наличии 4 аналоговых входа, входной цифровой S/PDIF и возможность опционального расширения цифровым интерфейсом EXB-DI.

          Рассказав Вам все это, я перечитал текст вновь и понял, что на самом деле ничего не рассказал об этом инструменте - эти общие слова и цифры не характеризуют его в той степени, в какой он заслуживает. А заслуживает он в первую очередь времени и подробного внимательного отношения, чем в следующий раз и займемся.

          PS: Инструмент получился недешевый - что-то порядка 10 000 долларов. Но первые 2 года его существования ОАЗИС невозможно было купить - музыканты занимали очеред на несколько месяцев предоплачивая покупку 100% вперед и сейчас все серьезные студии и ведущие клавишники мира аппарат сей имеют. Уже почти 4 года он является самым значительным достижением инженеров планеты Земля в области электронных клавишных. На разработку этой гиперстанции компания Korg потратила столько денег, что сумма эта еще не вернулась, хотя проданных экземпляров ОАЗИСа немало. Однако уже целый год ходят устойчивые слухи о скором выходе новой версии этого монстра - OASYS-2

          PPS: В некоторой степени в качестве версии OASYS-2 можно рассматривать гиперстанцию Korg KRONOS представленную компанией Корг на международной выставке NAMM-2011 13 января 2011 года. | подробнее   »