menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

14 сентября 2008 г.

Korg M50 | Новая бюджетная станция или маленький M3

          Маркетинговая политика компании Korg в последнии годы угадывается легко и точно. Вполне возможно, это на руку и самой компании - зачем ей лишние секреты от своих потребителей. Традиция выпуска флагманской станции и станции поменьше (в то же самое время вполне профессиональной и продуктивной) зародилась с выходом бюджетной версии знаменитого TRITON-а - Korg TRITON Le.

          Первый блин, как известно, комом, и звучание + функциональные возможности "купированного ТРИТОНа" оставили желать лучшего. Именно поэтому синхронно с появлением станции Korg TRITON Extreme появился несколько более удачный инструмент Korg TR. И вот уже более полутора лет основным клавишным продуктом и лидером среди рабочих станций является Korg M3, а его бюджетного аналога все нет и нет... И вот он появился.

          Korg M50.

          О маркетинговой, технологической и исторической связи с флагманом рабочих станций компании Korg, с известной топовой моделью Korg M3 сигнализирует буква "M" в названии инструмента. На японском сайте компании фигурирует пространная статья об исторической связи нового продукта и бородатой станции Korg M1. Нам же не надо переводить иероглифы, достаточно взглянуть на дизайн инструмента и оценить внешнюю приемственность - строгий черный корпус (к сожалению, не в той спартанской степени строгости оригинала), легкие сферические ямки с торца, круглые подсвеченные красным, характерно расположенные кнопки... Действительно похож... Издалека...

          Но, не с лица воду пить и нам, музыкантам, куда интереснее, а что же там внутри и что кроме дизайна предлагает нам разработчик.

          По заявлению разработчиков музыкальной рабочей станции Korg M50, основу инструмента составляет аппартный модуль работающий в архитектуре синтеза EDS (Enhanced Definition Synthesis) уже знакомой нам по инструментам Korg M3 и Korg PA500/588. По сути своей архитектура, хоть и позиционируется как новая, но на самом деле это усовершенствованный TRITON. Надо заметить, что усовершенствования дельные, давно ожидаемые, но не революционные. Перечислю основные улучшения EDS против ТРИТОНовской HI (Hyper Integrated)

          1. вместо дискретного переключения сэмплов (зависимо от скорости нажатия) в каждом из осцилляторов появилась технология плавного микширования сэмплов - до 4-х одновременно микшируемых сэмплов в одном осцилляторе. Разумеется звуковые программы, как были, так и остались 2-х-осциляторными, не взирая на критику пользователей ожидавших, что Korg вот-вот догонит Ямаху и Роланд по этому показателю. Нет, пока не догнал. Не уверен, что это сильно надо. Но в любом случае возможность одновременного звучания до 8 сэмплов в одной ноте одной звуковой программы пользователь получил. При этом, сэмплы могут быть даже стерео. Все это в совокупности обязательно скажется на реальной полифонии инструмента, но кто сейчас об этом думает?

          2. вместо двух режимного фильтра ТРИТОНа (а я бы назвал его полуторнорежимным, так как второй практически не использую) получаем новый 4-хрежимный и действительно качественный фильтр с низким алиасингом и отсутствием искажений и генерации частоты резонанса. Это очень хорошо. К этому прорыву Korg шел десятилетиями со времен своих эпохальных аналоговых приборов. Не уверен, что достиг их уровня и качества, но уже вплотную приблизился.

          3. обязательный 3-х полосный с параметрической серединой эквалайзер, как на каждую программу, так и на каждую (из 16-ти) секцию в комбинации, каждый трэк в секвенсоре (включая и 17-й - драм-трэк) - просто невероятное подспорье в процессе микширования произведения - ведь это же рабочая станция созданная для создания композиции с сочинения и до финального мастеринга... Как мы раньше без этого обходились? - без персональной эквализации каждого трэка! Теперь это возможно и это есть очень и очень хорошо.

          4. В режиме PROGRAM появилась секция двухкаскадного переусиления - Drive и Boost. В режимах COMBINATION и SEQUENCER ее нет. Увы, это не OASYS, где секция переусиления есть на каждом трэке секвенсора и каждой части Комби.

          5. Секция эффект-разрывов осталась как и в TRITON-е 5-частной, но для нас крайне существенно, что она осталась таковой, как в базовой модификации архитектуры EDS, так и в бюджетно-урезанной, заложенной в основу новой станции Korg M50. Если помните, то бюджетные ветви ТРИТОНА - Korg TRITON Le и Korg TR имели крайне скудную секцию эффект-разрывов - всего 1 стерео-эффект (напомню: мастер-секция эффектов вообще работает в полу-монофонической схеме) и от этого прошлые станции-бюджетники в чем-то по эффектам проигрывали даже стареньким представителям линейки "N" (Korg N1, Korg N264, Korg N364, Korg N5ex). Теперь обладатели бюджетной рабочей станции смогут располагать при микшировании 5-ю полноценными стереофоническими эффект-разрывами в которые можно отправлять целые группы трэков, а сами эффекты выстраивать в цепочки - разве не сказка?

