В принципе было понятно, что какой-нибудь гитарный тюнер, метроном или очередной микрокорг не стоил бы всей этой интриги и за кулисами прячется что-то действительно интересное.
И это действительно был не тюнер и не "барабан страдивари". К этому моменту интернет в спорах буквально раскалился до бела и раскололся на два лагеля: в одном лагере предполагали, что это новая рабочая станция; в другом подозревали, что какой-то новый совершенно неожиданный синтезатор с немыслимо-продвинутым типом синтеза.
Те, кто считал, что компания Корг готовит новую рабочую станцию на смену уходящему в прошлое флагману М3 и уже совсем сгинувшем в нем ОАЗИСу, они оказались ближе к истине. Но так же, как их опоненты в значительной степени не угадали. Главное же слово, которое было ошибочно у тех и других - слово "новая", "новый" - это слово не имело отношения к изделию под названием Korg KRONOS
Приготовьтесь узнать правду.
В начале 2005-го года компания Корг представила миру небывалый до той поры инструмент - Korg OASYS. Это был действительно передовой продукт и сравнить его тогда было не с чем. Пару лет назад его сняли спроизводства. И хоть в сообществах и форумах на электро-музыкальную тему ходили слухи о втором прешествии ОАЗИСа в виде Korg OASYS II, чем ближе было к сегодняшнему дню, тем меньше оставалось надежды на второе прешествие. Ее нет и сейчас. Потому, что то, что кроется под корпусом рабочей станции Korg KRONOS, ровно представляет из себя ОАЗИС. Не ОАЗИС 2, а ОАЗИС 1.
Сравнению характеристик, возможностей и технологических новшеств старого ОАЗИСа и нового Кроноса я планирую посвятить следующую статью. А в это просто расскажу о том, что же из себя представляет этот интригующий всех аппарат.
Это - рабочая станция. Рабочих станций было немало и раньше. Поэтому, во избежании путаницы и принижения достоинст данного класса устройств я называю их "ГиперСтанциями". Древне-греческая приставка "Гипер" аналогична по смыслу приставкам "Сверх", "Ультра", но имеет свой особый смысл и оттенок делающие ее сильнее других приставок примерно в той же степени в какой Корг Кронос сильнее большинства других музыкальных рабочих станций. Кронос и вправду силен, как одноименный древне-греческий Титан управляющий временем, и всем миром до Зевса-Громовержца... да только время того титана давно прошло.
При раскруточном анонсировании Кроноса компания Корг всюду демонстрировала цифру "9", как некоторое магическое число связанное с сутью инструмента. Могу утверждать: это число не в полной мере описывает суть рабочей станции Korg KRONOS. Ее составляющих гораздо больше. Девятка лишь указывает на количество возможных в этой ГиперСтанции возможных технологий звукообразования. Их действительно заявлено ровно 9. Но это же еще не весь Кронос.
Но начнем с 9-ки:
Относительно слабой стороной звучания всех Коргов были рояли. В конце 80-х было простительно, когда при нажатии на клавишу в динамиках раздавалось звучание удара молотком по железнодорожному рельсу - тогда и это почитали за счастье цифрового звука, а отвественные фортепианные партии писали с использованием живого рояля. Шли годы, появлялись новые инструменты, как от Корга, так и от других разработчиков. Дешевели микросхемы памяти и становилось возможным записывать все большие по объяму сэмплы в память инструментов, что делало их более реалистичными, близкими к истинному фортепиано. Но, вот досада, в сравнении с аналогичными по классу инструментами от Yamaha или Kurzweil рояль от Корга звучал все время чуточку хуже. Ситуация изменилась лишь с приходом того самого ОАЗИСа, когда Корг догнал по качеству звучания рояля своих ближайших конкурентов (а вместе с ними переплюнул все известный библиотеки сэмплов, что козыряли многими гигабайтами фортепианного саунда, но реально не звучащими на столько). При этом алгоритмика воспроизведения фортепианного звука оставалась у ОАЗИСа традиционно-примитивной - просто богатая и хорошо адаптированная под звуковоспроизводящий движок коллекция сэмплов для каждой из 88-ми нот рояля (а иногда - не для каждой).
