А нового, совсем недавно, Fujifilm представил в этом направлении целых три камеры: Fujifilm FinePix HS50EXR, Fujifilm FinePix SL1000, Fujifilm FinePix S8200. Справедливости ради сообщу, что пополнения в ряду любительских камер у этой компании очень часты, разновидностей куча, большую часть их я даже не видел, а об упомянутых тут моделях (им и будет посвящен этот обзор) представление имею лишь теоретическое и этот обзор никак не является кем-то оплаченной или заказной статьей - это не реклама, а просто попытка для себя выяснить, что есть интересного для меня среди новинок фототехники, да и Вам могут эти рассуждения показаться полезными.
Итак, начнем.
У меня есть только один ориентир для сравнения - моя собственная камера Fujifilm FinePix HS20EXR в той или иной степени близкая по характеристикам с изучаемыми тут моделями, но отличий имеет тоже немало.
В свое время - 2 года назад - моя камера Fujifilm FinePix HS20EXR была первенцем в ряду интеллектуальных компактных камер с ультразумом. И сам коэффициэнт оптического увеличения (zoom) у нее был весьма велик - 30x - это почти телескоп и почти предельное значение зума для камер того времени (чуть позже Canon и Nikon выпустили аналогичные камеры с коэффициентами 42х и 36х соответственно), и впервые была применена революционная алгоритмика вычисления оптимальных параметров съемки, позволяющая снимать вообще не думая ни о чем - правда с рядом оговорок, например таких, что матрица в этом - интеллектуальном - режиме будет работать с половинным своим разрешением - на 8 мегапикселей вместо базовых 16 мегапикселей. Но в большинстве случаев походных и репортажных съемок это было оправдано. Где это было не оправдано? - в спортивной съемке, где требуется сверхвысокая чувствительность матрицы и априори наиболее короткая экспозиция; и в ночной (астрофотосъемке звезд, планет, Луны), где требуются исключительно авторские настройки, мануальная фокусировка. И тут нашлось немало неприятных недоработок, хотя плюсов тоже было немало.
Но главное, что в этой камере были все необходимые базовые функции:
- ультразум - 30-кратное оптическое увеличение масштаба
- ручные настройки выдержки / диафрагмы / чувствительности
- ручная фокусировка
А вот по части просветления и подавления бликов, тут у этого 30-кратного монстра вышел прокол и при больших значениях зума снимать против источника света оказалось практически невозможно - великое количество зайчиков и радужных пятен просто заполняли снимки убивая всякий сюжет кроме сюрреалистического.
Вероятнее всего вот эти радужные солнечные зайчики, а еще приличный шум матрицы (кстати, весьма миниатюрной для такой серьезной камеры - 1/2,3) привели к тому, что вскоре Fujifilm FinePix HS20EXR был снять с производства и ему на смену пришел практически такой же фотоаппарат - Fujifilm FinePix HS25EXR, но с улучшенным просветлением объектива и матрицей классом выше - 1/2 от реального масштаба фотопленочного кадра - это уже полупрофессиональная категория.
Что еще было в этой камере нового и что немало удивило меня - это 2-кратный цифровой зум. Ну кому это может быть нужно в нашу компьютерную эпоху, когда у каждого фотографа в обязательном порядке установлена среди прочих какая-нибудь фотошопо-подобная программа на самом PC или теперь уже даже на планшете?!
Но не так все просто. Если помните, в 1986-м году произошла трагическая гибель космического корабля Челленджер и всего его экипажа. К расследованию причин аварии были подключены главные научные силы Америки, но в их распоряжении была только едва разборчивая видеозапись, на которой изображение корабля занимало лишь группу пикселей и более чем мутным пятном не казалось. И все-таки за пару лет работы инженеры и программисты той эпохи сумели создать алгоритм, которые максимально вытягивает детализацию даже из такого бедного информацией массива данных - оказывается, что можно увеличить разрешение снимка с повышением детализации и как бы это парадоксально не казалось, но анализируя цветовую разницу между соседними пикселями и соотнося ее с более крупными смысловыми группами тех же пикселей, можно извлечь более тонкую информационную составляющую из любого битового образа, пока он не стал джпегом, то есть - не подвергся сжатию. Но данная линейка камер позволяет сохранять фотоснимок без сжатия - RAW - а значит, если в камере будет установлена специальная программа по обработке данных, то снимок может оказаться куда более детальным, чем это было раньше.
И начиная с камеры Fujifilm FinePix HS25EXR все ультразумы Фуджифильма стали иметь возможность интеллектуально вытянуть из снимка вдвое большую детализацию. Эта функция была названа цифровым зумом и действительно дает удивительные результаты. Правда, я лично ею не пользовался и подобное тестирование надеюсь еще впереди.
Дальнейшая оптимизация камер данной линейки лежала, очевидно, в направлении ускорения реагирования автофокуса и интеллектуального выбора режимов съемки EXR - отличительной особенности данного модельного ряда. Этим и отличаются следующие модификации Fujifilm FinePix HS30EXR и Fujifilm FinePix HS35EXR. И еще с этого момента произошел переход питания камеры с 4-х пальчиковых батареек (коих всюду можно купить) на собственный тип съемного аккумулятора, который если кончится во время съемки, то зарядить быстро не получится, а запасных не всегда напасешься (цена порядка 1000 рублей) и это новшество мне представляется отрицательным.