          Добавлю, что количество эффект-алгоритмов заметно увеличилось со 102 до 170 и появилась возможность сохранять наиболее удачные эффект-пресеты - до 32 пресетов на каждый алгоритм.

          6. К секции эффект-разрывов добавилась секция LFO-генераторов, созданная для синхронизации и управления работой всех этих эффектов - новшество тоже крайне полезное.

          7. Секция мастер-эффектов изменилась мало. Разумеется в ней так же увеличилось количество возможных алгоритмов , но главное, что к ней добавилась секция "TOTAL" - это всего один стерео-эффект мастерингового назначения - вот что всегда необходимо было в рабочих станциях, но этого не было, а теперь это есть.

          8. Секвенсор инструмента стал более "тонким" в смысле временного разрешения и традиционные 192 тика на бит заменились новым стандартом - 480 тика на 1 четверть.

          появился тот самый Drum-track - весьма удобная возможность инструмента и эффективная в процессе разбра/создания мелодий - на трэк назначается некоторый набор барабанов, ритмический рисунок и как продвинутый метроном может автосопровождать ваше музицирование. Плюс к этому трэк имеет динамическую чувствительность и может переключать типа драм-акомпанимента в зависимости от вашей динамики исполнения. Так же как и все трэки может обрабатываться эффектами и эквалайзером и в конечном итоге даже участвовать в готовом произведении или на концерте.

          В общем на этом можно остановиться, потому, что Korg M50 инструмент бюджетный и далее в его характеристиках следуют уже не нововведения, а наоборот, ограничения возможностей в сравнении с флагманским M3.

          Еще раз вернемся к интерфэйсу станции и пройдем по нему с лева направо:

          1. Джойстик под лекой рукой является заимствованным у Korg M3, только подсвечивается красным, есть два назначаемые кнопки, а вот ленточного контроллера нет.

          2. Из контроллеров реального времени на панели управления у Korg M50 все те же 4 вращающиеся ручки. Это роднит его с предшественниками - Korg TRITON Le и Korg TR - эти 4 ручки отвечают за управлением фильтра, позволяют назначать на них некоторуе другие функции ( у нового инструмента - до 12 назначений одновременно ) и управлять двойным полифоническим арпеджиатором - все это достигается методом переключения раскладок назначений контроллеров - разные режимы их работы чередует специальная кнопка.

          Существует так же кнопка сброса всех настроек и раскладок контроллеров реального времени на стандартные.

          3. Под каждым из вращающихся регуляторов есть по кнопкообразному объекту - это чувствительные пэды. У Korg M3 они побольше размером, квадратной формы и их 8 штук. В бюджетном Korg M50 они маленькие, круглые и их всего 4, но возможности их такие же. Ониспособны "запоминать" аккорды, барабанные инструменты и звуковые спецэффекты или положения ручек контроллеров, что бы потом в один прекрасный момент их можно было мгновенно вызвать. Они чувствительны с скорости нажатия и могут "подвисать" имитируя большую продолжительность нажатия в то время как палец уже убран с пэда.

          4. А как же модуль "КАРМА"? - спросите Вы. Модуля "КАРМА" в Korg M50 нет и это тоже его очередное ограничение. Но разработчики предлагают воспользоваться специальной программой. Её можно купить, инсталлировать в компьютер и пользоваться КАРМой в программном виде.

          Нужно ли это делать - решать Вам. Мне же показалось замечательным, что разработчики убрали малопривлекательную для меня "КАРМУ" , но оставили все 5 разрыв-эффектов, что во сто крат нужнее. Их софтовым методом не сгенерируешь. А для создания замысловатых и навороченных арпеджиаторных секвенций при грамотном владении инструментом достаточно сдвоенного полифонического арпеджиатора, который использует как пресетные, так и пользовательский арпеджиаторные заготовки и управляется в реальном времени.

          5. Дисплей у Korg M50 исключительно ТРИТОНовский - монохромный (не цветной, как у Korg M3), но графический дизайн виртуального интерфэйса в нем повторяет идею M3. Я считаю исчезновение цветности положительным явлением. Функциональность и удобство не страдают, но цена снижается, а это для отечественного клавишника весомо.

          Дисплей, разумеется, сенсорный.

          6. Правая сторона панети управления.