Вот теперь - в Кроносе - и это является его существенное отличие от других инструментов Корга - реализацией фортепианного звука занят отдельный звукогенератор, аппаратно независимый от всего остального имеющегося в гиперстанции и имеющий совершенно новую (но так же параллельно развиваемую другими разработчиками) технологию, которая не исчерпывается примитивным воспроизведением хорошо записанных сэмплов, а нагружена значительной долей математической обработки сигнала происходящей в реальном времени и очень точно описывающей всю физику трансформации звука струны претерпевающего резонирование со стороны деревянной деки (а не просто сэмпл звка обогащенного древесиной), процесс переотражения волн при той или иной степени открытия крышки корпуса (резонатора), свободное возбуждение струн при нажатии на педаль и так же просчет приглушения звука при общем приглушении струн другой педалью... а так же многое другое, что теперь достигается непрерывной алгоритмикой, а не дискретным сэмплированием образцов - и все возможные варианты разных ситуаций фортепианного звукоизвлечения в руках исполнителя - он сам вправе открывать или закрывать крышку рояля, настраивать другие параметры звучания своего инструмента. Это здорово. Действительно здорово.
Но справедливости ради стоит посмотреть на название этой части Кроноса. Фортепианный движок этой гиперстанции имеет кодовое название: SGX-1.
В былые времена - в 90-е годы - был в ассортимете корговских изделий некоторый инструмент, который тогда не имел большой популярнеости - Korg SG pro X.
Вам ничего не напоминает его название?
Формально это был миди-контроллер или просто миди-клавиатура (которая еще и немного звучала). Насколько "просто", вы можете судить по его весу - 50 кг, и тому, что именно за ее фортепианный звук эта штуковина стала любимым инструментом Кристины Агилеры - она звучала, как ни одно из Корговских электрических пианин. Но динозавра этого быстро сняли спроизводства.
А вот теперь, кажется, вновь вернули в дело , немного доработав и уже в составе гиперстанции Кронос.
Ну и довольно об этом.
Следующей деталью, которая так же вызывала гримасу владельцев рабочих станций от Корга, таких как ТРИТОН, к примеру, был характер звучания электропиано. Этих самых разных электропиано в самых разных ТРИТОНах (а их было много разных) было пруд-пруди. Но душу они не грели... Нет, в раннюю эпоху - M1, T, 01W - электропиано у Корга были божественными. Я до сих пор не могу расстаться с М1 за одни только электропианный звуки. Мне даже посчастливилось купить Т3, и имеющееся у него на борту электропиано вызывают у меня глубокий восторг уже несколько лет. Но дальше в палитре Корговских инструментов все больше становилось прищелкивающих, звонких до неприличия электропианинных сэмплом, совсем не радующих своей спектральной серединой и низом, как-будто вообще без того. Да - на презентациях этот звон и винтажно-искженный дребезг производит впечатление, но при записи в студии приводит к тому, что саунд-продюсер выбирает звук какого-нибудь VST или старого шипящего, но звучащего с душой, инструмента.
В какой-то степени эта проблема перекочевала в ОАЗИС (строго говоря в ОАЗИСе уже появились намеки на нежное, и певучее электропиано, но мало, а в М3 и вовсе пропало опять).
Проблему попытались решить вот как: Сначала компания Корг представила сценическое электропиано SV-1, которое радикально-иначе создавало все возложенные на него ретро-винтажные звуки. Там тоже не обошлось без семплерной основы рождения звука, но самих сэмплов на десяток базовых тембров было несоизмеримо больше,а в совокупности с "умной" алгоритмикой обработки сигнала этот инструмент зазвучал принципиально по-другому и компания Корг вновь обрела упоительное электропиано.
