menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

6 марта 2012 г.

Цель | какой она бывает... и бывает ли?

Дорогие друзья. Я в последнее время много думаю о том, зачем все это... Смешно? Наверное, немного смешно. И с кем такое не бывало? Всякий рано или поздно задумывается о том, зачем он живет... И почему именно он — ведь то, что делает тот или иной человек, чаще всего может сделать любой другой человек. В первую очередь это касается низкоквалифицированного труда — подметать улицу скорее всего сможет кто-угодно. Даже собрать Ладу Калину — не просто детали под капот засыпать, а именно собрать не забивая винты кувалдой, а так, что бы оно потом завелось быстрее чем у Путина — это, как показывает практика, может каждый обученный и обучить этой нехитрой работе можно каждого.

Но та же практика показывает, что подобную нехитрую и не особо интересную работу долго делать, оказывается, не так-то просто. Она быстро сточертеет и человек перестает делать ее с любовью или хотя бы какой-то ответственностью и потому чаще всего Лада Калина заводится даже не с пятого раза.

Конечно же нередки и угрызения совести — "да, каюсь, схалтурил (отнесся не очень честно и добросовестно к той работе, которая кормит и меня и семью, и — о ужас — она же еще и тачками страну снабжает), но, если уж говорить совсем по-душам — не моя это работа и делаю я ее лишь от того, что работы по-душе не смог найти, а может ее и нет в нашем обществе, ведь учился-то я на филолога, а кому они сейчас нужны — со своими мозгам из анекдота по рубь-двадцать?!"

Но товарищи наши, кто постарше и житейским опытом умудрены, очень быстро кладут конец таким разговорам — "Ты, дорогой коллега, не разглагольствуй. Тебе шурупчики дали, кувалду дали? вот и забивай их в дырочки — что б с конвейера как-то сошло. И не думай, что ты один такой в стране, кто работать не любит. Любишь работать — не любишь, а кушать надо, и детей кормить надо. Все мы здесь ради них батрачим. А ради кого же еще?!"

И, что там скрывать, вот так живет почти вся страна.

Я за свою недолгую жизнь работал много где. Хотя нигде не приработался и пришлось стать раком... раком-отщельником, но все же время проведенное у токарного станка на заводе им. Первого Мая, механиком водителем среднего танка Т-72 и большой комсомольской лопаты в Советской Армии, слесарем-сборщиком на авиационном заводе "Знамя Труда", машинистом уборочной машины, а потом монтером пути в Московском Метрополитене, инспектором по основной деятельности ТелеРадиоФонда Всесоюзного Телевидения и Радио, Осветителем (художником по свету), звукооператором, электриком и сантехником (и экспедитором) Дома Культуры Московского Института Стали и Сплавов, продавцом-консультантом сети видеопрокатов, продавцом-пиратом на старом музыкальном рынке у ДК Горбунова, звукооператором в Московском Центре Музыкальной Терапии, композитором, аранжировщиком песен многих в той или иной степени малоизвестных авторов-исполнителей, звукорежиссером при муниципальном отделе культуры Чертаново-Центральное, художником-дизайнером рекламного агентства Корифей, экскурсоводом Московского Планетария, ну и собственно композитором Андреем Климковским (это ж тоже немного работа, а вот блоггером я не работал никогда — потому, что никто мне за это свободное писание не платит и не просит что-либо писать — тут я на службе — служу отечественному интернету) — так вот, все это время и разнообразие трудовой деятельности позволило широко ознакомиться с теми или иными видами трудового времяпровождения большого количества наших сограждан, беседовать с ними на разные темы и если в начале этого пути я многое не понимал... э... вот к примеру, я не понимал, когда мне однажды сказали в одной из студий звукозаписи (тиражная студия): "Думаешь, мы здесь музыкой занимаемся? — нет — мы здесь деньги зарабатываем!" — да, это я не понимал, когда мне было 20, то теперь понимаю многое. Но, разумеется не все.

Что бы понять что-то дальше тех пределов, что достиг на сегодняшний день, надо продолжать общаться с людьми, спрашивать, спорить, беседовать. Этим я и занимаюсь. Одновременно же и мои собеседники узнают что-то новое, понимают то, что было непонятно, находилось за горизонтом обсуждений или казалось понятным раньше, но теперь обретало новый смысл.

