menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

27 декабря 2024 г.

Проект «Парад планет»

Проект «Парад планет» композитора Андрея Климковского. История проекта

Эта музыкальная серия была задумана где-то на стыке тысячелетий. Сейчас даже не припомню, в каком году именно - в 2000, или в 2001... или даже в 1999. Я просто взял и нарисовал все обложки будущих альбомов в неком серийном стиле - для всех планет Солнечной системы. Из этих обложек в дело пошла пока только одна - Меркурий. Но тогда я рассчитывал, что дело двинется быстрее. А что такого - написать всего лишь 9 альбомов... правда, предполагалось чуть больше - 12: еще Солнце, Луна и комета Галлея.

Импульс был действительно силен. И сейчас я помню его мощь, а и чего он проистекал - это как-будто было от меня самого в секрете. Можно сюда притянуть мою личную эмоциональную составляющую - в то время меня триггерили альбомы NASA-вской серии "Звуки планет". Не сказать, что именно выбешивали. Я был терпимым и спокойным человеком, даже по отношению к откровенной несуразности. И все же нередко задавался вопросом: "Ну как же так? - это же обман!" Это хороший маркетинговый ход - продать идею того, что планеты звучат. Но тот звук, который был на кассетах непонятного происхождения - это не звучание планет - это хитро-придуманные технологии трансформаций радиоизлучения в звуковой диапазон. С таким же успехом можно наслаждаться гудением трансформаторной будки, только будка гудит честно, а здесь все максимально искажено в пользу слушабельности, да и все равно слушать оказалось нечего...

Но люди слушали, и считали, что именно так и звучат планеты.

Потом я забыл об этом. Настолько, что прошли пара-тройка лет. И следующий импульс накрыл меня в 2003 году, когда уже не было никаких планетных серий от NASA - никому это уже не было нужно - скрежетом и гулом все наелись. А во мне проснулось художественное видение пространства вокруг планеты Меркурий.

Был самый конец 2003 года - очень непростого в моей жизни, но очень творческого. Я обживался в другом городе, восстановил работоспособность студии, старался и семье уделять побольше сил и внимания. Никто об этом не задумывается, а у музыкантов тоже могут случайно быть и семья, и дети. И как вообще всё это совмещать... (?)

Первая половина года была занята переездом на новое место жительства и концертами. В конце мая я выпустил самый первый альбом проекта HEAVEN - он тогда был встречен как неожиданное откровение - очень тепло. Осенью была готова "Кассиопея", и опять плотная череда концертов. А в декабре я раскопал ту серию обложек, и записал альбом "Меркурий" - самый первый из цикла "Парад планет". Внезапно, совершенно неожиданно для самого себя.

Как-то так получилось, что невыраженное ни в словах, ни в нотах намерение продремало несколько лет, а потом вдруг проснулось и начало клевать меня в макушку, пока я его не воплотил. Для меня самого все это было странно. И для людей, кто со мной работал. Они в один голос спрашивали - как это так - опять новый альбом. Ты же чего-то другое хотел.

Но это - моя жизнь.

Я могу сколько угодно планировать. А потом оказывается, что нечто такое, что выше меня, вовлекает меня в поток, из которого я вскоре выныриваю с новым альбомом в зубах.... а иногда и без ничего - без альбома, без сингла... только с набросками. Они могут потом во что-то реализоваться, а могут и совсем ни во что не влиться.

Но с Меркурием все вылилось очень быстро, ладно и успешно.

Неким эпиграфом к альбому стала фраза "Вернись в электрокосмос 70-х", когда Мир бредил исследованиями ближайших планет. Советские станции отправлялись к Луне и Венере. Американцы запускали своих роботов к Марсу, а миссии к Меркурию вообще стали прорывом в астродинамике, потому что оказалось, что очень сложно лететь в сторону Солнца - это по топливу дороже, чем к Юпитеру, а по маневрам сложнее, чем отправить человека к Луне. А Меркурий, хоть он и рядом, всегда скрывался в солнечных лучах и был совершенно неизучен до космических полетов.

Музыка в альбоме получилось на грани разумного смешения стилей диско-фанка, академической электроники и краут-рока. Я привлек к записи живого гитариста Никиту Калуцкого (с акустической гитарой) и Вячеслава Куликова (с аналоговыми синтезаторами). Основу альбома я сделал на цифровой рабочей станции Korg N364, а соединил весь проект внутри довольно древнего компа на базе Пентиум-1 200 мегагерц. Эта машина уже не справлялась с обилием творческих идей, и захлебывалась, будучи неспособной воспроизвести все дорожки.