Основа этой разработки легла одним из тех девяти кирпичей в состав звуковых генераторов Кроноса. Внутри него спрятаны мозги от того самого сценического электропиано SV-1, правда без радиолампы, но с собственным блоком эффектом, который аппаратно независим от всех остальных устройств Кроноса и работает только на электропианный генератор.
Строгости ради добавлю, что фортепианная секция Кроноса так же имеет в своем распоряжении специфический эффект-процессор, обслуживающй только эту - фортепианную часть Кроноса.
Двинулись дальше.
А дальше в списке из девяти пунктов следует движок и технология воспроизведения семплов HD-1 - именно та же самая, которая уже была в ОАЗИСе, а в немного урезанном виде она же была в M3 только с названием EDS и EDSi чуть позже. Здесь почти никаких отличий. Даже размер базовой библиотеки сэмплов в ОАЗИСе и в Кроносе идентичен - 314 мб. Но, вот что касается полифонии, которую максимально может обеспечить HD-1-движок Кроноса, то она слабее, чем у ОАЗИСа и существенно (140 голосов против 172).
Тут важно два момента.
Один позитивный: При наличии отдельных генераторов акустических и электрических пианин с довольно внушительными полифоническими возможностями (100 голосов для движка акустического фортепиано и 104 голоса для электро-), можно предположить, что при создании насыщенной и плотной аранжировки реальная нагрузка на базовый звуковоспроизводящий движок (а HD-1 - это, как не крути главный, базовый и центральный звуковоспроизводящий орган гиперстанции Кронос и все остальное в нем лишь назойливо вьется вокруг, но погоду не делает) может быть гораздо ниже и даже в сравнении с ОАЗИСОМ он окажется даже менее загруженным. Но все же остается актуальным вопрос - а что если музыкант занимается чисто электронными проектами и никакие акустические рояли или электропиано ему в аранжировке не нужны - как тогда быть?
Второй - менее позитивный: надо помнить, что структура тембрального пресета в одной единственной звуковой программе HD-1 подчас подразумевает 8-ми-слойность - 2 осциллятора, каждый из которых может содержать и озвучивать в реальном времени по 4 сэмпла - тогда при нажатии всего на одну клавишу и создании одного, но достаточно богатого звука, будет задействовано сразу 8 голосов. А всz 140-голосая полифония HD-1 будет способна в таком режиме издать лишь не более 2-х десятков звуков по вертикали, как говорят.
Для электронной музыки с богатыми пэдами, сложными динамически развивающимися фактурами, синтетическими хорами иметь запас по полифонии очень и очень важно, а исчерпать 140 голосов при возможной 8-слойной структуре звука очень просто. Не заметите, как инструмент начнет заикаться и обрывать звучания в сложных местах. Так что сужение полифонии со 172 до 140 голосов - факт не очень радостный.
Впрочем, решение у этой проблемы есть. И оно было еще в эпоху ОАЗИСА - тут ничего нового не стряслось. Но об этом, хоть и кратко, чуть позже.
Четвертым номером среди девяти самураев Кроноса идет движок синтезатора псевдо-аналогового моделирования - AL-1. Эта запчасть уже была в ОАЗИСе и при водворении под капот Кроноса ничего нового не обрела. Даже потеряла чуть-чуть - полифонии у нее поубавилось с 96 голосов до 80. В остальном же это - как и был - мощный современный псевдоаналоговый синтез, очень актуальный в наши дни, как для создания ди-джейской музыки, так и для серьезных электронно-академических опусов или саунд-треков. И даже 80 голосов для аналого-моделирующего синтезатора - это весьма шикарно.
