menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

21 октября 2009 г.

макси-сингл "Млечный Путь" - премьера диска

          Главным событием, сопутствующим моему недавнему концерту в ГАИШ, стал, безусловно, выход моего нового макси-сингла "Млечный Путь".

          В западной музыкальной культуре понятия "сингл", "макси-сингл" появились и прижились давно. Они понятны там каждому школьнику. Но в России такого понятия не было. Можно сказать, что и нет. У нас был "миньон" - маленькая пластинка, содержащая лишь пару песен (по одной на стороне) или даже всего одну и могла быть гибкой голубой страницей вшита в какой-нибудь популярный журнал в качестве подарка редакции своим подписчикам.

          Вспомнили.

          Но к настоящему синглу и тем более макси-синглу это не имеет отношения. Поэтому во второй половине этой блог-заметки я обязательно объясню, что же такое макси-сингл, зачем он нужен музыканту и зачем он нужен слушателю.

          А сейчас о виновнике торжества.



"Млечный Путь"
(Milky Way)
[ maxi-single ]

Андрей Климковский



          Компакт-диск включает в себя 8 трэков, среди которых 7 - это композиция "Млечный Путь" в самых разнообразных вариациях, а последний трэк - совершенно новая и несколько необычная для моего творчества пьеса "The Way Out". Все это вместе длится 54 минуты 51 секунду и слушается как самостоятельный альбом. Во всяком случае, я воспринимаю его так.

... вторая половина повествования о 'Млечном Пути' и не только ...

          Долгие годы человечество могло довольствоваться лишь одним техническим носителем, который мог хранить на тебе музыкальную запись - пластинка. Пластинки могли быть немного разными. Большими и маленькими, односторонними и двусторонними, проигрывались они порой с разными скоростями. И бывало, что огромный черный диск рассчитанный на скорость 78 оборотов в минуту заканчивался гораздо быстрее чем мог звучать совсем маленький, но неторопливый - 33 1/3 об/минуту.

          Был еще и промежуточный вариант - 45 оборотов в минуту.

          И все-таки, пластинки, виниловые диски не являлись первоисточником новых и любимых песен для меломанов и просто любителей музыки. Им было Радио. Именно по радио звучали все премьеры. И бывало так, что на полноценный диск у того или иного исполнителя песен не набиралось. Тогда выпускали неполноценный - маленькую пластинку с одной или двумя песнями. Стоила она, разумеется дешевле, а слушатели получали возможность приобщиться к домашнему и комфортному прослушиванию полюбившейся песни не дожидаясь пока выйдет так называемый диск-гигант с десятью песнями или более.

В какой-то момент начали появляться альтернативные носители музыкальной информации. Они довольно плохо конкурировали с виниловым диском, но они были и в чем-то начинали делать погоду. Например магнитофонные катушки и кассеты позволяли записывать более длительные музыкальные произведения - до одного часа без остановки для переворота на другую сторону. Издатели пробовали издавать альбомы в виде катушек и кассет. На кассетах это было удобнее, но качество их звучания уступало виниловой пластинке. Но даже на кассетах выпускали как полноценные альбомы, так и одно-дву-песенные издания.

Вот тут и обнажилась назревшая проблема. Оказывается, что новые носители не становились дешевле или меньше размером от количества содержащейся на них музыки. Например, аудио-кассета уже не становилась компактнее, если вмотать в нее пленки только на одну песню. И дешевлее ее корпус не мог быть как и процесс вмотки.

Разумеется, сменивший виниловую пластнику цифровой компкт-диск еще более закрепил такое положение вещей.

Тем не менее, так называемые "синглы" (от английского - один, одинокий) продолжали пользоваться спросом, ведь покупали слушатели прежде всего музыку, а не кусок пластмассы. И в какой-то момент исполнители и звукозаписывающие компании догадались, что в виде синглов можно продавать не одно-песенные издания, а программы содержащие разные версии полюбившейся песни, кои всегда образуются в процессе студийной или творческой работы, и оправдать тем самым возросшую до цены полноформатного альбома стоимость сингла.

Таким образом родилось новое явление в музыкальной индустрии - макси-сингл. Слово "сингл" в этой связке уже утратило свой первоначальный смысл, потому, что говорить об одной одинокой песне уже не приходилось. В макси-синглы стали "впихивать" буквально все: черновые записи, укороченные радио-версии, концертные исполнения и минусовки для караоке. Но, в большинстве случаев все содержание синглов так или иначе было сфокусировано на какой-то одной мелодии и все разнообразие трэков сводилось к разнообразию исполнения одной и той же песни. Правда нередко для повышения этого разнообразия в трэк-лист диска включали еще какую-нибудь песню, причем, которая потом не оказывалась в полном альбоме и это повышало ценность макси-сингла.

Я долгое время этого всего не знал, а к маленьким пластинкам фирмы мелодия относился презрительно. Звучали они всегда на редкость отвратительно, так еще и содержали по две песни. Но как-то мне попал в руки настоящий макси-сингл, где я услышал совершенно неожиданные версии любимой композиции и это меня переубедило. По длительности такая пластинка тянула на альбом, а по содержательности была крайне интересна потому, что мне, как музыканту, было очень ценно знать через какие лабиринты и трансформации происходило рождение того или иного музыкального произведения.

          К тому же, у меня самого накопилось немало вполне интересно звучащих, но по ряду концептуальных причин не годных для включения в альбом тех или иных дублей какого-то того или иного собственного сочинения. И я решил взять на вооружение публикацию неальбомных версий своих композиций в виде макси-синглов.