Но именно на этой грани и проявляется искусство - обычно - ему всегда не хватает существующей базы. Ему всегда тесно. Ему всегда мало. Автор зажат техническими или материальными рамками. Иногда ему просто хочется кричать от бессилия, или все разрушить, потому что нет сил видеть и терпеть, как на твоих глазах внезапно все встает в ступор, все перекашивается от недостатка вычислительных мощностей. Проект может погибнуть при некорректном сохранении (такое бывало, и не раз) и зависании программы.

Но мне повезло. И "Меркурий" благополучно реализовался в аккурат к назначенному концерту-презентации в самом финале 2003 года - 27 декабря.

Сегодня как раз 27 декабря. Правда, уже 2024-й год. Но все события удивительно живы в памяти.

Концерт в Мемориальном Музее Космонавтики был просто просто феерический. Его можно сравнить с концертами в Московском Планетарии 2012-2013 годов. Чуть скромнее масштаб, и зал поменьше. Но степень погружения в космос - через музыку и визуальные проекции - была какая-то невероятная. На сцене были те же музыкант, что и в студии при записи альбома - Никита и Вячеслав. И они были со мной в том же творческом потоке (это - как говорится - с кем поведешься... вот Игорь Колесников не дал бы соврать). Их постоянно клонило в импровизационные отступления и фантазии. И мы наиграли тогда гораздо больше, чем сами ожидали. Альбом "Меркурий" был всего на 45 минут. А концерт - на 3 часа. И потом я его выпустил двойным CD. Так и назвал "Парад планет". А потом еще последовала серия концертов по мотивам. Нас приглашали на какие-то корпоративы. И находили именно по той волшебной фразе - "Вернись в электрокосмос 70-х", хотя на дворе уже был 2004-й год.

Концерт «Парад планет» в Мемориальном Музее Космонавтики - в зале обратной проекции - 27 декабря 2003 года

Можно было бы предположить, что вот так легко и стремительно реализуются и следующие "Планеты" этого "Парада". Но жизнь повела меня куда-то в другую сторону.

Легкость свершений была иллюзорна.

Я уже не первый раз замечал, что за некоторым взлётом и успехом может, и наверняка последует падение. Это не у всех людей так. Но у меня частенько. По каким причинам такое происходит - это я все еще разбираюсь. Эту свою часть я так и не познал в полной мере.

Скорее всего здесь несколько составляющих. Одна выражается в том, что я отдаю себя более, чем это способен выдержать мой организм.

Бессонные ночи, глубокое переутомление технической стороной творческого процесса, неспособность тянуть сразу много дел - например, семейные дела, материальное обеспечение хотя бы собственной жизни. Когда я ухожу в творчество, я совершенно забываю, что я человек - (помимо прочего космического и бессмертного) - туша из костей и мяса, что туше надо жить где-то, есть что-то... я вспоминаю об этом потом, когда записан альбом, напечатаны диски и кассеты, оплачена аренда зала и перевозка оборудования, которое вернулось в студию с повреждениями и ему требуется ремонт...

И тут ты понимаешь, что это - край - у тебя не осталось ничего - ты всё отдал - все деньги, все силы. Даже с полными залами ты собрал совсем не много - даже оплатить квартиру нечем... и тогда кажется, что всё зря...

Друзья, сейчас 2024 год. И я опять в той же ситуации - тоже отданы все силы, и тоже записано много хорошей (как мне кажется) музыки. Опять нечем платить за жилье.

Потому что, когда музыкант весь в музыке, ему не до мирских дел и забот. Он не сможет погрузиться так глубоко в творчество, если ему приходится решать все вот это... это отвращает от музыки. Не позволяет ловить сигналы из далекого космоса, если ты все время думаешь о деньгах, да о еде.

Поэтому я сначала не думаю, а потом... да... приходится думать.

Впрочем, сейчас я сам по себе, а тогда - в 2004-м - у меня была семья, и мне нужно было как-то кормить жену и ребенка.