Следующий блок среди звуковых генераторов Кроноса так же не нов - эмулятор Органных звучаний CX-3. Он был когда-то представленн отдельным инструментом с одной или двумя клавиатурами. Звучал, как электроорган просто превосходно. Так же превосходно он звучал и в составе ОАЗИСа и тогда в пределе позволял достичь 172-голосой полифинии (только зачем так много, если все это просто электроорганные партии), Теперь же разработчики обещают более широкие полифонические пределы - 200 голосов.
Я перечислил 5 составляющих используемых в гиперстанции Korg KRONOS для генерации звука.
Следующие четыре так же имеют отношение к предшественнику Кроноса - к ОАЗИСу, но в его первоначальной версии они отсутствовали, и только при очередном обновлении операционной системы первой из ГиперСтанциий в его составе, причем за дополнительную плату (заметных размеров), появились:
• MS-20EX (CMT Modeled Analog Synthesizer)
• PolysixEX (CMT Modeled Analog Synthesizer)
• MOD-7 (MOD-7 Waveshaping VPM Synthesizer)
• STR-1 (Plucked String)
все это виртуальные или правильнее сказать - программные - составляющие гиперстанции. Каждая из них имеет свою специализацию, но поскольку их работа сосредоточена не в специализированных схемах и процессорах, а задействует прежде всего центральный управляющий процессор и операционную систему, то и полифония у них не столь велика (STR-1: 40 voices; MS-20EX: 40 voices; MOD-7: 52 voices) - только у виртуального Корг ПолиСыкс (PolysixEX: 180 voices) она внушительна, но по причине простоты алгоритма имитации этого бородатого и аналогового в прошлом изобретения компании Корг. В жизни же многоголосие этих 4-х программных звуковых движков взаимо-исключающее, и 48 голосов возможны для STR-1 только тогда, когда остальные три его виртуальных собрата молчат, но стоит кому-то из них проронить хоть звук, так возможное многоголосие другого начнет уменьшаться - Корг Кронос динамически распределяет голоса между этими 4-ми вампирами потребляющими вычислительную мощь центрального процессора, главное назначение которого - управлять всей этой музыкальной машиной начиная от загрузки ОС при включении, и оканчивая сохранением данных.
Как можно заметить, каждый из этих виртуальных синтезаторов имеет свое узкоспециальное назначение.
STR-1 достаточно убедительно моделирует щипковые струнные
MS-20EX - виртуальная версия знаменитого корговского MS-20 заслужившего бессмертие в эпоху расцвета электронной музыки
PolysixEX - так же знаменитый аналоговый синтезатор воплощенный ныне в программном виде
MOD-7 - виртуальный модульный синтезатор эксплуатирующий как вид синтеза технологию искажения звуковых волн и тем самым генерацию в них дополнительных гармоник - что-то близкое к FM, но не совсем. В основном данный виртуальный движок используется для убедительной имитации смычковых струнных и духовых разных мастей - и деревянных, и медных.
Но, как я уже это отметил, это все дела виртуальные. Как они появились в ОАЗИСе при разгоне операционной системы сначала от 1.0 до 1.2, а потом и до 1.3, так, вполне возможно, к этим 4-м программам виртуального синтеза могут прибавиться новые программы и будет в Кроносе уже не 9 компонентов, а все 10 или даже 12. Поживем. Посмотрим.
Но, как я написал в самом начале, этими девятью составляющими Кронос не исчерпывается.
Это, вдобавок ко всему, сэмплер, и хотя его семплерную составляющую можно рассматривать как часть движка HD-1, но все же именно она значительно расширяет его возможности тем, что можно использовать многие сторонние библиотеки сэмплов, тем самым значительно обогащать звучание инструмента, и даже записывать собственные сэмплы и в дальнейшем играть ими, как заводскими. Эта же часть гиперстанции позволяет разработчикам регулярно (правда, в реальности разработчики никогда не делают этого регулярно и по прошествии одно-другого раза забрасывают поддержку своего детища) предлагать пользователям инструмента все новые библитеки сэмплов и вполне на коммерческой основе. А иногда и за-так. Важной стороной применения сэемплерной секции стоит отметить возможность ресемплирования той или иной части произведения - например, какой-то очень насыщенной по части многоголосия партии - и превращения ее в незыблемый сэмпл, который можно разместить на аудиодорожке секвенсора (или двух дорожек, если сэмпл стереофонический) и тем самым решить вопросы экономии полифинии для остальной части аранжировки.
