После ответов на многочисленные вопросы я выслал в редакцию мегапортала почти два десятка фотографий - просто весь тот скоп, что болтается на сайте в моей дежурной галерее. И для иллюстрации интервью была выбрана самая неожиданная. Вы ее видите.
Значит, так тому и быть.
Интересным для меня стечением обстоятельств стало тесное соседство по разделу с эксклюзивными интервью с Александром Свияшем. Соседство заставляющее меня задуматься, ведь какая-то часть моей жизни прошла под сильным влиянием его книги. Ну, а еще где-то среди других интервью оказался мой коллега Юрий Рыжов.
Я вспомнил и то, что как я в свое время не пытался вырваться из круга эзотерики, мистики и прочего, чему не всегда был рад, но, похоже, из него не вырваться так просто. Может и не надо пока.
Перечитав интервью на сайте, я счел его интересным (признаюсь, отвечал в скоростном режиме и уже мало что из своих ответов помнил) - интересным для блога. Редакция портала "Дом Солнца" разрешила пригласить Вас к чтению сих размышлений, а так же не возражала против параллельного размещения интервью на сайте NR и моем персональном.
К сожалению, там, на странице мегапортала "Дом Солнца" комментировать интервью невозможно. Но зато можно здесь - в этом блоге. И я буду рад Вашим комментариям.
Оригинально интервью насполагается по этой ссылке :
Андрей Климковский: "Я занимаюсь любимым делом" ›
интервью для Дома Солнца [2010]
Коротко о себе: Если коротко, я - человек, который всю жизнь болтается между Небом и Землей. Жить Небесными идеями на Земле очень трудно, а смириться с Земными порядками что-то внутри не дает. Я много лет потратил на изучение Вселенной, но из-за рутинных перспектив отказался от профессии астронома. Написал множество музыкальных произведений, но также не пошел в шоу-бизнес, потому, что моей музыке там не место.
- Что повлияло на выбор ваших жизненных интересов? Когда и как вы решили стать музыкантом?
- Это случилось не в какой-то один момент. Более того, это продолжает происходить и сейчас. И к тому же трудно говорить о профессии, когда ее как таковой совсем нет. В детстве я как многие мальчишки хотел быть то водителем КамАЗа, то машинистом скорого поезда, летчиком и даже космонавтом. Но с годами все больше привлекали более высокие технологии и мотивы - интересовала фотография и радиоэлектроника, романтика геологических экспедиций и в какой-то момент это все пересеклось в одном емком слове - космос - здесь все это было в избытке - современные телескопы были тогда уже весьма технологичны, а космические станции, штурмовавшие подступы к Венере и Марсу, олицетворяли собой высшие достижения инженерной мысли. Было широкое поле для экспедиций в самые высокогорные районы Земли за уникальными условиями наблюдений, а в сознании уже зарождалось предчувствие экспедиций на другие планеты - думы о всем этом нашли в моей душе полное совпадение и резонанс.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем творческом пути. В каких группах и проектах вы участвовали, с кем сотрудничали?
- С целью изучения астрономии, астрофизики я поступил на астрономические курсы при Московском Планетарии (том, что уже 16 лет ремонтируется и его открытие традиционно переносят с одного дня города на другой) и именно там случилось неожиданное - я открыл для себя музыку. Среди моих планетарских друзей оказалось много творческих парней и однажды мы организовались в группу, которая создавала собственные песни и музыку на космическую тематику. Мы давали концерты в зале Планетария под электрическими звездами и всеми теми фантастическими световыми иллюзиями, которые теперь в России больше посмотреть негде. Нас самих это так вдохновляло, что чем дольше мы этим всем занимались, тем настойчивее думали о музыке как о чем-то большем, чем просто юношеское хобби. Потом, правда, все участники группы поступили в институты, нашли себе работу по вполне мирским профессиям, совсем не музыкальным - рассудок восторжествовал над чувствами. Забегая вперед скажу, что более двух десятилетий спустя участники моей первой группы "Альрадо" все-таки собрались вместе и выпустили компакт-диск с песнями тех далеких лет и романтических воззрений и мечтаний о совсем другой реальности. И надо признать, сейчас эти песни звучат удивительно свежо и современно - вот что значит "вечная тема".