Я вижу, Вы, мои друзья, охотно делаете то же самое, а значит мы в состоянии помочь друг другу понять непонятное. А это — шаг вперед. И хотя шагов таких сделано немало, еще больше предстоит сделать, но самое главное — нам предстоит разобраться — вперед — это куда, вообще-то? Многие ли из нас ясно представляют цель этого пути?

Давайте сегодня поговорим об этом: Цель, цель нашей жизни — есть ли она, может ли она быть понята нами? Быть может ее возможно обрести или потерять? А связана она с чем? Только ли с нами, или прежде всего — с другими людьми... а может быть со страной, планетой (всем человечеством или же против него, поскольку человечество иногда планету разрушает) и, кто знает, может быть цель жизни на самом деле связана со всей Вселенной или, как говорят порой, с Богом, хотя тут согласия мало — у одних бог внутри, у других имеет совсем иное имя нежели у третьих, а у четвертых заперт в несгораемом сейфе и надежно охраняется...

Что я могу сообщить от себя: я слышал от самых разных людей самые разные мнения.

Одни живут что бы жить и в этом их цель, а других целей нет. И такая жизнь вполне удобна, как говорят математики — инвариантна. Что бы не случилось, человек выстраивает порядок действий таким образом, что бы жизнь продолжалась. Голоден — пошел искать еду. Холоден — пошел искать одежду. Заскучал — пошел искать жену развлечения-приключения. В процессе этих хождений человек находит удовольствия и неудачи, но ничто его не может отворотить от главной цели — просто жить, не взирая ни на что, даже если эта жизнь приносит страдания.

Другая цель в жизни — удовольствие. Чем-то это напоминает предыдущий пример. Человек преследующий в жизни удовольствие (собственное, разумеется) предварительно анализирует то или иное действие на возможность получение удовольствия в жизни. И если это не приносит удовольствия — он это не делает. Надо добавить два важных аспекта: удовольствие может быть сиюминутным, либо — проявиться в перспективе. И тут мы сталкиваемся в двумя ответвлениями от одной толстой ветки самоудовлетворения. Одни — более близорукие — хотят все и сразу. Другие понимают, что иногда для удовольствия надо сначала потрудиться и, что может показаться противоположным начальному тезису, — даже несколько помучиться (то есть испытать неудовольствие), но зато потом... Эти люди кажутся умнее, но они же и ведутся на обман, когда им обещают горы золотые потом... все потом... Это был первый аспект. Второй — важнее и заключается в том, что когда анализируя возможные свои действия человек оказывается в тупике — ни одно из очевидных деяний достижения удовольствия как цели не сулит, такой тип нередко сводит счеты с жизнью, как потерявшей всякую цель и мотивацию... либо переходит на новый уровень — находит иную цель...

Например, заботу о потомстве. Скажу Вам, что эта идея очень и очень широко распространена — что живем-то мы на самом деле ради детей и именно в них — наша истинная цель. И родились мы, что бы сделать, вырастить детей, что б они тоже сделали детей, выкормили и воспитали в духе того, что их родили только для того, что бы они по эстафете кого-то родили, и так и не объяснили им — а на кой черт?! Но этим живет на Руси процентов 70 населения. И рассуждают приверженцы такой жизненной цели вот так: "нам этого не дано понять, мы — люди темные, но может быть дети наши..." ... Как это не печально, но дети, воспитанные в подобной тьме, светлее родичей не станут, если последние не привьют им тягу к мыслительному процессу, а для этого надо в первую очередь родителям самоистязать мозги "думаньем и мЫшленьем".

Позиция цели "дети — наше все" имеет два не очень симпатичных (ну, для меня, а кому-то может нравиться) момента:

  1. родив дитя, его родитель списывает себя в ящик для тех, кто уже вторичен и более ничего нового не достигнет.
  2. нередко заботой о детях оправдываются самые страшные преступления, она порождает самооправдание, где ему нет места — пример тому: сын высокопоставленного чиновника на автомобиле сбивает бабушку на пешеходном переходе и должен бы понести законную кару, но высокопоставленный чиновник так любит своего сына, что идет на государственное преступление — попрание законности и справедливости, вплоть до запугивания и преследование пострадавших и их детей — "это же не мои дети". И как мы знаем, этот пример не единичный, а в наше время подобные примеры обретают катастрофический оборот, когда за плохие оценки папа избивает учительницу, когда родители откупают детей от армии, вкладывают всех себя (уже ни на что не годных более) в поступление лоботряса в престижный ВУЗ, что бы у отпрыска всегда были денежки и не так уже важно, что он там занимает чужое место и если подойти по совести, то учиться там должен хотя бы тот, у кого мозги более соответствуют профилю ВУЗа.