В базовой версии Кроноса на запись дополнительных сэмплов отводится 512 мб оперативной памяти. Сколько ее там всего? - 2 Гб - как у ОАЗИСа. На что тратится остальное? - на загрузку при включении и работу Операционной Системы и 4-х виртуальных синтезаторов в ее составе (о них шла речь выше).
Правда в Кроносе предусмотрена и другая хитрость. Сэмплы из библиотек расположеных на его флэш-накопителе (30 Гб) могут загружаться в операционку не целиком, а той частью, которая необходима для конретного проекта, что в значительной степени оптимизирует расход оперативной памяти для поддержки звучания тех или иных засемплированных тембров.
Секвенсор гиперстанции Кронос лишь слегка отличается от аналогичного секвенсора ОАЗИСа. Увеличилось временное разрешение и теперь одна четверть насчитывает 480 тиков (в отличие от 192 тиков ОАЗИСа или ТРИТОНа - честно сказать, мне вполне хватало точности 192 тиков в ТРИТОНовском секвенсоре и 480 тиков - цифра явно надуманная и обусловлена больше маркетинговыми причинами, нежели пожеланиями музыкантов). А вот количество возможных миди-событий в секвенсоре возросло в 2 раза - до 400 000 эвентов, что есть несомненно очень хорошо, потому, что мне не раз удавалось исчерпывать память ТРИТОНовского севенсора емкостью в 200 000 эвентов. Для создания полноценной концертной программы часа на 2 может и 400 000 эвентов не хватить, так что тут разработчики как-то недожали. Могли бы сделать сразу 1 000 000 - современные технологие такое позволяли еще лет 10 назад и причины экономии в этом направлении мне не ясны. Но все равно 400 000 лучше чем 200 000, тем более, что кроме мидийной части секвенсора в КРОНОСе, как и в ОАЗИСе было, есть 16-дорожечный аудиорекордер - он так же предполагает полную автоматизацию работы через миди-эвенты, но таких эвентов (событий управления аудиодорожек) в памяти секвенсора может быть лишь 300 000 в пределе. Обратите внимание на то, что если 200 000 эвентов уже израсходовано на миди-дорожки, то на аудио останется лишь 150 000 возможных эвентов. Вот так - каждый эвент управления аудиодорожкой "стоит" на 33 процента "дороже" миди-эвента (в смысле расхода памяти секвенсора), и это стоит иметь в виду.
Вот, уже не от ОАЗИСа, а от М3 в секвенсоре КРОНОСа завелся драм-трек - вещь вроде бы известная и полезная, тем более, что драм-трек в КРОНОСе более продвинутый и позволяет более широко работать с заготовленными заранее драм-паттернами и создавать собственные оригинальные оттенки звучания ударных инструментов с помощью новой функции "Ambient Drums" работающей в рамках звукового генератора HD-1.
Традиционно, в КРОНОСе поселилась КАРМА - интерактивный автоарпеджиатор с претензией на интеллектуальность. Но, впреки ожиданиям подавляющего большинства Корголюбов, никаких там КАРМА-3 не случилось. Как была давным-давно в ОАЗИСе и М3 КАРМА-версия-2, так оно и осталось. Лично я никак не против, потому, что мне она в рабочей станции не нужна совсем. Ну, а если кому-то КАРМА актуальна, то вторая ее вресия до сих пор является крайне мощным инструменарием для создания живых и техногенных разновидностей интеллектуального автоаккомпанимента и деталей аранжировки. Я не представляю себе пользователя, который может сейчас уже сказать: "Я исчерпал все возможности КАРМА-2 и мне нужна новая КАРМА".