Что же до меня, то я тоже продолжил научное образование - поступил в Московский Физико-Технический Институт, надеясь стать физиком-экспериментатором. Но начавшаяся и разбушевавшаяся не на шутку перестройка и крах Великой Страны СССР в какой-то момент заставили понять - всему этому не сбыться. Науке конец, а вот музыка - она во все времена и при всех правителях - музыка. И я оставил науку в профессиональном смысле и занялся совершенствованием и развитием в музыкальном направлении.
В порядке получения практики я играл в некоторых, преимущественно, рок-группах, создал свою. Нашей репетиционной базой на некоторое время вновь стал Московский Планетарий. Мне довелось работать на ГосТелеРадио и набираться опыта в области звукозаписи и звукорежиссуры, и там же удалось найти применение своим первым записям - моя музыка начала звучать в познавательных и научнопопулярных радиопрограммах. Из ГДРЗ - Дома Звукозаписи на ул. Качалова 24 - я перебрался в одну из профессиональных студий, где российские эстрадные артисты записывали свои песни и там впервые столкнулся с современной технологией записи звука и самыми современными на тот момент музыкальными инструментами, получил огромный опыт и знания, осознал, что для записи собственной музыки такого направления, которое было мне интересно, просто необходима собственная студия.
Мне удалось заложить аппаратные основы студии только в середине 90-х годов, но уже в 1997-м вышел первый полноценный альбом "Музыка Небесных Сфер", который внезапно собрал вокруг себя большое число любителей данной тематики, причем без какой-либо рекламы или промоакций.
- Скажите, на каких музыкальных инструментах вы играете?
- Играю я в основном на клавишных музыкальных инструментах. Преимущественно это - электронные устройства - синтезаторы, рабочие станции. Акустические фортепиано, рояль оказываются в моем распоряжении лишь на концертах, но я очень люблю их живой звук и всегда использую, когда есть такая возможность. И еще у меня есть любимый инструмент - бас-гитара, причем, безладовая. Я, к сожалению, не освоил ее в должной степени, но на одном из своих альбомов я в студии сам исполнил предписанные ей партии. Иногда я беру бас-гитару на концерты и что-то стараюсь на ней изобразить, пока автопилот секвенсора играет партию барабанов. Впрочем, имея склонность к постоянным экспериментам, я иногда удивляю зрителей сеансом одновременной игры на бас-гитаре и синтезаторах, и это всех удивляет.
- Как бы вы охарактеризовали стиль вашей музыки?
- Я не знаю названия стиля, в котором играю. Я думаю, что это шире какого-то одного стиля. К тому же не очень люблю навешивать ярлыки - это бы лучше делать слушателям или критикам - давать стилистические определения услышанному. Мне же проще сказать - о чем моя музыка. Мне представляется, что она о мире, в котором мы живем, о нас самих, наших переживаниях и мечтах, но, главное, для меня, что она же и о том, что за пределами нашего мира и это для меня - самое главное, потому что именно стремление к запредельным пространствам и мышлению делает из нас нечто большее, лучшее, возвышенное.
- Не могли бы вы рассказать о ваших альбомах и творческих планах?
- О моем цикле "Музыка Небесных Сфер" я уже упомянул - это серия альбомов, которые появились в период с 1997-го по 1999-й годы. К сожалению, вот уже 10 с лишним лет продолжения этого музыкального проекта не записываются, хотя было намечено еще несколько альбомных тем. Дело в том, что для меня очень трудно двигаться в каком-то однажды взятом направлении и не совершать маневров, разведок, отклонений в ту или иную сторону хотя бы эксперимента ради.
Музыка - это постоянный поиск и в процессе поиска рождаются новые идеи, новые проекты. Так в эпоху работы над "Музыкой Небесных Сфер" в той или иной степени неожиданности у меня родились проекты "DreamOcean", "Астральное Путешествие", а в последние годы это - совместный проект с Игорем Колесниковым - "K-KVADRAT".
Кроме этого никуда не пропали те мелодии, которые я сочинил еще в 80-х под электрическим звездным небом Московского Планетария - опираясь на этот музыкальный материал, я записал 5 альбомов и там еще осталось, над чем предстоит работать.
И все же я не забываю и о цикле "Музыка Небесных Сфер" - в ближайшее время я планирую вернуться к работе над новыми небесно-музыкальными образами и в перспективе ожидается выход нескольких альбомов этого проекта.
