О существовании этого состязания я узнал два с небольшим года назад. Был зрителем на "Ночах Москвы - 2008" и даже участвовал в "Ночах Москвы - 2009" преодолев за 6 часов 58 км 848 метров, и разумеется, к добеганию до 100 километров допущен не был. Впрочем, мне тогда вполне хватило и просто 6-ти часов бега.
В этот раз я вообще не был готов участвовать и приехал в Крылатское вновь поглазеть на других отважных героев и поддержать друзей, которые решились на очередной подвиг.
Среди тех, кто должен был выйти на старт в этот раз, и кого безусловно хотелось поддержать, был Дмитрий Ерохин. Год назад мы вместе с Дмитрием дебютировали в ультрамарафоне как раз на предыдущей "Ночи Москвы". Тогда у Дмитрия получился результат на 5 км меньше моего, но он нащел в себе силы и волю, что бы повторить аналогичный забег в Брянске всего полтора месяца спустя и существенно улучшить результат, а уже в апреле прошлого года Дмитрий Ерохин покорил 100-километровую дистанцию на Чемпионате России в Пущино в трудных погодных условиях ( мокрый снег, порывистый ветер) за 10 с небольшим часов. Очередное участие Дмитрия в ультрамарафоне, несомненно, представляло для меня интерес.
Разумеется, интереса и поддержки были достойны все участники соревнования, но кто еще участвует в этот раз я не знал. Мог лишь предполагать. Приехав в легкоатлетический Манеж СК Крылатское я встретил многих своих одноклубников.
В обязательном порядке к старту готовилась Ирина Коваль - наша одноклубница - "Железная Ирочка" - так мы ее называем, преимущественно за глаза, но именно потому, что участвовать в 48-часовом беге (а Ирина не раз становилась мировой рекордсменкой в тяжелейшей двухсуточной гонке) может женщина с исключительно железным характером. Эти "6 часов бегом" для Ирины являются не совсем профильным соревнованием ("маловато будет, маловато!") и участвует она здесь в тренировочном режиме.
Юрий Сластенников - опытный ультрамарафонец, не раз бежавший 100-километровую дистанцию, победитель многих соревнований, в том числе и зимнего марафона по льду Байкала, однажды даже участвовавший в суточном забеге, но почему-то в условиях крытого манежа в Крылатском чувствует себя не столь уверенно, как на улице в лютый мороз или под проливным дождем.
Всеволод Худяков - в свои двадцать лет успел стать небольшой легендой и серьезным соперником матерых профессионалов сверхмарафонского бега. Он уже два раза становился призером "Ночей Москвы", успешно выступал на 100-километровом пробеге в Пассаторе (Италия) и сегодня от него тоже ожидали какого-то чуда.
Владимир Шашков - бегун, на счету которого какое-то очень большое количество марафонов, но время, за которое Владимир преодолевал многие из них было очень близко к формату данного соревнования - 6 часов бегом. Вот и сегодня, неторопясь и не претендуя на призовое место, а преследуя лишь удовольствие от столь длительной пробежки, Владимир Шашков намеревался преодолеть очередной марафон и уложиться в контрольное время.
Алексей Измайлов - (не являлся членом нашего клуба любителей бега, но был мне уже знаком) не так давно этот бегун позиционировался в спортивной прессе, как лучший российский бегун, был победителем "Ночи Москвы - 2008", успешно преодолел 100 километровку с трудным горным рельефом дель Пассаторе в Италии и оказался третьим в гонке, а на прошлом ночном забеге в Крылатском сошел с дистанции, чем спровоцировал некоторое разочарование собой. Но сегодняшнее участие давало надежду вернуть себе былой статус.
В общем, было за кого болеть и кому сочувствовать. Хотя, этого наверняка был достоен любой, вызвавшийся участвовать в таком трудном состязании.
Я приехал в манеж, когда все формальности - постороение, пламенные речи, гимн - уже были позади. Я успел лишь перекинуться приветствиями со знакомыми бегунами, получить короткую инструкцию от Дмитрия Ерохина, которого вместе Константином Седых я должен был суппортировать в виде поения водой на дистанции. Скоро раздались сигналы точного времени и вместе с 6-м их пиканием - ровно в 22-00 из стартового пистолета был дан стартовый залп.
Надо добавить, что вместе с тем, что многие участники забега были мне долго или коротко знакомы, кого-то из тех, кого я привык встречать на подобных соревнованиях, на Десятой "Ночи Москвы" я не обнаружил. Не было Романа Салия - победителя 100-километровой гонки прошлого года, не участвовал бородатый Виктор Гордюшенко - лидер среди российских марафонцев по количеству преодоленных марафонов, не приехала из Протвино Раиса Никитина - "Баба Рая" - которая в свои 80 с гаком постоянно участвовала в "Ночах Москвы"... Многих знакомых лиц не увидел, а количество участников, не взирая на юбилейный номер мероприятия, кажется, поредело.