          Здесь все очевидно и логично. В верхнем ряду кнопок среди обязательных режимов работы инструмента [ COMBI, PROG, SEQ, GLOBAL, MEDIA ] отсутствует как класс кнопка SAMPLIMG. Если в предшествующие бюджетники сэмплерную секцию можно было за некоторые деньги докупить и установить внутрь получив плюс к скромной рабочей станции еще и скромный сэмплер, то здесь рабочая станция получилась вполне себе серьезная, а вот сэмплером ей уже не быть ни за какие деньги. Увы. Те, кто целился именно на некоторую возможность работы с собственными сэмплами, однозначно пролетают мимо этой модели.

          Ряд кнопок продолжается и это уже банки звуков - A, B, C, D, GM - 5 пользовательских банка + 1 нередактируемый (General MIDI) для звуковых программ (всего 6 банков), 4 банка (от A до D) для комбинаций. Это не много, но для бюджетной станции достаточно.

          Ниже колесо ввода данных - традиционная деталь интерфэйса, а вот следующая группа кнопок просто взята и поставленна с исторического M1. Остается лишь надеяться, что микровыключатели под кнопками окажутся не менее надежными чем в старой культовой рабочей станции.

          Завершает панель управления регулятор темпа арпеджиатора и секвенсора. Дополнительная копка "Tap Tempo" - некоторое новшество этой модели явно лишняя, ведь раньше ее функцию с успехом выполняла кнопка "Enter" и могла так же просто выполнять здесь.

          Необходимо сказать о коммутационной панели и коммутационных возможностях рабочей станции Korg M50.

          Вот здесь бюджетность модели проявилась в полной мере. Даже крайне бюджетные, дешевые и пластмассовые Korg X50 и Korg MicroX имеют 4 аудио-выхода для раздельного подключения к микшеру в студии.

          Здесь же только 2 - правый и левый. Это удивительно и сильно снижает статус инструмента. Очевидно, разработцики уповали на развитость внутреннего микширования. В каких-то случаях можно ею ограничиться, но уверен, что 2 дополнительных выхода все же были бы крайне полезными.

          Так же скромен MIDI-порт инструмента - IN, OUT - ничего лишнего.

          Однако педальная коммутация вся наместе - 3 педальных джековых гнезда тут-как-тут. Я правда никогда в жизни ими не пользовался, но ладно, пусть будут.

          В противовес скромности стандартного MIDI инструмент поддерживает MIDI-USB, причем USB-контроллер в Korg M50 уровня 2.0

          Всю созданную в работу можно сохранить на флэш-накопитель стандарта SD. Слот для этой карточки так же находится на коммутационной панели. Поскольку , инструмент не сэмплер и большими объемами данных не оперирует, большая карточка не требуется. Разработчики пока даже не обмолвились, какого максимального размера SD-карту понимает существующая операционная система инструмента

          К инструменту прилагается программное обеспечение позволяющее работать со станцией не касаясь ее кнопок и сенсорного экрана - все через компьютер. Соглашусь, что это удобно. Но не всегда применимо на концертах. Впрочем, ни к чему не обязывает.

          Я уже упомянул о том, что на компьютер можно проинсталлировать и программную КАРМу. Это дополнит возможности инструмента.

          Немного о разновидностях Korg M50.

          Как и в отношении многих других клавишных инструментов Korg здесь тоже имеет место ориентация на запросы и предпочтения различных групп музыкантов.

          Разумеется базовая модель рабочей станции Korg M50 пятиоктавная, имеет на клавиатуре 61 клавишу а в полном своем названии модели - дополнительное число - 61.

          Korg M50-61

          но так же не забыты те музыканты кому нужна клавиатура несколько длинее и даже с рояльной молоточковой механикой.

          При этом утверждается, что в полноклавиатурном варианте Korg M50-88 используется та же самая новая технология RH-3 - лучшая на сегодняшний день из рояльных имитаций компании Korg.

          Вот вам и бюджетка...

          Осталось привести несколько цифр из технической характеристики новой рабочей станции:

          1. тон-генератор рабочей станции содержит 256 Мб семплов в которых содержится 1,077 мультисэмплов и 1,609 драм-сэмплов.

          2. полифония инструмента 80 голосов. не забываем, что каждый звук может быть двуосцилляторным, а каждый осцилятор - 4-слойным и стерео. Это означает что всего одно нажатие на клавишу может востребовать от 1 до 16 голосов. Вот так это может быть сложно.

          3. Пользовательские банки содержат 640 программ, 512 комбинаций и 48 барабанных раскладок (Drum-kits). Нередактируемый банк GM содержит 256 пресетов звуков стандарта General MIDI.

          4. комбинации имеют 16-частную сложность.

          5. 16-трэковый секвенсор (+1 drum-track) может содержать до 128 песен. Максимальное число запоминаемых событий секвенсора 210 000.

          6. Весит инструмент на удивление немного: от 6,8 кг в самом коротком виде, до 21 кг в рояльном исполнении.