- Вы являетесь художественным руководителем творческого объединения NEANE Records. Расскажите, каковы его идеи и задачи?
- "Художественным руководителем" - это не совсем про меня и уж тем более не про наше творческое объединение. Творческое Объединение NEANE Records является неформальным союзом музыкантов, художников, их слушателей и всех им сочувствующих. Руководить этим нет никакой возможности. Но можно это все соединять. Я себя чувствую именно соединяющей субстанцией. Но каждый наш участник - вольная птица, и руководить творческим человеком - дело безнадежное. Это тоже самое, что руководить ветром или солнечным светом. Он лучше знает, куда лежит сегодня его устремление. Другое дело, если вдруг наши пути расходятся. Но и тут я никого удерживать не вправе.
То же самое можно говорить о целях и задачах - их у нас нет в сформулированном виде, за исключением может быть лишь общечеловеческого пожелания, чтобы всем людям на Земле жилось лучше и дружнее, и мы надеемся, что капля нашего творчества, упавшая и растворившаяся в Мировом Океане Музыки, будет служить именно этому делу.
Ну, а если ближе к практике, то мы пишем музыку, стараемся донести ее до слушателя, поддерживаем друг друга - вот в этом заключается наша деятельность.
- Даёте ли вы живые концерты?
- Да, обязательно. Концерты бывают то чаще (вплоть до того, что каждый день, да по три раза), то реже (случается, что несколько месяцев длится затишье), но это обязательно живые концерты с большим количеством импровизаций, новыми неожиданными версиями произведений, нередки случаи, когда на концертах рождаются новые пьесы. Именно это и делает наши концерты актуальными. Если бы на них все звучало так же, как записано в альбомах, то зачем на них ходить?
- Чем для вас является музыка и искусство в целом?
- Когда я был на рубеже принятия решения, чем мне в жизни заниматься - наукой или музыкой, я осознал удивительную мысль: музыка - международный (даже - межпланетный) язык общения, понятный без перевода и обучения, он не знает границ и не обременен той проблемой, которой обладает словесное общение, ведь мысль изреченная есть ложь, но искренняя музыка не может быть ложью в отличие от слов. Но теперь, общаясь с людьми, которые нашли меня благодаря моей музыке, или я нашел их, тоже музыке благодаря, я все чаще слышу ту же самую идею, что музыка - уникальное связующее, объединяющее средство. А значит, я не ошибся.
Нас может разъединять политика, религия, этнические и национальные различия, существенным барьером в общении может быть различие языков. Но музыка связывает, объединяет людей. Погружает их в состояние покоя и мира, настраивает на гармонию этого мира. Нередко музыка дает совершенно необъяснимые ощущения того, что после прослушивания той или иной композиции в тебе появилось что-то, чего раньше не было, как будто ты совершил путешествие в какую-то другую Вселенную, музыка окончилась, но в тебе остались вновь приобретенные знания другого мира. Их порой не высказать словами, но они заставляют жить иначе, дают новую оценку твоим действиям, необратимо меняют представление о привычных до той минуты вещах.
И это касается на самом деле не только музыки. Любое подлинное искусство в той или иной степени обладает этими качествами. Оно зовет человека ввысь, помогает подняться над плоскостью сегодняшнего понимания реальности.
- Не могли бы вы рассказать о вашем интересе к астрономии. Как вы проводите астрономические наблюдения?
- Немного я об этом уже рассказал - я хотел стать профессиональным астрономом и уже в годы обучения в Московском Планетарии регулярно участвовал в наблюдениях, ездил в экспедиции. Потом, в период после излома жизненного пути в сторону музыки мне какое-то время было совсем не до астрономии - музыка забирала столько энергии и сил, а правильнее сказать, я отдавал ей все и не получалось так же активно быть любителем астрономии. Но я им был, хотя в значительно меньшей степени. Я не растерял своих "астрономических" друзей и, между прочим, первый альбом цикла "Музыка Небесных Сфер" был записан в рамках сотрудничества с журналом для любителей астрономии "Звездочет" и предполагалось, что будет регулярное аудио-приложение к журналу. Это не случилось, да и журнал этот, к сожалению, теперь уже не издается, но эта музыка, благодаря той поддержке, которую в свое время оказала мне редакция журнала, оказалась любима в среде людей увлеченных звездами. И я регулярно даю концерты на фестивалях и слетах любителей астрономии и, конечно же, сам присутствую на них в качестве астронома-любителя, провожу наблюдения, участвую в экспедициях и выездах.