Возможно, это связано с тем, что в прошлом году в целях повышения уровня и значимости соревнования были существенно завышены требования к участникам, что, безусловно, сказалось на результатах участников, но отсеяло любительский контингент, а само же качество организации соревнования осталось прежним, в частности электронные чипы для автоматического подсчета кругов преодоленных бегунами так и не вошли в традицию соревнования и все продолжало делаться вручную и на глазок, что вряд ли уже удовлетворяет профессиональных спортсменов. К тому же многие участники от года к году жалуются на тяжелый воздух в манеже и на плохую работу вентиляции. Жалоб таких я слышал множество, хотя сам, как участник "Ночи Москвы - 2009" пожаловаться на это не смогу - меня качество воздуха вполне устраивало.
Но, так или иначе, а четыре десятка бегунов, (34 мужчин и только 5 женщин) отправились в долгий путь - кто на 6 часов, а кто-то на 100 км - это уж как получится.
Быстрые бегуны перемещались по внутреннему виражу беговой дорожки. Медленные (все девушки оказались именно там) вынуждены были коротать свои 6 часов на внешней дорожке. Это разделение помогало бегунам иметь меньше проблем при обгонах и не сталкиваться, не мешать друг другу. Понятно, что на внутренней дорожке доминировали высокие скорости - порядка 15 км/час (4 мин на 1 км или порядка 48 секунд на 1 круг - 200 метров). Внешний круг был длиннее на 28, 5 метров и скорости бегунов там были самые разные. Кого-то можно было буквально обогнать хорошим пешим ходом, но в целом мне показалось, что в большинстве своем бегуны на внешней дорожке начали как-то непривычно быстро для предстоящей сверхмарафонской дистанции. Мы с Константином решили это проверить и засекли круг для Ирины Коваль и Дмитрия Ерохина. Оказалось, Дмитрий взял темп 4:38 на километр (что с моей точки зрения совсем неоправданно быстро для предстоящей дистанции). Ирина же демонстрировала вообще непостижимую скорость для внешней дорожки - 4:26 на километр пути.
Но глядя на искреннюю и неиссякаемую улыбку Ирины трудно было предположить, что к столь высокому темпу Ирина не готова.
Разумеется это не могло продолжаться долго и к окончанию первого часа бега скорости заметно нивелировались и каждый бегун уже разобрался - как он бежать может, а как не под силу. Но стартовый разгон позволил Ирине оторваться от преследовательниц и в дальнейшем все 6 часов Ирина была в позиции лидера гонки среди женщин.
Что касается Дмитрия Ерохина, то соревновался он в значительной степени с самим собой и с момента выхода на крейсерскую скорость демонстрировал завидную стабильность темпа. Но о состязании с лидерами мужской части гонки речи быть конечно не могло - там неистово гнали по кругу поистине железные люди и даже мне казалось невероятным - как можно так долго держать столь высокую скорость.
К удивлению многих, Всеволод не захватил лидирующей позиции в первый час гонки, что было бы для него ожидаемым ходом, и скромно держался где-то во второй половине первой десятки. Зато очень хорошую форму и настрой демонстрировал Алексей Измайлов - вопреки сложившейся на предыдущих соревнованиях традиции он бежал без темных очков, которые одевают бегуны, что бы скрыть усталость от соперников. И скрывать Алексею все 6 часов было совершенно нечего. На его лице можно было прочитать лишь стремление и готовность к победе.
Уверенно и ровно, причем, поднимаясь в таблице от часа к часу, держался Юрий Сластенников, демонстрируя точную спланированность своего бега.
В остальном же, участники забега нередко устраивали своеобразную "чехарду" в таблице результатов - кто-то поднимался, делая ускорение, кто-то опускался в таблице ниже, выбиваясь временно из сил, но кто-то из них находил силы вновь подняться. И это как-то развлекало, потому, что побегать синхронно с участниками соревнования по верхнему ярусу манежа нас в этот раз не пустили (новые правила!) и нам с Константином только и осталось, что фотографировать монотонность наматывания кругов, слежение за текущими результатами и он-лайн комментирование происходящего в форуме нашего бегового клуба через ноутбук предусмотрительного Дмитрия Ерохина.
По истечении второго и четвертого часа бегунам меняли направление движения, что бы не закружилась голова, от бега по кругу только в одну сторону.
И к началу пятого часа стало однозначно понятно, что Всеволод Худяков уже не догонит лидеров, как не ждали он него победы его поклонники. Было видно, что бежит он из последних сил и едва не падает на дорожку. Позже выяснилось, что недавно он перенес травму и к гонке по большому счету готов не был. Но держался на дорожке стиснув зубы и сжав волю в кулак. Несколько бегунов из числа недавних лидеров уже покинули дорожку не выдержав высокого темпа, но Всеволод сходить не собирался, как бы трудно ему не было.
Впрочем, остальным бегунам за два часа до финиша тоже было нелегко. На их лицах многое можно было прочитать, многое увидеть, что никогда и ни где не увидишь за пределами ультрамарафонских гонок. И наверное ради этого стоило сюда приехать и посмотреть как добровольно люди спускаются на дно ада с тем, что бы подняться обратно одержав победу над усталостью и болью.
Но никто сюда никого насильно не привел. Этот путь странные люди, зовущиеся бегунами, выбирают сами исходя из каких-то только им понятных целей и смысла.