И тогда - сразу после Меркурия, которым восхищались все мои слушатели, я принял решение - вот так просто - взять и завязать с музыкой, устроиться на обычную земную работу и просто жить - как живут все, как живете вы, как живут и те люди, которые иногда говорят:

"Вот придут лучшие времена, и я займусь самореализацией, буду что-то творить... на пенсии, скорее всего..."

Но такого не случается.

Быт, семья, работа, нетворческие развлечения, которые тоже - тут-как-тут - это всё затягивает настолько, что - если ты сам не будешь вытягивать себя за волосы из болота, как это делал Барон Мюнхгаузен, ты никогда не напишешь ни единой новой ноты. Не говоря уже о новой альбоме.

Я пошел работать дизайнером, но это продлилось полгода. Да - я обливал слезами подушку по ночам. Но мне так хотелось иметь семью, какую не смогли построить мои родители, что я насиловал себя этим унылым прозябанием и запрещал себе творить.

Жена тоже пошла работать. Прежде мы творили вместе. Я - музыку, она дизайном обложек занималась и видеоподдержкой концертов, сайт сделала - самый первый - для творческого объединения NEANE Records. И эта деятельность нас скрепляла, как ничто другое скрепить не могло.

Но через полгода вот такой "нормальной" и достаточно сытой жизни жена мне сказала:

"Я приняла решение пожить отдельно. Я поняла, что я не нужна тебе... что мы не нужны друг другу..."

И, знаете, я был рад этому.

Я давно ждал, когда это случится.

Я теперь свободен.

"Свободен! Наконец-то свободен!"

А вы поняли, Друзья?

Когда мы предаем себя - предаем то, что самое главное в нас, то нас перестают ценить даже самые близкие.

Конечно, женщины думают, что вот они - это самое главное, что может быть в жизни мужчины.

Но столько стоит мужчине променять свое жизненное предназначение на женщину - на комфортную жизнь рядом с женщиной, как эта женщина просто перестает его ценить и уважать. Это уважение не вернуть никакими подарками, никаким вниманием к женской персоне. Ничем... кроме одного.

Можно попробовать вернуть себе себя. И тогда, возможно, к тебе вернется твоя бывшая женщина... если ты сам не передумаешь иметь с ней отношения после того решения, какое она приняла глядя на твою же слабость.

Я вернулся в музыку в конце 2004 года. С концертом "Возвращение".

И к этому концерту видео делала Оксана - моя бывшая жена, и к нескольким последующим - тоже. И продолжала снимать концерты на видеокамеру.

Вот только я уже не хотел продолжения наших отношений.

В процессе всех этих перипетий я внезапно встретил удивительную девушку, с которой, как мне казалось, я был в одной из прошлых жизней на своей далекой планете. И те наши отношения и чувства никак нельзя было сравнить с тем, что переживают люди на Земле в самой возвышенной любви и в самом счастливом браке.

И следующие 7 лет я творил уже совсем на других частотах, из других энергиях и в союзе с этой прекрасной девушкой, Которая тоже была на каждом моём концерте.

В этом смысле, альбом "Меркурий" можно рассматривать неким Рубиконом и проверкой на вшивость.

Я тогда это не осознавал. Да и сейчас в полной мере не осознаю, наверное - что тогда произошло, когда я выпустил самый первый альбом цикла «Парад Планет». Но следующий альбом этого цикла вышел очень не скоро. И это случилось не порядку - "Гелиос" - он был в цикле 10-м.

Но творчество - это нелинейный процесс. Люди жаждут понятного, простого, последовательного и упорядоченного - так им проще вникать в суть.

Настоящее творчество всегда непредсказуемо. Оно более дружно с хаосом, нежели с порядком. И я до сих пор с этим не свыкся в полной мере. Поэтому и пишу порой такие протяженные тексты, чтобы самому понять то, что со мной происходило и происходит.

Вы думаете, Друзья, я для Вас пишу - все это?


90% из вас не прочитают это до конца

Только особенный человек способен ныне читать столь длинные тексты. Большинство отвалится на втором, или даже на первом абзаце.

Я пишу для себя - в первую очередь. Это такой сеанс саморефлексии, который порой у меня сопутствует с творческим послевкусием, следующим за релизом очередного альбома.

Но потом оказывается, что эти мои жизнеописания достигают тех, кому они крайне нужны для жизни - для самопознания и разгребания собственных проблем. Пройденный мной жизненный путь - в таком изложении - кому-то приходится хорошим учебным пособием.

И выходит, что это всё я тоже пишу для Мира.