Совершенно такой же как и был в ОАЗИСе достался КРОНОСу блок эффектов - 12 инсертов (разрыв-эффектов), 2 мастер-эффекта (посыл-возврат) и 2 тотал (мастеринг) эффекта. В эпоху ОАЗИСа это было круто. Но сейчас - уже нет. Roland и Yamaha в своих топовых рабочих станциях давно предоставляют похожий набор эффектов, а Kurzweil в серии рабочих станций PC3 позволяет использовать до 20 секций в блоке эффектов. За 6 лет по этой части у Корга ничего не увеличилось и не улучшилось.
Улучшилось по другой части:
Меня часто донимали мои ученики, для которых я регулярно провожу консультации по освоению того или иного инструмента от компании Корг, - донимали вопросом, который мне не казался серьезным, но для них, почему-то имел очень важное значение: "Почему при переключении режимов работы, например, при переходе из программ в комбинации, равно как и просто при переключении пресетов в банках комбинаций или программ, звук прерывается или как-то странно искажается на короткое время? И можно ли этого избежать?"
Я полагал, что вопрос вздорный и если дело происходит во время живого концерта, то музыкант-пользователь того или иного инструмента должен позаботиться о том, что бы заранее сделать себе сетап или перключать не режимы или номера пресетов в банке, а менять настройки или номера программ в заранее созданной комбинации или сонге секвенсора.
Но это, знаете ли, сложно. Проще сменить заводской пресет, с обязательным срывом послезвучия или специфическим "прихрюкиванием", если в пресете был задействован динамический эффект обработки. При этом большая часть пользователей забывала даже совсем простую вещь - приглушить громкость инструмента мастер-фэйдером (интересно, для чего вообще делают этот регулятор?). Что ж... старательных, аккуратных и кроптоливых труженников всегда заметно меньше, чем желающих оттянуться и поколбасится, и последним нужна не работа, не создание своих исполнительских заготовок, и даже рулить громкостью своего инструмента их утомляет - им нужна волшебная палочка, которая все уладит.
Как оказалось, этим вопросом пользователи донимали не только меня. Разработчики компании Корг тоже были доняты ими сполна и изобрели ту самую волшебную палочку - теперь при переключении из чего угодно во что угодно в КРОНОСе не случается досадного "затыка" звука. Прыгай из режима программ в режим секвенсора и оттуда в комбинации - послезвучие последней из нажатых нот предыдущего режима работы будет тянуться столько, сколько ей прописано в уже покинутом пресете.
Как это было достигнуто? - остается только гадать, но у меня есть предположение, что за счет семплерной секции и в момент переключения режимов в ту самую мили-секунду, происходит семплирование общего саунда, создание иллюзии его релиза, а в это время подгружаются данные нового пресета. Лично я сделал бы так. Возможно разработчики нашли другое решение. Но так или иначе, а сделано оно было в угоду лентяев, и потому, немного досадно, что творческая энергия, которая могла бы принести какое-то серьезное и действительно нужное трудолюбивым музыкантам новшество, распылилась в виде биссера пред рыльцами тех, кто завтра может быть забросит это дело и подастся в бармены или манагеры.
Хотим мы того или нет, но все современные клавишные инструменты в значительной степени похожи на компьютеры. А уж КРОНОС по этой части даст фору любому другому аналогичному изобретению. Одна из его новых возможностей и услуг - чисто компьютерная. Это страница SET LIST - своего рода поисковик, помнящий статистику использования тех или иных пресетов и позволяющий быстро найти те программы и комбинации, которые использовались во время последних сеансов работы с инструментом. Лично для меня это представляется очень полезным новшеством, потому, что бывает, играешь, изобретаешь что-то, потом сбросишь номер пресета по каким-то причинам, а то и через неделю вдруг найдешь запись этой заготовки - тема хорошая, а каким пресетом пользовался? - бог его знает... А тут порылся в истории использования пресетов - "Вот он - родной - нашелся!"
