Метеорный поток Персеиды является красивейшим потоком северного полушария. К тому же он активен в летний сезон, когда тепло, но уже в то время, когда небо в средних широтах наконец темнеет по ночам и слабые падающие звезды наблюдаемы без проблем связанных с белыми ночами.
Правда периодически ситуацию может немного омрачать Луна. И если в ночи максимума потока Луна имеет значительную фазу или близка к радианту (той точке на небе, откуда и вылетают метеоры), то наблюдения теряют свой научный смысл.
Первые две поездки - 2007-го и 2008-го годов были в этом смысле очень удачны. С погодой повезло и Луна была далеко от радианта. В первом случае была вообще эпоха новолуния и Луну утром 13 августа мы не увидели вообще, хотя по астрономическому календарю она была в фазе очень тонкого стареющего серпа. Во втором случае фаза Луны была между первой четвертью (растущей половинкой) и полнолунием, но светило было низко над горизонтом и заходило до начала активности потока.
Поездка 2009 года была подпорчена Луной, хотя в ночь максимума, когда Луна была буквально под радиантом и слепила глаза, мы видели множество ярких и быстрых метеоров. Даже Луна не могла помешать этому шоу.
Следующей поездке помешало то самое задымление, которое окутало европейскую часть России в июле-августе 2010 года. Очень маленькой группой мы все же выбрались в наше традиционное место. К нашему удивлению, именно в эту ночь ушел дым, но пришли облака и впервые после полуторамесячной испепеляющей жары пролился живительный дождик - на обратном пути мы попали в сильнейшую грозу - ехали на автомобиле как сквозь стену водопада. Впечатлений было множество, но метеоров мы так и не увидели.
Поездке этого года сопутствовал позитивный прогноз погоды, но, увы, угрожала Луна. Поэтому мероприятие планировалось как тренировочно-ознакомительное с целью вернуться в тему метеорных исследований, набраться опыта и позже наверстать упущенное на наблюдениях каких-нибудь осенне-зимних потоков - Орионид, Леонид или Геменид. Ну, а главное - получить эстетическое наслаждение от наблюдения созвездий и самых ярких "падающих звезд", которые могут быть видны при полной Луне.
Будет ли погода - не будет ли погода - этот вопрос до самой поездки был туманен и я не торопился с объявлением мероприятия. Оказаться ночью под пасмурным небом, а еще хуже - в дождь, совсем не значилось в программе наблюдений. Поэтому только за 2 дня, когда сайт http://www.gismeteo.ru показал позитивный прогноз, я написал о поездке в блоге, но так же пригласил принять участие в этой "пилотной экспедиции" экскурсоводов Московского Планетария - людей, чья работа напрямую связана с небом и поездка могла оказаться полезной для повышения качества экскурсий - ведь радостный экскурсовод - самый лучший экскурсовод. А подобные поездки поднимают настроение.
Многие из бывалых участников моих поездок на Персеиды оказались в эти дни в отъезде - лето, жара - что в Москве сидеть. Поэтому из старой гвардии вызвались только композитор Вячеслав Куликов с супругой Марией. Зато присоединился Константин Седых - бегун-марафонец. В таком составе мы первыми прибыли в точку наблюдений. Группа поддержки - команда экскурсоводов Московского Планетария - обещала прибыть уже во тьме ночи.
По широкой лесной просеке стелился туман - это не очень хороший знак - туман может перейти в низкую облачность или как-минимум выпасть росой на объективы телескопа и камер. Правда на небе появилась своя, довольно высокая облачность, и Луна, едва поднявшаяся на лесом стала понемногу прятаться за полого идущие с юго-запада облака - это при том, что синоптики обещали северо-восточный ветер - полностью противоположный.
Константин предложил развести костер, как средство профилактики комаров, которые сразу начали изрядно покусывать, а так же в расчете на возможную облачную перспективу - кто знает, как поведут себя эти облака, не отраженные никак в прогнозе? И костер был разведен. Хотя, конечно же, при серьезных наблюдениях метеоров ни о каких кострах речи быть не могло. Но сегодня у нас были наблюдения тренировочно-ознакомительные.
В какой-то момент облака закрыли не только Луну, но и почти пол неба и стало казаться, что зря мы все это затеяли. Но тут зазвонил телефон - где-то рядом проезжал автомобиль с первой из групп экскурсоводов и требовалась помощь в навигации. Пока я встречал гостей, Луна показалась из-за туч, а к тому моменту, как все мои коллеги по Планетарию собрались в наблюдательном лагере, небо очистилось полностью. Самое время было начинать наблюдения - нет, пока не персеид (персеиды активизируются после полуночи), а самых интересных астрономических объектов, которые можно при Луне и легкой туманной дымке увидеть в мой скромный Celestron-80SLT.
В первую очередь посмотрели Юпитер со спутниками, Луну, некоторые двойные звезды - Алькор-Мицар, Альбирео, Аламак (гамма Андромеды), шаровое скопление в Геркулесе - М13, М31 - туманность Андромеды - ближайшую к нам галактику, Хи-Аш Персея и Плеяды. Попутно удалось осмотреть самые известные созвездия просто глазом и провести краткий вводный урок по нахождению созвездий на небе. Но тему эту в дальнейшем необходимо повторить, расширить и углубить.