альбом «Меркурий» • Проект «Парад Планет» • Композитор Андрей Климковский

альбом «Меркурий» • Проект «Парад Планет» • Композитор Андрей Климковский


треклист

  1. Неуловимая планета
  2. Маринер 10
  3. Меркурий — темная сторона
  4. Солнечный ветер

участники записи

  • Андрей Климковский — композитор, аранжировщик, исполнитель, автор концепции, исполнение на синтезаторах;
  • Вячеслав Куликов — аранжировка, аналоговые спецэффекты;
  • Никита Кулуцкий — акустическая гитара, аранжировка

Страница альбома на сайте:


Альбом продается

Его можно слушать и так.

Но когда вы покупаете альбом, вы поддерживаете в этом Мире самое прекрасное, что в нем есть - Музыку.

И способствуете тому, чтобы автор смог написать что-то еще в своей жизни.

Стоит это 500 рублей. Я уверен, у каждого из Вас есть такие деньги.


PS: А я в ближайшее время продолжу рассказ о музыкальном цикле «Парад Планет», в котором вчера стало на пару альбомов больше.

4 комментария:

  1. Андрей, спасибо, что поделились своей личной историей. И я согласен: бывает, что пишешь такие тексты вроде бы сам для себя, а потом оказывается, что это помогло какому-то незнакомому человеку. И спасибо за ваше творчество! Пусть в Новом году будет новая музыка, и пусть внешние обстоятельства максимально благоприятствуют её рождению!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Федор, спасибо за отклик.

      Как выяснилось недавно, дело не во внешних обстоятельствах. Мы часто сваливаем... ладно - я часто и густо сваливал проблемы на внешние обстоятельства. Например, экономический кризис какой-нибудь случился. Или на Тайване забастовка, или землетрясение - подорожали платы памяти. Это удобно. Типа - я не виноват. Но суть в том, что виноват. Может последнее слово не самое лучшее - ничего конструктивного оно не несет. Но проблемы так или иначе связаны со мной - на разных уровнях понимания того, что есть я. Вот с этим я и разбираюсь. Открытость в этом очень помогает. Особенно тогда, когда других мер и методов уже не осталось.

      Я надеюсь написать еще несколько подобных постов. Там будет понятнее. Этот эпизод слишком мал для выводов.

      С Наступающим!

      Удалить
  2. Андрей, всё верно, посвящение себя делу всегда требует полного погружения в него, и где та золотая середина.... ? Спасибо за стремление развиваться, за музыку и за то, что ты открыт миру!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю, как к Вам обратиться. Дорогой комментатор.

      Золотой середины нет. И быть не может.

      Есть стремление к ней. И неприятность возникает тогда, когда нет осознания, что все хорошо в меру.

      Но, творческий человек следует за той волной, которая привела его в творчество. Эта волна... можно назвать это Музой, творческим каналом, высшими силами, транслирующими вдохновение, от которого не отвертеться - всё это не спрашивает, как чувствует себя творческий человек, голоден ли он, выспался ли, заплатили ли ему.

      Его стремление к золотой середине - это лишь техника безопасности или желание подстелить соломку. Последнее хуже. Потому что такие превентивные меры для Музы оскорбительны.

      Не может быть золотой середины между Богом и Дьяволом. Это будет Дьявол.

      Нет золотой середины между творчеством и унылым прозябанием в найме - это будет рабство в найме.

      Я работал 5 лет в прекрасной IT-компании, где гендиректором был мой хороший друг. Правда, дружба наша закончилась моим трудоустройством. И творчество на 5 лет закончилось моим трудоустройством. Но я видел в тех разработках, какие вела компания нечто светлое, эдакое дыхание будущего - того самого, какое рисовали в книжках 70-х и 80-х. А кончилась тем, что компания получила контракт на разработку системы Платон - известной тем, что собирала платежи за проезд дальнобойщиков по федеральным трассам - в нашей стране, которая критиковала когда-то за подобное буржуинов.

      Какая золотая середина? Скажите мне - получать эти деньги и тихонечко творить в выходные?

      Да - творческий человек очень уязвим в том, что он собою являет критерий верности тому, что сам и создает. И если человек не верен собственным творениям, кто из слушателей ему всерьез поверит? А сам он как с собой уживется - делая то, что не разделяет внутри себя - в своей шкале ценностей?

      Удалить