В последние несколько лет значимым для меня делом стало написание популярных статей астрономической тематики. К сожалению, в годы перестройки и следующие за ними два десятилетия уровень образования в нашей стране сильно упал. Раньше мы высмеивали американцев, утверждая, что те не знают, сколько планет в Солнечной Системе. Теперь же все чаще приходится сталкиваться с той ситуацией, что значительная доля населения России не может разобраться в простом вопросе - Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли, и почему у нас бывает смена времен года... (?)
Это совершенно немыслимая ситуация, ведь еще недавно трудно было предположить, что такое возможно. И в этой ситуации я считаю своим долгом хотя бы немного, в меру своих возможностей заниматься просвещением и популяризацией научных знаний.
- Вы увлекаетесь фотографией и компьютерной графикой. Расскажите, какие вы предпочитаете объекты для фотосъёмки? Чему посвящены ваши графические работы?
- В последние годы я очень мало занимаюсь компьютерной графикой. И эти занятия, увы, имеют все больше прикладной характер. Одного человека на все не хватает. Я имею неплохую квалификацию дизайнера, но применять ее в творческом направлении становится все сложнее - время требует от меня сосредоточения в других областях. Я могу лишь сказать, что занимаясь музыкой, сочиняя те или иные мелодии, работая над их записью, я часто закрываю глаза и вижу визуальные образы тех или иных мелодий, созвучий. И я считаю, что музыка и визуальный ряд должны идти рядом, дополняя друг друга, но воплощения этих идей лично у меня идет очень медленно и мои слушатели уже несколько лет ждут выхода второго DVD из серии "Vidio-Music", а я все никак не могу найти время и продолжить работу над ним.
Что касается фотосъемки, то я по этой части совсем не продвинутый любитель. Кое-что я понимаю в астро-фотосъемке и ночные пейзажи фотографирую время от времени. В дневное время я также предпочитаю пейзажный жанр - стараюсь передать красоту природы тех мест, где бываю.
- Расскажите о вашем увлечении спортом. Принимали ли вы участие в каких-либо соревнованиях?
- Да, я в последние годы стал участвовать в спортивных соревнованиях. Самому до сих пор не вериться и я с трудом называю это спортом. Я увлекаюсь и увлекаюсь с детства бегом. Бег для меня это своего рода стихия. Стихия движения, образ жизни. Вот именно поэтому - не спорт. А в соревнованиях я участвую не ради рекордов, а ради общества людей, которым так же нравится бег, ради отличной компании.
На самом деле в этом нет ничего удивительного, ведь многие ищущие люди, занимающиеся духовным совершенствованием, используют длительный бег как медитативную практику. Это достаточно близко и мне.
Но есть у меня еще один повод бегать - одним из моих увлечений является история Древней Греции и еще в детстве эпизод этой истории связанный с подвигом первого марафонца породил во мне мечту тоже когда-нибудь пробежать марафон. И я его пробежал. Правда, мне тогда уже стукнуло 39 лет. Но расписание сбычи мечт не публикуется в интернете и каждое событие случается только по мере готовности человека к нему.
- Что вам больше всего нравится в вашей деятельности?
- Я думаю, что это свобода. Я занимаюсь любимым делом и не имею начальника. Правда, это непросто, порой крайне тяжело. Но преодолевая очередную трудность осознаешь, что это того стоит.
- Что, на ваш взгляд, является самым важным в жизни человека?
- Быть собой, найти и делать свое дело, а не то, которое сейчас в моде или за которое много платят.
- Какие качества в людях вы цените больше всего?
- Трудный вопрос. Понятно, что набор всем известных позитивных качеств, таких, как доброта, справедливость, ум и скромность - все это не может не цениться, но иногда видишь человека и испытываешь к нему самые теплые дружеские чувства и совершенно не пытаешься анализировать - за что-то это я ему так рад?! Так может быть, способность быть, являться другом, приятным человеком, не взирая на все остальное, все минусы и недочеты, которые есть в нашем мире у каждого?
Да, мне нравятся люди, которые умеют быть приятными людьми, хорошими, доброжелательными людьми, не вызывать дискомфорта, скованности своим присутствием, располагающие к себе, искренние.