КРОНОС сохраняет данные в том же формате, в котором это делал ОАЗИС и является в значительной степени совместимым по данным со своим предшественником.
В заключении этого краткого обзора хочу немного сказать о дизайне и интефейсе КРОНОСа.
Дизайн, на мой взгляд у новой гиперстанции удался. Скромно, со вкусом и все на месте. Несколько мелковаты кнопки в этот раз и нет "новогодних гирляд" из светодиодов вокруг каждого регулятора - уверен, что все эти монохромные мигающие огоньки утомили зрение многих пользователей ОАЗИСа. Пусть пользователи КРОНОСа получат более комфортные условия творения прекрасного. А вот длина фэйдеров что-то кажется совсем маленькой и было бы куда приятнее получить к такому наполненному всякими прехитростями инструменту хорошие и удобные "ползунки", тем более, что поверхность копуса обращенная к музыканту вполне это позволяет.
Экран КРОНОСА представляет собой что-то среднее между тем, что было у ОАЗИСА (12 дюймов диагональ) и тем, что досталось М3-му (5 дюймов) - цветной ЖК дисплей разрешением 800х600 точек с диагональю 8 дюймов. Учитывая, что даже пользователям ОАЗИСа приходилось обращаться к тонкому стилусу, что бы выделить и кликнуть на ту или иную часть графического интерфэйса, изображенного на дисплее, и масштаб многих его деталей уже тогда был мелковат, то теперь пользователи КРОНОСа совсем не обойдуться просто пальцем. Потребуется что-то тонкое и острозаточенное. Впрочем, а куда деваться в эпоху АйПадов... (?)
На выходе (как и на входе) КРОНОС скромнее ОАЗИСа и имет 6 выходных гнезд и всего два входных - это по аналоговой части. Плюс к ней - оптические S/P DIF на вход и на выход. Для дома - хорошо. Для студии - мало. Но - терпимо. USB-интерфэйс так же представлен в минимальной комплектации.
Удивляет заявленный вес инструмента - 12,5 кг в версии с 5-октавной дежурной клавиатурой (от М3-61, как заявляют разработчики) и всего 23 кг с рояльно-молоточковой версией с 88-ю клавишами. Промежуточная версия с 73 клавишами так же комплектуается "тяжелой" клавиатурой с рояльной механикой типа RH-3, и несколько удручает факт окончательного укоренения среди изделий Корга стандарта в 73 клавиши вмето 76-ти. 3 клавиши у нас украли. Нет, что бы добавили - такого не бывает...
Наверняка музыкантов-электронщиков крайне интересует теперь, сколько же будет стоить данное чудо техники и маркетинга. В данный момент цена на Korg KRONOS позиционируется в районе 4000 долларов - та версия, что покроче будет чуть дешевле, а 88-клавишная версия - немного дороже, но перепад не велик. И в общем-то приятно обнаружить, что то, что некогда называлось Korg OASYS и стоило более 8000 долларов, теперь - в новом воплощении и с включением новых решений и разработок - будет стоить в 2 раза дешевле. Я так же крайне рад этой новости. Но вот сказать точно, сколько данный инструмент будет стоить в России, сейчас крайне затруднительно. Но время все расставит на свои места, а там, глядишь, и появится Korg KRONOS LE - ведь все может быть.
Приложения к статье:
Korg KRONOS on www.korg.com [на английском языке]
Korg KRONOS on www.korgmusic.ru [на русском языке]
Korg KRONOS presentation on YouTube
Korg KRONOS дискуссия в сообществе Электроника
Korg KRONOS | очная ставка
Korg OASYS лучший среди равных | обзорная статья