Можно и третий пагубный аспект "жизни во имя дитя" привести, но он страшнее всего самому дитяте, за которого родители, бывает ведь, хотят сделать все, что кажется им трудным делом — от стирания носков, до выбора супруги и повинности первой брачной ночи... хотя, я далеко зашел и это уже тема для целой диссертации по психологии.

Где-то между второй и третьей категорий застряла версия "два-точка-три" — эти люди живут немного для своего удовольствия, для семьи своей — для жены и детей — для их материального благополучия, и родителей не забывают. И потому, целью их существования становятся деньги. Все, что в своей жизни такой человек не делает, все он анализирует — а стоит ли оно того в переводе на рубли, доллары, евро и прочие активы, включая недвижимость, ювелирку, ценные бумаги... и даже возможно, в какой-то момент данный тип теряет изначальную цель — не деньги и материальное благополучие его самого и его дражайшей семьи становится его целью, а процесс... и тут этот переходный тип можно тоненькой, но уверенной, прочной нитью связать с той категорией людей, которые живут процессом. Не важно каким. О них — дальше.

Есть люди, которые не видят себя вне некоторой деятельности: "Мой отец был столяром, я выучился на столяра, и мой сын столяром будет!... а если заупрямится, я ему ремнем семейную традицию вправлю... а... а... если будет дочь?! — выйдет замуж только за столяра..." — клинический случай, скажете Вы? Но, тогда вспомните, сколько столетий Россия жила подобными традициями? Вы думаете, что за 70 лет Советской Власти такая традиция, при нашей-то любви к традициям, выветрилась из российской черепушки? Отнюдь — это дело тех же столетий. И быстро не случится.

Впрочем, наверное стоит сказать, что — продолжать дело отца — такая цель не самая худшая в жизни, если отец не работал всю жизнь палачом (а так же бандитом-пиратом, полицаем, налоговым инспектором или президентом РФ — тут лучше сперва подумать). Но есть и такого рода мысль — Ведь ты-то не отец твой, и хоть во многом похож, а все же другой самостоятельный полноценный человек и тупо клонировать вид деятельности и цель жизни — не обязательное дело и не обязательно твое.

Эту нить необходимо продлить далее. Стремление жить делом своей жизни не обязательно связано с семьей и ее потомками. Мы знаем немало людей, которые ради своего дела шли на смерть. Ради дела и ради убеждений — это почти одно и то же. Ярчайший пример — Джордано Бруно — величайший из мыслителей средневековья, который как мог скрывался от инквизиции, активно выступал, читал лекции в которых раскрывал картину мира, которую сейчас во многом поддерживают и современная наука , да и что там говорить, даже духовенство, которое по сей день не признало приступности своегог деяния — сожжения Джордано при всех своих "не убий" — оно так же смирилось с концепцией "многообразия обитаемых миров" и уже не выступает против, и, слава богу, не сжигает людей во имя своих целей, к которым обратимся позже... потому, что толстенный слой людей, живущих во-имя некоторой деятельности или идеи, нами еще не в полной мере рассмотрен.

Так вот, кроме ученых, философов, что нередко сами пили яд, подобно великому Сократу, но оставались непобежденными и были готовы пожертвовать жизнью ради дела и убеждений, надо вспомнить и спортсменов — наших любимых футболистов, что казалось бы играют за те миллионы, что значатся в контракте и можно подумать, что это люди, чья цель — деньги. Но это в значительной степени не так. Попадая в большой спорт, покупая билет в один конец эти люди вполне трезво осознают, что ценой и расплатой за все эти сверх-нагрузки, за постоянную фарму и допинг, за неизбежные травмы расплата одна — личное здоровье, которое, как мы знаем, не купишь, даже на сумму обозначенную в контракте. Но многие просто не доживают до его окончания и частенько тех денег в полной мере не видят.