- Являетесь ли вы приверженцем какой-либо религии или философии?
- Нет, я не являюсь приверженцем какой-либо религии или философии. Все сформулированное и обозначенное человечеством как та или иная религия, философия, идеология или доктрина носят временный характер, и человечество вырастает из рамок этого учения или подхода. Все, что я видел из подобных вещей, человечеству уже малО. Оно его ограничивает и не дает развиваться. Во многом это является причиной разного рода современных проблем.
Но своей философии я тоже не написал и, наверное, слава богу. Единственное, чему я пытаюсь следовать, это здравому смыслу и интуиции. Но это - совсем из другой оперы.
- Существуют ли значимые для вас книги, теле- или радиопередачи, интернет ресурсы? С чем вы рекомендуете ознакомиться пользователям нашего сайта для совершенствования и всестороннего развития?
- Не сочтите за рекламу, но два лучших сайта в интернете это www.google.com и www.yandex.ru. С их помощью можно найти все остальное. Главное, что бы пользователи Вашего сайта знали точно, что они хотят найти в этом мире. И именно это - знать свои истинные желания, уметь их формулировать, я им и желаю.
- Какие люди, события, страны, встречи оставили след в вашей памяти?
- Память - очень странная штука. Сегодня событие легло в нее и растворилось среди прочих, а через десяток лет может прорезаться острой скалой разрезающей волны свежих событий. Хорошо бы об этом же поговорить еще лет через 40 и тогда, возможно, прорежутся несколько иные события и люди, которые сейчас не имеют того осознанного значения.
При всей своей любви к путешествиям я не удосужился посетить какую-либо страну за пределами бывшего СССР, но очень люблю Крым и часто бываю в Крымской Астрофизической Обсерватории - да, Крым произвел на меня глубокое впечатление и, как его называют - местом силы, так я его и ощущаю, и буквально чувствую совершенно особенную энергетику его горной части. В прошлом году я взял с собой в поездку синтезатор и за неделю пребывания в Крыму написал целый альбом. Я назвал его "В краю надежд и испытаний" и посвятил Крыму и Крымской Астрофизической Обсерватории.
Из событий которые потрясли меня я бы наверное выделил два трагических - гибель шаттла "Челленджер" в январе 1986-го года и трагедию 11 сентября 2001-го. Эти события заставляют задуматься над происходящим на нашей планете.
Из людей для меня значимы многие, очень многие. Есть в истории сильные и видные личности, которые своим примером ведут нас в алеющую надеждой и подернутую туманной дымкой даль.
Я знаком с ними заочно в большинстве случаев. Но они не становятся от этого менее значимы для меня. И всех их не перечислить. И если я кого-то назову, то это не значит, что они важнее тех, что остались неназваными. Это греческие философы и мыслители Пифагор, Платон, Сократ. Это, безусловно, Христос. Джордано Бруно сгоревший на костре для меня гораздо более значим чем все Христовы апостолы - он во многом повторил путь Христа. Лично для меня большое значение имели Жуль Верн и Александр Грин, хотя кому-то ближе другие провидцы. Очень близок по духу Кир Булычев и Иван Ефремов. А как выдающегося популяризатора астрономии, автора фантастических по силе воздействия на зрителя лекций Московского Планетария я хочу отметить Станислава Васильевича Широкова, недавно покинувшего наш мир.
Так же должен отметить и моих музыкальных учителей, у которых я учился композиции и звукотворчеству. Это французы Дидье Маруани и Жан-Мишель Жарр. В моей музыке, так или иначе, чувствуются отголоски их музыкальных пространств.
- Ваши предложения и пожелания пользователям и Администрации Дома Солнца?
- Желаю и посетителям сайта "Дома Солнца", и его Администрации, да и всякому случайно читающему это интервью человеку жить своей головой, не воспринимать за истину в последней инстанции любую, даже самую красивую идею и суждение, кто бы его не высказал - я ли, профессор философии или сам Господь Бог, потому, что он тоже проверяет порой нас на глупость и легкомыслие. Все старайтесь пропускать через свой разум и свое сердце - только так истина и путь станут Вашими. Живите сами, своими умом и сердцем.
Искренне Ваш Андрей Климковский.
Вопросы задавал - Георгий. Дом Солнца
Дата интервью: 2010-11-22