Миновала полночь и в процессе нашего знакомства с летне-осенними звездами все чаще раздавались радостные возгласы участников наблюдений - "вот там сейчас пролетел!", "а вот там еще очень яркий!" Персеиды проявляли довольно высокую активность при полной Луне и редких клочках облаков, которые то и дело появлялись. В 80-е годы я становился не раз свидетелем чрезвычайной активности этого потока, когда его максимум растягивался на несколько ночей, а некоторые из метеоров были ярче Венеры и их следы таяли на темном небе десятки секунд. Потом, ближе к 90-м годам появилось мнение, что Персеиды ослабли. Возможно, это связано с положением на орбите их прародительницы - кометы Свифта-Туттля, но и тут загвоздка - именно в 1992-м году эта комета проходила очередной перигелий (самую близкую точку к Солнцу) своей орбиты и активность потока должна была расти, а не уменьшаться. Поэтому я бы вспомнил и о другой возможной причине разочарования в Персеидах в последние годы - именно с начала 90-х все крупные города перешли на натриевые лампы для освещения улиц, а их свет особой оранжевой окраски имеет вредную способность рассеиваться и создавать мутное гало вокруг населенных пунктов. И теперь, что бы увидеть небо и метеоры во всей красе необходимо не просто перешагнуть черту города, но и отъехать от него на десятки километров. Мы находились в 30-ти километрах от МКАДа, но даже здесь присутствие московской засветки со стороны севера давало о себе знать. Но в этот раз гораздо больше мешала Луна.
Так или иначе, а несколько десятков метеоров в совокупности наша наблюдательная команда заметила и это очень хороший результат для первой тренировки. Мы конечно не устраивали лежачих сессий по 50 минут с протоколированием пролетевших метеоров и разделением их на поточные и спорадические, как это положено делать при серьезных наблюдениях. Но все же такие наблюдения были полезны и познавательны тем, что дали понять - какие условия желательны для наблюдений, что подобные наблюдения требуют особого рода сосредоточенности граничащей с полной расслабленностью - это невозможно понять без практики. Ведь наблюдатель должен внимательно одновременно осматривать значительную площадь небесной сферы, а не упереться взглядом в какую-то одну звезду. И теперь мои коллеги представляют, что же это такое - "падающие звезды" метеоры.
Однако, не только метеоры становились источником ярких эмоций. Возможно на наш шум, а может на огонек костра в ночи, к нам притопал рыжий как костер лесной гость и в наблюдательной группе послышались голоса: "Смотрите, смотрите - лиса!"
Весьма миниатюрная лисица, возможно, еще лисенок почти безбоязненно бегала, суетилась вокруг нас. Внимательно рассматривала нас, наши вещи и пыталась своим длинным носом забраться кому-нибудь в рюкзак. В мой рюкзак ей залезть удалось - он валялся поодаль от остальных рядом с телескопом и потому мешок баранок припасенный для ночного чаепития с шуршанием в лисьих зубах был таков - не взирая на наши удивленные междометия лиса уперла пол-кило еды в лесную темень. Нам осталось лишь развести руками от такой лисьей наглости.
Я предполагал, что зверь больше не вернется. Но через час лисица пришла опять, пыталась утащить туристический коврик, но не одолела и вообще вела себя как у себя дома, что в общем-то и понятно - на этой поляне традиционная туристическая стоянка и поодаль от нашего лагеря находится яма-помойка, куда лесники сваливают оставшийся от туристов мусор, а лиса, очевидно им промышляет и считает это место своей территорией, а тут вдруг в ночи (остальные-то двуногие околачиваются здесь днем) какие-то люди с едой!
Но, несмотря на наше наглое присутствие в лисьих владениях, хвостатая плутовка вела себя мирно, не тявкала, не рычала и не шипела, как бывает при проявлениях лисьей злобы, а просто демонстрировала заинтересованность - вдруг чего дадут. И кто-то кидал ей печеньку, а рыжая отбегала, но потом возвращалась и подбирала гостинец. Позволила себя несколько раз сфотографировать и в общем совсем не боялась фонариков и вспышек.
В какой-то момент мои коллеги из Планетария начали разъезжаться - многим из них предстояло уже наступающим утром вести экскурсии в Планетарии и надо было бы хоть немного вздремнуть. Вместе с их отъездом стала уезжать и хорошая погода. Увезли обратно. И посидев еще час у костра стали собираться мы - оставшиеся вчетвером: Вячеслав, Маша, Константин и я.
Первая электричка прибыла на станцию Львовская по расписанию и уже в 7 утра я был дома - пропахший костром, немного мокрый от налетевшего утреннего дождика (никак не обозначенного в прогнозе), довольный и с кучей фотоснимков на карточке фотоаппарата.
Почти пять десятков снимков удалось довольно быстро привести в порядок и в заключении этого повествования я делюсь с Вами полной фотогалереей этой поездки и уже думаю о следующей, которая должна состояться в середине осени.