Разумеется, разработчики укомплектовали изделие палитрой из тысячи с лишним уже созданных специалистами разного рода тембрами, в том числе и звучащими из невидимых музыканту плат и процессоров синтеза AL-1. Эта статья написана ровно для того, что бы познакомить Вас с характерным звучанием 1/9 части музыкальной рабочей станции Korg KRONOS - Аналого-моделирующего синтезатора AL-1.
Описание этого звукобразующего движка и приемов создания с его помощью оригинальных пользовательских тембром - тема следующих моих статей. Но и в этом поверхностном повествовании я немного о сути синтезатора AL-1 расскажу. И о моей субъективной оценке характера его звучания - тоже.
Итак, ничего аналогового в нем нет. Это - цифровой синтезатор, но использующий архитектуру (принцип формирования звука) классического аналогового синтезатора. Но все его генераторы, фильтры, огибающие - все это следствие работы специализированных цифровых процессоров. Это во многом определяет звук - он не то, что бы не аналоговый, он даже для цифрового как-то излишне ядреный - ощущается его правильная геометричность, фазовая синхронность (уж если при дизайне была поймана фазовая завязка, циклично повторяющаяся в протяженных звукоизвлечениях, по ее биениям можно проверять атомные часы!), пробивная бескомпромисность, жесткость, агрессивность даже, если надо. А вот присущей аналогу теплоты звучания с помощью AL-1 не достигнуть. В этом направлении немного может помочь обработка эффектами, коих Korg KRONOS предоставляет в виде разрывов целых 12 штук (когда это казалось много, но сейчас у параллельно развивающихся станций конкурирующих производителей наметился стандарт - 16 стерео-инсертов, так что Korg KRONOS несколько отстал от жизни, но все же предпринял для ряда своих звукообразующих движков дополнительные виртуальные цепочки обработки эффектами...), но это - общие для станции инсерты, а своих собственных в движке AL-1 не предусмотрено.
В спецификации рабочей станции Korg KRONOS заявлена беспрецедентная полифония для AL-1 - 80 голосов. Где еще в природе существует не программный, а физический аналого-моделирующий синт с полифонией 80 голосов? - я не встречал отдельного такого девайса. И лишь припоминаю, что у предшественника KRONOS-а - ГиперСтанции Korg OASYS - AL-1 так же присутствовал на борту, но давал полифонию чуть большую - 96 голосов. Да - KRONOS в этом смысле есть небольшой шаг назад, тем более, что функционально в нем AL-1 все тот же - ничуть не продвинулся в развитии...
Что же из себя представляет один голос из 80 возможных голосов AL-1?
- 2 осциллятора способных довольно гибко менять форму исходной псевдо-аналоговой волны плавно морфингуя между прямоугольниками различной скважности, превращаясь в разной полярности пилообразные импульсы и трансформируясь в треугольник и псевдо-расстроенные между собой импульсы - принцип данного морфинга довольно интересный и оригинальный.
- 1 суб-осциллятор
- кольцевая модуляция в рамках которых возможно модулирование осциллятора №1 осциллятором №2 и наоборот, а так же с модуляцией шумом и модурированием внешнего оцифрованного аналогового сигнала.
- генератор шума
Для одного из 80 голосов это весьма значительно. Но не стоит обольщаться относительно безграничности полифонии AL-1, потому, что единственное включение опции Unison в базовых свойствах звуковой программы в разы сокращает полифонический потенциал AL-1. И не стоит забывать, что любая программа типа EXi (суть в том, что хоть разработчики KRONOS-а и заявляют о 9 базовых технологиях звукообразованиях, но все программы в в этой рабочей станции делятся на два основных типа: HD1 - воспроизведение сэмплов; EXi - физическое цифровое или программное моделирование), а AL-1 как раз относится к движкам типа EXi, - так вот любая программа типа EXi может содержать до двух звукообразующих модулей-осцилляторов (осцилляторов более высокого уровня - пусть пока это запутано и непонятно, но в следующих статьях будет разъяснено) - модулей EXi1 и EXi2. И конечно для серьезного саунддизайна надо бы использовать оба EXi, а это тянет за собой двойной расход полифонии. Так что 80 голосов - это только на первый взгляд кажется много.
Далее сигнал преобразуется привычным для пользователей рабочих станций от Korg путем - фильтр, усилитель, огибающие... Огибающие здесь, кстати, полнофункциональные - пяти-зонные с настройкой формы 4-х зон - это вообще-то важно, и это в некотором смысле выводит AL-1 вперед в сравнении с технологией MMT синтезатора RADIAS (правда, RADIAS силен кое-в-чем другом). И таких огибающих у AL-1 целых 5 штук. Так же для каждого модуля EXi AL-1 предоставляет 4 LFO и 32-шаговый степ-секвенсор.
Секция Фильтров представлена двумя модулями, которые могут работать по одному и оба в режимах параллельной и последовательной коммутации - довольно привычная для фильтров от Korg система, но в воплощении AL-1 имеет несколько изюминок, таких как алгоритм Multy-Filter позволяющий создавать цикличный или статичный морфинг между самыми разными фильтровыми комбинациями, но сам по себе больше похож на головоломку, нежели удобный инструмент для саунддизайна... хотя, всему надо учиться и какое-то время активно осваивать, и может тогда оно покажет всю свою глубину возможностей.
Все блоки синтеза можно связать автоматизацией управления, синхронизацией и взаимным модулированием - это поистине бескрайнее поле для экспериментов, которое, к сожалению, хоть и преподносит музыканту все новые и новые аспекты звучания Аналого-моделирующего синтезатора AL-1, но не меняет его отъявленного цифрового саунда, в котором, безусловно, тоже есть своя прелесть.
Знакомясь с тем, что уже сделали для начинающих владельцев рабочей станции Korg KRONOS ее разработчики, я перебирал программу за программой, останавливаясь отдельно на пресетах озвученных движком Аналого-моделирующего синтезатора AL-1 и пытался что-то сыграть этими звуками импровизируя на ходу без репетиций и заранее заготовленных тем. В процессе такого спонтанного музицирования у меня скоро сформировалась система:
- сначала я иллюстрирую ту или иную программу в чистом виде, без использования арпеджиаторов, секвенсоров и драм-трека
- потом я включал драм-трек (не всегда соответствующий моей импровизационной идее) и продолжал играть ту же тему
- активизировал интеактивный арпеджиатор KARMA и тут чаще всего моя тема рассыпалась, терялась, но я что-то умудрялся доигрывать в рамках предложенной KARMой ритмики
Послушать 40 примеров звучания Аналого-моделирующего синтезатора AL-1 можно при помощи прикрепленного ниже аудиоплеера:
Korg KRONOS - Analog modeling synthesizer AL-1 - 40 examples of playing by Andrey Klimkovsky on Mixcloud
Комментариев нет:
Отправить комментарий