menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

19 июня 2025 г.

«Чайка». Видеозапись концерта 14 июня 2025

Композиция «Чайка». Музыка и исполнение — Андрей Климковский (концерт 14 июня 2025)

Новая композиция, премьера которой состоялась на прошедшем концерте


Чайка


Это позывной Валентины Владимировны Терешковой

Концерт был приурочен к дате полета первой женщины-космонавта. И я решил написать вот такое музыкальное посвящение.

Сейчас подвиг Валентины Терешковой не воспринимается, как нечто из ряда вон. Во многом это из-за того, что профессия "космонавт" за последние десятилетия стала обыденной, а работа, которую выполняют самые отважные люди Земли, сильно рутинизировалась — это уже не называется подвигом. К тому же, например Гагарин погиб — не во время полета, но в процессе подготовки к следующему, а Валентина Терешкова жива-здорова (и слава Богу). А в нашей ментальности как-то укоренилось убеждение, что истинный герой должен умереть. А пока ты жив, у тебя есть много шансов внезапно перечеркнуть собственные достижения и обесценить, обнулить некогда совершенный подвиг. И тут к первой женщине-космонавту может возникнуть много вопросов. Но я их задавать не буду.

Практически сразу после полета Гагарина и ответных полётов американских астронавтов в идеологической среде обеих космических держав возникали идеи и предложения — чтобы такого опять сделать космического, чего еще никто не делал?

Животных запускали. Человека запускали... постойте — тот человек был мужчина. Почему бы теперь ни запустить женщину, и доказать всему Миру... — нет, вы серьезно? — женщину в космос?!

Подобные проекты возникли синхронно и в СССР и в США, но американцы не решились форсировать воплощение, понимая, что погубить мужика при неудаче неприятно, конечно, но не катастрофично. Но угробить женщину — это будет идеологический провал высшего порядка, тем более, что вероятность того, что женщина в экстремальной ситуации не справится с ручным управлением, во много раз выше.

Сергей Павлович Королёв тоже был категорически против подобных политических шоу, но Никита Сергеевич Хрущев идею поддержал, и настоял на скорейшей её реализации. Из примерно сотни кандидаток было отобрано 5 женщин, среди которых лучшей оказалась Валентина Пономарёва — по всем показателям, включая физподготовку, навыки парашютирования и качество выполнения всех заданий... но кроме способности к социальной коммуникации, какая потребовалась бы в случае успешности миссии с последующим гастролированием по колхозам и совхозам, несчетным встречам с трудящимися страны и иностранными журналистами. В этой категории лучшей оказалась Валентина Терешкова (по всем остальным показателям она была в конце рейтинга). К тому же Валентина Терешкова была не замужем, детей не имела. Это было вторым её неоспоримым преимуществом перед Валентиной Пономарёвой, которая в итоге оказалась дублёром Терешковой.

Предполётная подготовка заняла менее года — к миссии готовились очень спешно, и можно сказать, что едва ли достаточная. Но политический запрос был огромен — первоначально даже хотели запустить два женских экипажа — одновременно. Последнее оказалось невыполнимым, хотя в середине июня 1963 года действительно стартовали два корабля Восток. Восток 5 с Валерием Быковским, и Восток 6 с Валентиной Терешковой. Разница между стартами составила 2 суток, но Быковский пробыл на орбите как раз на эти 2 суток дольше. И трое суток корабли летали буквально синхронно.

Сейчас, когда вспоминают о полёте Валентины Терешковой, то в первую очередь говорят, что она очень хорошо отработала на старте. Но дальше ситуация сильно испортилась — в первую очередь по части самочувствия женщины-космонавта. Она оказалась не готова к столь длительному пребыванию в невесомости в крайне ограниченном объеме корабля. Восток — самый первый в истории космический корабль — был весьма тесен. В нем невозможно было как-то перемещаться паря в невесомости, как это сейчас делают космонавты на МКС. К тому же пилот Востока был постоянно пристегнут к креслу катапульты, и даже согнуться в пояснице космонавт не мог. В таком зафиксированном положении Валентина Терешкова провела трое суток. По каким-то причинам у неё сильно разболелась нога — острая режущая боль, источник которой не ясен до сих пор. Были сильное головокружение и дезориентация, приступы тошноты и рвота прямо в салон корабля — выполнять полёт во всем этом было наверное не так романтично, как это представляют многие. А ведь требовалось не просто отсидеться в корабле, а еще и проводить разного рода научные эксперименты, большую часть которых Терешкова провалила.

