menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

2 января 2014 г.

"Ветка сирени" | Сергей Рахманинов | кино

          Вчера, пока писал о первоянварской пробежке, удосужился краем глаза посмотреть фильм Павла Лунгина "Ветка сирени" о композиторе Сергее Рахманинове. Предыстория такова, что в главной роли "Ветки" снялся Евгений Цыганов (я, честно сказать, до недавнего времени и не знал, что есть такой замечательный актер), а он же фактически - главный герой очень популярного в предновогодние дни телесериала "Оттепель"... откуда я все это знаю не имея телевизора? - лучше вам не знать... Но, как я уже отметил, смотрел я краем глаза, а слушал в пол уха...

Андрей Климковский с небольшой рецензией на фильм Павла Лунгина о композиторе Сергее Рахманинове 'Ветка сирени'

          Не смотря на то, что я практически не участвовал в просмотре, это обстоятельство не помешало мне порыться в интернете и что-то узнать о настоящем Рахманинове и сопоставить с тем, что удалось почерпнуть из фильма. Конечно, как любой фильм, "Ветка сирени" - художественное произведение. Да и охватывает он не всю жизнь композитора. Наверное, никаким фильмом жизнь не охватить. Вопрос в том, что хотел показать режиссер своим фильмом зрителю, и удалось ли?

          В одной из TV-интервью Евгений Цыганов признался, что хоть и учился в музыкальной школе по классу фортепиано, а играет плохо. И наверное это в определенной степени относительности верно, ведь тягаться в исполнительском искусстве с Рахманиновым и по сей день не многие способны. Но есть и мастерство актерское и вот тут я перед Евгением Цыгановым преклонился - ему удалось сотворить иллюзию не только безупречной фортепианной игры (хотя скорее всего руки снятые крупным планом не его... но и его тоже есть), но, что куда ценнее, показать муки человека, который телом-то здесь, а душой и разумом все чаще находится вне этого мира. Я не могу оценить степень, в какой настоящий Рахманинов выпадал из реальности в мир своих дум о том, что хотелось бы воплотить в музыке, в страдания от того, что воплотить что-то не удавалось, насколько далеко от мира реального он отлучался в поиске своих неуловимых музыкальных фантазий... скорее всего в фильме это гиперболизировано внешними жестами в пользу того, что зрителю скорее всего трудно видеть внутреннее, но вполне может быть, что и не показаны во всей истиной глубине все эти творческие муки. Я совсем не Рахманинов, но так уж получилось, что многое из того, что я увидел в фильме, очень сильно отозвалось во мне - показалось очень и очень знакомым, буквально до душевной боли, а значит фильм снят правильно, образ композитора живущего своими созвучиями Цыганов передал очень реально.

          Поэтому запросто можно отбросить в сторону многие биографические неточности, допущенные возможно в пользу заострения внимания на другом - на том, что в биографии и не напишешь, как например - встреча Рахманинова и Чайковского, ведь в реальности она была, а в фильме молодой и тайком сочиняющий музыкант ее пропускает по причине банальной забывчивости, необязательности, рассеянности, а еще вернее - потому, что ему она не была интересна - это же не ноты, не музыка, это - "администрирование и промоушн", если говорить современным языком. Рахманинов (в фильме) срывал концерты, интервью, влезал в долги и скорее всего просто не понимал, насколько подводил тех, кто фактически продвигал его, его музыку в Мир людей, в котором сам композитор бывал лишь изредка. Страдали все - поклонницы, семья, директора-продюсеры... и казалось бы, как это невежливо по отношению к ним, но я не по наслышке знаю, насколько сильнее и глубже страдания того, кто совершает те самые глубинные прыжки в небо, что бы при удаче вернуться в Мир земной с несколькими жемчужинами мелодий, которых просто так здесь - на Земле - не достать, а значит и восхищаться, говорить всем этим людям из окружения и огромного числа слушателей и поклонников Рахманинова было бы просто не о чем...

          Отдельного внимания заслуживают заслуживают романтические кадры фильма, которые показывают, что людям искусства скорее всего не свойственна семейность, стандартизованные отношения между мужчиной и женщиной, и быть может заботливая и безмерно любящая жена - мечта большинства мужчин на планете - верная, внимательная, знающая лучше него, когда и где у него концерт или встреча, интервью - для такого человека хуже, чем камень на шее, и привязанностью своей лишь затрудняет каждый следующий нырок за мелодиями в небо все сильнее и сильнее... А влекут его женщины неординарные, непредсказуемые, вряд ли являющиеся примером соблюдения нравов и морали, но восхищающие независимостью и дарующие вдохновение... но, увы, никогда не будущие ему парой... и потому так же оставляющие в жизни разочарование... с той лишь разницей, что на какое-то время все же делающие его счастливым.

          Фильм современный, поэтому неудивителен и камень брошенный в советский огород. И камень этот правомерен. Трудно представить, что в революционной России Рахманинов бы стал столь знаменит, насколько он оказался известным и уважаемым в Америке. И в общем тут тоже фильм Павла Лунгина показывает нам неутешительную горькую правду - Россия, безусловно, подходящее место для духовного роста, потому, что трудности закаляют. Но достичь какого-то заметного результата в видимом диапазоне спектра в России очень затруднительно, особенно если это касается не оборонных технологий и не комсомольско-агитационных песен, а настоящего искусства (равно, как и настоящей науки). Не думаю, что музыка Сергея Рахманинова была бы всецело принята и понята как в пролетарской среде, так и в среде революционного коммиссариата, решающего, каким быть искусству новой страны. Ведь мы и сейчас - уже совсем в другую и более свободную эпоху - Рахманинова не каждый день в интернете слушаем...

          Рахманинова вообще слушать не легко. Его музыка пронизана очень глубокими и не всегда приятными чувствами. Она тяжела в большинстве тех произведений, которые мне удалось прослушать в интернете. Но в для фильма музыка подобрана очень удачно - не перегружает и без того тяжелые кадры, но прекрасно иллюстрирует композиторскую глубину. Я к сожалению не знаю многих подробностей, в частности - как создавался саундтрек к фильму, но думаю, что это уже не столь важно, когда и без этого фильм оставляет неизгладимое впечатление даже при поверхностном и невнимательном просмотре. А значит обязательно стоит его пересмотреть, уже с большим процентом погружения в картину.

          А тем, кто не видел, настоятельно рекомендую - полтора часа времени не пропадут даром в эпоху всеобщего новогоднего безделья. Благо, что фильм есть на Ютьюбе в свободном доступе:

Википедия о Сергее Васильевиче Рахманинове : читать




Комментариев нет:

Отправить комментарий