И вот наконец Fujifilm FinePix HS50EXR.
Его базовыми отличительными чертами являются 42-кратный зум (напомню, что с использованием 2-х-кратного интеллектуально-цифрового масштабирования в руках фотографа оказывается телескоп с увеличением в 84 крата!) и новая матрица (тоже с масштабом 1/2) сопряженная с новым процессором интеллектуального подбора режимов EXR-2. Плюс к этому сверхскоростной автофокус - до 0,05 секунды на поиск идеальной резкости. Но и ручная фокусировка никуда не делась.
Хочется верить, что компания Fujifilm создала фотоаппарат мечты для таких как я любителей крайности в оптике, надежной автоматики и полнофункционального ручного пилотирования... вот только бы зум побольше...
И действительно, ближайшие конкуренты Fujifilm-а, пока тот толокся со своими мало чем отличающимися HS25EXR - HS30EXR - HS35EXR, Nikon и Canon тоже сделали весьма сильные ультразумы. В частности Nikon до 42-х в модели Nikon COOLPIX P520, а Canon даже до 50-х в модели Canon PowerShot SX50 HS. То есть конкуренты взяли реванш.
Но, как показало сравнение по другим параметрам, камеры Fujifilm оказывались интереснее, в частности возможностью снимать в RAW, снимать изумительные панорамы и HDR-имиджи склеивая их самостоятельно из нескольких дублей.
Ну, а совсем недавно Fujifilm все же дотянулся до 50-кратного зума, правда в несколько иной линейке камер.
Камера Fujifilm FinePix SL1000 относиться к линейке бюджетных, и хотя выглядит она похоже на полупрофессиональные FinePix HS20EXR - HS50EXR, силна зумом и имеет ручные настройки экспозиции/диафрагмы/чувствительности, но настройки эти более просты, в частности диафрагма имеет лишь два значения - максимальное и минимальное. Режим автоматической съемки панорамы здесь весьма примитивен и предлагает пользователю сделать несколько снимков при совмещении маркеров в видоискателе, в то время как в более серьезных камерах производилась практически непрерывная съемка панорамы с последующим интеллектуальным склеиванием по особому алгоритму с совмещением мельчайших деталей (хотя огрехи процесса и там случались время от времени). Нет в этой модели ручной фокусировки и EXR-процессора, а матрица маленькая - 1/2,3 и очевидно шумящая в заметной степени. И в довесок, само зумирование от минимального до максимального масштаба не ручное, как на вышеописанных камерах, а моторизированное и конечно же ведет к повышенному расходу энергии, а аккумулятор тут тоже особый и батарейки не вставляются.
Хотя цифровой зум разработчики положить внутрь не забыли. С его использованием предельное увеличение масштаба доступное силами этой камеры достигает 100х - и страшно даже представить, как будет выглядеть на снимке Луна. Да и не только Луна. На снимках с моим Fujifilm FinePix HS20EXR уверенно получаются спутники Юпитера, Сатурн с кольцом, серповидные фазы Венеры и делятся многие двойные звезды. Можно предположить, что при 100-кратном увеличении и правильно подобранной экспозиции можно надеяться на некоторые детали на дисках планет.... Вот только сможет ли камера столь точно сама сфокусироваться на бесконечность? - это пока вопрос не изученный.
Но, конечно можно наверное смириться с рядом ограничений камеры Fujifilm FinePix SL1000, ведь стоит-то она в 2 раза дешевле флагманской Fujifilm FinePix HS50EXR, а по зуму и простоте использования ее превосходит.
Стоит упомянуть, что эта, хоть и бюджетная, камера снимает в RAW, то есть сохраняет снимки без сжатия, что заметно улучшает их качество, но в большинстве случаев это остается невостребованной возможностью.
В заключении упомяну еще более бюджетную камеру, недавно появившуюся среди ультразумов компании Fujifilm: Fujifilm FinePix S8200
Эта камера еще более простая, понятная и обрезанная по функционалу. В RAW снимки она не сохраняет, возможные значения экспозиции ограничены максимумом в 8 секунд, что делает ее малоприменимой в жанре ночной или астрофотосъемки. Максимальный оптический зум всего (это "всего" сейчас кажется чем-то обыденным, а когда-то представляло собой колоссальную величину) 40х * 2х интеллектуально-цифрового, что хоть и меньше, чем у предыдущих моделей в этой статье, но все равно очень много. А вот по части электропитания фотоаппарат удобнее - питается 4-мя пальчиковыми батарейками и как походная камера оказывается практичнее. Ну и стоит добавить, что в спецификации наряду с панорамным режимом съемки упомянут совсем неизвестный пока для меня "зверь" - съемка в формате 3D. Что это такое, как реализовано и какие результаты дает - это я пока сказать не могу - не сталкивался с подобным - когда камера с одним объективом рисует 3D-фотокарточки.
На этом я позволю себе закончить. Разумеется все три камеры обладают еще кучей заявленных технических возможностей, таких как серийная съемка, автокадрирование, удаление эффекта красных глаз, распознавание лиц... но все это в той или иной степени находится за пределами моей фотографической практики и тут мне прокомментировать пока нечего.