Поскольку полет имел значительную идеологическую нагрузку, с участием первой женщины-космонавта регулярно проводились разного рода новостные репортажи, интервью — ей фактически не давали спать. Уснуть в её состоянии и без того было большой проблемой, но когда — из-за сильного утомления — она все же провалилась в сон, её внезапно разбудили для очередной прямой линии с каким-то отдаленным регионом.

Когда пришло время возвращаться на Землю, оказалось, что Валентина Терешкова не может сориентировать корабль. Выполняя команды в строгом соответствии с правилами, она приводила корабль в такое положение, при котором тормозной импульс оказывается ускоряющим, и корабль рисковал не спуститься к Земле, а — напротив — улететь подальше в космос. Истиной причины этой ситуации до сих пор не раскрыто, но сама Валентина Терешкова утверждает, что корабль был собран с неправильной полярностью электропитания агрегатов, управляющих ориентацией, из-за чего некоторые действия приводили к полностью противоположному результату. Такое объяснение можно было бы назвать не слишком удачным оправданием, если бы этот же эффект не повторялся потом в разных других космических миссиях — пилотируемых и автоматических. И что уж говорить — сборка, как автомобилей, так и космических кораблей, была всегда в советской индустрии самым слабым местом.

Тем не менее Валентина Терешкова все же смогла корректно произвести тормозной импульс и благополучно приземлиться в Алтайском крае... ну, как благополучно... осталась жива, но разбила лицо при посадке (все ж таки парашютная подготовка в ту эпоху для космонавтов была критична, а у Валентины Терешковой это было одно из слабых мест). На фоне того, что в ЦУПе уже присутствовали панические настроения, и живой первую женщину-космонавта на Земле не сильно надеялись встретить, легкая травма при парашютировании не расценивалась как неприятность.

Ну, а дальше началось все то, ради чего и запускали женщину в космос: поездки, встречи, выступления, интервью... Весь Мир, как заровоженный слушал, что говорит первая женщина Земли, побывавшая на космической орбите. Это событие повлияло на успех разного рода феминистических движений по всему Миру, помогло женщинам стать ровнее в правах, а в какой-то их части даже доминировать над мужчинами (что, наверняка, рано или поздно случилось бы и без столь трудного для женщины испытания).

Однако, следующий полет женщины в космос случился очень не скоро. Вторая женщина-космонавт — Светлана Савицкая — полетела почти два десятилетия спустя — в 1982 году. А первая американская женщина астронавт — Салли Райд — отправилась в космос еще годом позже — в 1983 (хотя, потом — за счет вместимости шаттлов — американцы обогнали СССР и Россию по количеству женщин, летавших в космос, в 10 раз). И, конечно, больше никогда женщины не летали в космос в одиночестве.

Интересно, что первоначально для Валентины Терешковой был предложен другой позывной, но он неудобно выбивался морзянкой, и тогда Гагарин предложил слово "Чайка". Я до недавнего времени не знал, что для космонавтов азбука Морзе была актуальна. Но, когда сочинял произведение, подумал, что неплохо было бы пропустить в аранжировке позывной "Чайка" выбитый азбукой Морзе. И только когда уже ехал на концерт, прочитал в сети то, что "Чайка" действительно именно так и отбивалась — при тренировках — на тот случай, если вдруг космонавт окажется в трудной ситуации с ограничением по возможности связи — в космосе или на Земле.

Ссылки на видео:


Встроенные видеоплееры:


Youtube


Rutube




Комментариев нет:

Отправить комментарий