Я беседовал с профессиональными спортсменами. Многие из них признают (а остальные, я уверен, признаются в этом лишь себе, но это дела не меняет) что то или иное спортивное достижение, мировой рекорд, первое место, преодоление себя во многом оправдывает для них то, что цена всему этому здоровье или жизнь, а те миллионы (для каких-то категорий профессиональных спортсменов это лишь тысячи, а кто-то разбивается в санях вообще просто так) лишь скудная компенсация той жертве, что принесена ради великой по их мнению цели — победе, результату, рекорду. И во многом эти люди живут ради человечества — они жертвуют жизни, что бы на личном примере показать — на что способен человек. Хотя, конечно, не все здесь так абсолютно.

Кто еще ради чего-то может пойти на смерть или увечие? На самом деле — кто угодно может. Но не во всяких обстоятельствах. Худшее рукотворное обстоятельство, которое можно представить, это — война. Во время войны люди сознательно идут на смерть во имя любой практически цели, но чаще всего это страна. Возможны и другие варианты — сколько угодно: ради детей (потому, что при оккупантах им может быть хуже), ради дела (потому, что оно возможно только в мирное время, а для этого надо победить), ради денег (потому, что при нежелательном исходе войны твой бизнес скорее всего отойдет захватчику) и ради удовольствия тоже — для кого-то война — удовольствие и очень нравится стрелять, скакать на лошади, махать шашкой, рубить головы, наслаждаться бомбежкой с воздуха... Кто удивиться — неужели бывает такое? Неужели война, убийство, уничтожение государств и народов может быть кому-то приятным делом и даже — делом жизни, ее целью? Я с уверенностью отвечу — Да!

И среди большого количества людей, определивших свою профессию, как профессию профессионального военного, немало тех, кто пошел в военное училище именно по этому внутреннему зову — убивать. Это кажется страшным. Но это — нормальное дело. Ведь кто-то идет работать в милицию, в карательные органы — карать других, вершить суд, приводить в исполнение те или иные приговоры, подчас самые суровые. Кто-то идет в охранники, а кто-то в бандиты — это ведь тоже в значительной степени осознанное решение — кем быть и чему посветить жизнь или как минимум ее часть.

Очевидно без убийства друг друга мы еще жить не можем — это тоже нам надо пройти, хотя искренне хочется, что бы этого было меньше, как можно меньше, что бы совсем не было... но что-то подсказывает, что последнее не возможно...

Честно признаюсь, за два года армии я так и не понял, что говорят себе и как оправдывают свой жизненный выбор те, кто связал свою жизнь с вооруженными силами. Я ни разу от офицеров не слышал, что сделали они свой выбор ради отчизны. Это могли сказать те, кого к выбору принудила Война, но я служил в относительно мирное время. Тем непонятнее, почему эти люди решились на крайнюю обездоленность и трудности — сейчас особенно очевидно — военному человеку не позавидуешь. И лишь понимание того, что у этой души в глубине был сильнейший зов пойти туда, где можно реализовать себя в качестве того, кто отдает приказы, командует сотнями и тысячами — "встать, упасть, отжаться, встать, упасть, отжаться...", чьи помыслы выражаются в прорыве линии фронта, залпах тысячи орудий и прочей залихватской дури удали — только это как-то расставляет все на свои места. Но все равно значительная доля непонимания остается.

Столь же много непонимания вызывают у меня люди (на всякий случай подчеркну, что — именно непонимания, а не критики и осуждения — совсем нет) обозначившие свою цель жизни как служение богу в рамках той или иной религиозной конфессии. Уж сколько раз твердили миру, что и навязаны большинство религий были кровью и мечом, и переписаны многократно все заветы, и отступала сама церковь от них же многократно — червоточин в ней не счесть, да и бога за ней нет, а лишь политика одна, но все равно находяться души, которые посвящают свое житие служению церкви, но говорят, что — богу. Я вижу здесь ту же армию — неуправляемого монстра, что уже не служит никому кроме себя, ведь и армия чаще становится источником войны, нежели средством против нее — не так ли? На вопрос — что может быть средством от войны, отвечу просто — любовь, знание себя, мирная дипломатия.