И наверное только Алексей Измайлов продолжал демонстрировать абсолютную невозмутимость и "Железная Ирочка" озаряла манеж своей улыбкой, без которой она принципиально не бегает.
К шестому часу гонки Алексей Измайлов вырвался в лидеры, но в одном круге позади него бежал участник соревнования под номером 36 Цыганов Дмитрий и прибавлял темп. И в общем, можно было догадаться, к чему идет дело. В какой-то момент в таблице текущих результатов их километраж и количество преодоленных кругов сравнялись и стало ясно - Цыганов обойдет Измайлова. Я внимательно следил за изменениями в таблице, как вдруг увидел, что всего лишь в один момент Измайлов отстал от Циганова на два круга, при том, что оба бегуны неслись по виражу и дорожку не покидали. Объяснение этому могло быть простое - один круг - это Цыганов наконец обогнал Измайлова, но второй - это счетчики, будучи уже сонными пропустили Измайлова, когда он в тесной группе бегунов пробегал мимо них - не рассмотрели одного из лидеров.
Оказывается и так бывает на соревнованиях уровня Чемпионата России.
Но, так или иначе, не этот круг отнял у Алексея Измайлова победу на 6-часах бега, потому, что дальше разрыв между Дмитрием Цыгановым (86 км 399 м) и Алексеем Измайловым (85 км 732 м) только возрастал и к финалу гонки составил около 4 кругов, а значит победитель победил честно.
Ровно в 4 утра, под сигналы точного времени раздался еще один выстрел из стартового пистолета. Большая часть участников замерли на мгновение и воткнули спечиальные колышки в резиновую беговую дорожку в том месте, где их застал выстрел. Позже судьи точно промерят с точностью до метра, сколько пробежал каждый из бегунов сверх последнего завершенного круга - по положению колышка с его номером. К добегаю до 100 километров было допущего около 10 участников соревнования, но приняли этот допуск лишь трое - Дмитрий Цыганов, Алексей Измайлов и Дмитрий Павлов - для них гонка продолжалась и впереди было еще полтора десятка километров (это приближенно, а точнее: 13,5 км у Цыганова, 14,5 у Измайлова и 22 километра у Павлова).
Остальные участники проявили себя по-разному. Кто-то, как ни в чем не бывало, например Ирина Коваль, улыбаясь отправилась к своему тренеру, что бы обсудить ее победу - первое место среди женщин в 6-часовом беге (67 км 668 м), переодеться и перекусить, а кто-то тут же рухнул на маты и долго приходил в сознание, например Юрий Сластенников, жалея в шутку о том, что не помер маленьким еще до всех этих марафонов и ультрамарафонов - так тяжела была жизнь в первые минуты после финиша.
Юрий, начав гонку спокойно и ровно сумел подняться до 4-го места (79 км 026 м) и лишь 6 кругов его отделяло от третьего призера 6-часового бега - Олега Княгина (80 км 229 м), который в свою очередь так же проявил неверояное самообладание и начав соревнование с какими-то проблемами сумел нагнать упушенное и добраться с 24-го до 3-го места.
Дмитрий Ерохин демонстрировал промежуточное состояние души - ему было очень и очень тяжело на двух последних часах гонки, но он изо всех сил старался держать темп и не подавать вида, что измотанность уже критическая. И в общем после финиша держался бодро и достаточно весело.
Дмитрий значительно превзошел себя прошлогоднего и за 6 часов преодолел 64 километра 048 метров, что очень хорошо для сверхмарафонца годовалого стажа.
А между тем на внутренней дорожке продолжалась гонка. Наверное это было не очень справедливо, что большей части людей находившихся в манеже до финала забега на 100 км уже не было никакого дела. Кто-то зализывал раны, кто-то помогал приходить в себя участникам 6-часового бега. И лишь несколько человек у финишной черты ожидали победителя в беге на 100 километров. Им стал Алексей Измайлов.
Проиграв первое место на 6 часах, он сумел сберечь силы для того, что бы максимально выложиться на оставшихся километрах, Обошел Дмитрия Цыганова и финишировал с результатом 7 часов 00 минут 26 секунд.
Финиш Алексея Измайлова был как всегда красочен - сразу за финишной чертой он рухнул на руки своего тренера, подбежавшие судьи помогли тренеру не уронить бегуна на дорожку. Какое-то время Алексей не проявлял признаков жизни и казалось даже не дышал. Его медленно волочили в сторону с беговой дорожки, его лицо было серого цвета, глаза закрыты. Я всерьез подумал - не помер ли победитель ненароком? Но к счастью, скоро он открыл глаза и произнес - "Дайте попить... холодной воды". На что тренер сухо ответил: "Не будет тебе никакой холодной воды, лучше нашатыря подыши".
В этот раз Алексей как-то быстро пришел в нормальное состояние и уже скоро свеж и радостен стоял на пьедестале, на самой верхней его ступеньке.
PS: ниже я предлагаю полную фотогалерею снимков наспех сделанных в эту московскую зимнюю ночь. Многие кадры откровенно плохие, но вместе они создают более полное впечатление о прошедшем спортивном событии.