          В некотором роде это развязало мне дополнительные творческие руки. До этого момента я не отваживался на абстрактные эксперименты с той или иной мелодией, потому, как это было ни к чему - все равно в альбом это не войдет. Но теперь такой части моего творчества нашелся вполне оправданный выход.

          Правда выпуск моих макси-синглов не имел коммерческого характера и не всегда упреждал выход альбома, не паразитировал на слушательском интересе к той или иной мелодии, а всего-лишь был явлением творческим и своеобразным отчетом о той или иной студийной работе.


          Работая над альбомом "Посвящается экипажу Челленджера" я записал более 90 минут разных версий некоторых тем этого альбома, которые в альбом не попали, но были интересны сами по себе. Уже после выхода первых моих альбомов - "Музыка Небесных Сфер" часть 1, часть 2, часть 3, альбома "Млечный Путь", я решился издать те эксперименты вокруг Челленджера двумя макси-синглами - "Challenger" и "Finally / Requiem". Такая же судьба постигла композицию "Ночь без Луны", три версии которой дополненные новой версией композиции "Голубая Лунная Ночь" и концертным исполнением "Сумерек" вошли в состав соответствующего макси-сингла. Иногда бывало так, что входящие в сингл версии практически не напоминали исходную тему - так был далек экспериментальный порыв. Это можно сказать о ряде треков макси-сингла "Тайны Марса". Часто мои синглы вообще никак не были связаны с каким либо альбомом. Такое можно сказать о макси-синглах "All Oscillators ON", "Межзвездное Путешествие" и "Песня заходящего Солнца".


          Но вот одна из самых известных моих пьес, та композиция, которая родилась в самом начале моего творчества, лежала в заглавии одного из ранних моих альбомов, при том, что уже существовало немало разных ее версий, долго оставалась без собственного сингла.

          Это была композиция "Млечный путь".


          Она родилась в 1984 году в последних числах августа и была записана тогда в фортепианном исполнении. Серьезно говорить сейчас об этом вряд ли стоит. В октябре с замечательным участием Павла Строганова и Андрея Фесенко я исполнил ее в звездном зале Московского Планетария под электрическими звездами на одном из первых концертов группы Альрадо. Это записано не было. В 1987 году я записал уже серьезно доработанный вариант "Млечного пути" с помощью электро-пиано "Лель-22" и эта запись оказалась утеряна. В 1989 году и позднее с барабанщиком и моим долгим компньоном в музыкальных делах - Андреем Чудновым - мы не раз переигрывали и записывали эту пьесу, но те сотни метров магнитной ленты тоже бесследно пропали. В 1994 году я наконец записал "Млечный путь" сам с помощью многократных наложений, и запись эта сохранилась. Она нравится мне и по сей день. В 1995 году я решился на запись целого альбома "Млечный путь" и переиграл как заглавную композицию, так и следующие 9 треков. Эта запись где-то и по сей день валяется в моих архивах. Но ее качеством я остался недоволен. В 1996 году я повторил весь процесс уже на новом оборудовании и именно тогда был записан альбом "Млечный путь" который многие из Вас знают. Честно скажу, мне он в таком виде не нравится. И тем не менее по многочисленным просьбам моих слушателей я опубликовал его годом позже - в 1997 году. Но еще в декабре 1996-го года я создал другую - более удачную версию "Млечного пути", которую тогда записать и как-то использовать не удалось, но она часто звучала на концертах и в 2001 году вошла в бета-версию альбома "Star triangle". Я не выпустил альбом в таком виде - не понравилось, и еще несколько месяцев занимался его доработкой. В ее процессе родилась несколько иная версия композиции "Млечный путь" исполненная на програмных синтезаторах - внутри компьютера. Понятное дело, что на концертах такая версия звучать не могла. В 2003 году я создал еще одну версию "Млечного пути" для исполнения на концерте "Эволюция" и записанная на концерте эта версия вошла в состав одноименного концертного альбома. В том же 2003-м для концерта "Невесомость" была создана новая версия композиции, но поскольку концерт "Невесомость" записан не был, и соответственно - не был издан, эта версия "Млечного Пути" так и оставалась украшением некоторых моих живых выступлений, ни в каком альбоме не звучала. На несколько лет эксперименты вокруг этой мелодии прекратились, но в 2007 году меня вдруг опять потянуло в ту сторону и родилась новая версия "Млечного Пути". Я опубликовал ее в этом блоге. Актуальность выпуска макси-сингла "Млечный Путь" чувствовалась мною очень остро. Но все мои эксперименты с этой мелодией в 2008-м году ничем хорошим не увенчались. Зато в 2009-м мне удалось записать целых две новые версии. Одну из них продолжает композиция "Звездные вихри" той же эпохи, что и сам "Млечный Путь". И я получил наконец все необходимое для выпуска макси-сингла. Оставалось доработать кое-что из старых версий и придумать какую-нибудь изюминку, что бы "Млечный Путь" не пугал слушателя своим безраздельным господством на этой пластинке. И тогда родилась композиция "The Way Out", которую я разместил последним треком.

          В записи этого диска я использовал все имеющиеся у меня синтезаторы и прочую технику, что в других случаях оставалась в стороне. Мне удалось добиться оживления старых версий, Я написал и исполнил немало красивых солирующих партий, импровизационных отступлений и даже новых мелодий. Честно говоря, я ожидал от себя гораздо более скромного результата, но углубился в работу так, что пришлось немного пожертвовать другим. Но итогом я очень доволен. И с чувством радости и выполненного долга знакомлю Вас с этим диском.