Но что может быть дорогой к Богу? Ведь так немало людей пытаются на нее выйти и провозгласить целью жизни? — уж точно не монастырь, где нет и не может быть свободы мысли. Но свобода — пугающее слово. На прошедших выборах Путина 70% россиян свободы испугались и предпочли ей стабильность и материальный достаток... нет, не для себя — для детей своих... а дети потом разберутся — так считает большинство, но ничего для этого не делает. А потому — дети не разберутся. И даже — их дети, что уж совсем печально.

И во много по этой причине, что свобода нам не нужна, очень трудно понять, куда же ступить в первую очередь, в какую сторону податься, что бы это была дорога к Богу — нас не учили делать выбор, не учили анализировать, осознавать, чувствовать на уровне интуиции, чувствовать на уровне видения — "я вижу — это туда" — мы не видим. Именно поэтому мы придерживается грубых вывесок: отдать долг отчизне — в армию; служить богу — в монастырь.

Но и это не все. Можно долго продолжать: писать музыку — в консерваторию; поправить здоровье — в больницу; дать счастье детям — толкнуть их на тот же путь, вымощенный теми же граблями...

И возможно такая удручающая ситуация у нас потому, что очень редко встретишь человека, который выбрал цель "самосовершенствование" — постижение нового, изучение опыта прошлых эпох, осознание себя, как части целого — да, не удивляйтесь — части Бога и понимании того, что познание всего-того что есть в Боге — наша истинная цель, что каждому из нас, хотим мы или не хотим, придется до него дорасти — и для того он нас создал. И в этом цель его и наша — когда нибудь стать способными сотворить собственный мир, сделать его не хуже, чем тот, в котором выросли до Бога мы, населить его детьми — такими примерно, какими мы были или есть сейчас, дать им все необходимое, что бы они познавали созданный для них мир, совершенствовались, тоже достигли уровня Бога-Творца, и если это у них получится, это будет успехом для каждого из нас — это будет успешно сданный экзамен, и тогда все мы сможем перейти на следующий виток.... что там дальше я не знаю, но сейчас знать это вряд ли представляется возможным — это как первокласснику интегралы, но все ступеньки на месте — важно лишь не бояться ступать выше, а не держаться за стабильность и бояться, что вдруг нам или нашим детям станет хуже, если мы выберем что-то новое.

То, что я Вам здесь рассказал — не совсем мои мысли. Но я не прочитал их где-то. Я собирал их в течении жизни — то здесь, то там, и в какой-то момент они сложились в нечто цельное, хотя не идеально. Но, идеала нет, к нему можно только стремиться. А стремление это неизбежно и является главной нашей целью. Не деньги, не благополучие детей, не следование традициям и не служение наукам, не патриотический долг Родине, которая в следующей жизни будет иная по географическому положению или государственному строю, и уж точно не отпускание грехов апосля обедни. Наша цель и долг — быть хорошим другом и учеником для Бога-Творца — и не важно, как вы его называете — Иеговой или Аллахом, Буддой или Вселенским Абсолютом, триединым Отцом-Духом-Сыном — это все ограничения связанные с человеческим восприятием мира окружающего нас и со временем они будут сняты. Но главное не торчать застрявшей жердью в болоте традиций, не циклиться на почитании предков, не молиться на стабильность и священные книги, а идти вперед, вести за собой тех, кто пока робок, не бояться дарить свободу — да — своим детям — смелее отпускайте их в плавание жизни, ведь в противном случае они застрянут на том, на чем застрянете Вы, будут привязаны к вам благополучием или страхом, а это все — сильнейшие тормоза. И конечно же будет лучше, если Вы объясните им в тот или иной подходящий момент, что цель их не заработать много денег, не сделать карьеру или получить престижное образование, не сделать детей для того, что б они тоже сделали детей, не в служении наукам или искусствам, спортивным рекордам и, что не качестве армейского пушечного мяса их цель и удел, а в том, что бы быть честными, смелыми людьми, которые ставят цели выше, чем те, кто хотят ими управлять. А все остальное — карьера, машина, и прочая фигня, что ассоциируется у нас с эпохой стабильности, наверное тоже неплохо и у честного человека быть по необходимости должно, но главным в жизни, целью быть не может.