Я уже написал общий обзор об этом инструменте. Мне удалось сделать это заочно - тогда Korg KRONOS был едва анонсирован. Позже пошли слухи, что в связи с аварией на АЭС Фукусима-1 начало серийного выпуска KRONOS-а задерживается до осени. К счастью это не подтвердилось. И уже в начале июня первые партии начали расползаться по миру. А в середине июня первый KRONOS добрался до МузТорга. Его поставили в "Аквариум" - специальное застекленное помещение, и пускали туда только специально заявившихся опытных тестеров.
Признаюсь, что я не был готов к этой встрече - руководства пользователя для KRONOS-а на английском только-что появились - прочитать такое писание на сотнях страниц не было времени, поэтому я поставил перед собой задачу минимум - просто оценить звучание, удобство или может быть даже просто субъективное восприятие инструмента. Наверное, с этим я справился. Хотелось большего, но два часа для общения с таким чудом техники крайне недостаточно.
Первое, что было невозможно не заметить - включается, загружается инструмент довольно долго - минуты три - мигает лампочкой сигнализирующей про обращения к твердотельному винчестеру, притворяется компьютером - во многом он и есть такой.
После завершения загрузки прибор автоматически включается в режим "SET LIST" - многостраничный список всех ранее использованных тембров с их сортировкой и очредностью - это для живых перформансов - сдесь могут быть вперемешку и программы, и комбинации, и секвенции - можно перепрыгивать между ними по-порядку или без всякого порядка и почувствовать ушами новую фишку KRONOS-а - звук при переключении пресетов не обрывается - держишь ноту, она продолжает звучать своим первоначальным тембром со всеми обработками не взирая на всевозможные смены программ и комбинаций до тех пор, пока не будет отпущена. Но это - нота. Всевозможные причастные к ней Кармические арпеджиаторы и драм-трек, если были запущены, конечно же, смолкают - так что особенного фуррора не вызывает... Хотя, если на их месте... или вместо их, с их функцией динамику выигрывала волновая секвенция - набор множества сэмплов вместо одного привычного сэмпла (архитектура синтеза HD-1 это вполне допускает), тогда ритмика не должна умолкнуть - ведь она по сути есть мультисэмпл. В целом, поддержка сустейна из старой комбинации и послезвучия - приятное новшество.
Как и следовало ожидать, первым и коронным тембром KRONOS-а опять оказался рояль. Не тот, что ранее представлялся банальным сэмплом, толстым, тяжелым, но мертвым, а новый Корговский рояль на базе нового рояльного звукового движка SGX-1 смысл которого в гибкой настройке и невероятной реалистичности рояльного звучания, которые недоступны при тупом воспроизведении сэмплов, будь они потом трижды трансформированы огибающими, фильтрами и процессором эффектов.
Тут оказалось все тоньше и ближе к плоскости понимания музыкантов - регулируются не бесконечно-непонятные для большинства пианистов всекие частотные срезы, резонансы, LFO и перекосы клавиатуры по динамике, а прозрачные вещи - степень открытия резонатора, яркость, приглушенность и прочее - этот рояль для музыкантов, а не для программистов.
Впрочем, я больше программист, в таком случае. Но и меня сразила функция выбора позиции прослушивания: Исполнитель или Слушатель. И это оказалось крайне важно. Я это просто почувствовал. Раньше это было за гранью моего внимания - я не уделял этому значения, но теперь я в сметении: ведь сидя за роялем исполнитель слышит всегда очень отличный звук от того, что слышит слушатель - будь он в зрительном зале или на табуретке в одном метре от того самого рояля. Тут большее значение имеет психология процесса, психоакустика.
Для качественного исполнения своей партии музыканту нужен мониторинг исполнителя, а слушателю - слушательский звук - так пожалуйста - их оба есть в KRONOS-е. А поскольку этот рояльный движок есть по типу своему звук из семейства EXi, а каждый EXi-звук состоит из двух отдельных слоев (не путать с осцилляторами, слоями сэмплов в осциляторах и множеством подчастей 16-ти-частной комбинации KRONOS-а - это совсем другая иерархия), то запросто можно удвоить этот рояль и одну его половину назначить исполнительским тембром и отмаршрутизировать в мониторы исполнителя, а второй слой EXi отмаршрутизировать в аудиосистему слушателя, что восседает в зале.
Это было о живом рояльном перформансе. При записи в студии все куда проще - секвенция забивается в режиме исполнителя, оцифровывается в WAV в режиме слушателя - нет проблем.
Бог с ним с роялем. В том же МузТорге продавцы консультатны до сих пор считают, что последний из Ямаховских МОТИФов роялем вышел круче. Может оно и так (хотя куда еще круче...), но ведь не роялем единым силен KRONOS.
В неменьшей степени меня порадовали Електропиано. Их тонкая настройка оказалась столь же гибкая и понятная клавишникам самых разных категорий. Во многом это достигалось благодаря доходчивым рисункам на дисплее. Дисплей у KRONOS-а поменьше ОАЗИСовского, но неменее качетвенный, очень чувствительный и позволяет даже грубыми толстыми пальцами касаться нужных виртуальных кнопочек без промаха. У предыдущих моделей рабочих станции дисплей был существенно хуже. И по сенсорике и по графике.
У большинства звуковых движков KRONOS-а есть свои отдельные цепи обработки эффектами своего собственного алгоритма - софтового происхождения. Отдельная страница в граф.интерфэйсе отвечает за мониторинг их процессорной загрузки - процентов 15-20 показывает при активной игре на Электропиано. Можно догадаться, что много электропиано одновременно он не выдержит - захлебнется. Но это же не только электрописано касается - всякие колесные оргАны , четверка виртуально-аналого-моделирующих синтезаторов - MS-20, Polysix, MOD-7, STR-1, да и супер-рояль SGX-1 - все этом имеет свои виртуальные цепи обработки... Благо, что есть традиционные и аппаратно-независимые 12 разрывов и 4 мастер/тотал эффектов - то, что было еще в ОАЗИСе. Но в совокупности система обработки эффектами тех или иных партий оказалась в KRONOS-е существенно круче.
Меня долгое время - практически все эти 2 часа мучил вопрос: поскольку все звуки в KRONOS-е подразделяются на две основные категории - HD-1 (это традиционное воспроизведение мультисэмплов, правда очень высокого качества) и EXi (это все остальные 8 движков KRONOS-а: SGX-1, EP-1, CX-3, AL-1, MS-20, Polysix, MOD-7, STR-1 - подробнее о них читайте в моем предыдущем обзоре), то можно ли как-то самостоятельно назначать причастность к той или другой категории той или иной звуковой программы, ведь в последнем пустом банке звуков KRONOS-а все программы были определены как HD-1... Мне не удалось найти на страницах редактирования программы перевод ее в категорию EXi.
Позже выяснилось, что принадлежность программы к той или другой категории определяется свойством банка звуков в котором она "живет". В самом первом банке живут только EXi-программы. Остальные могут быть перенастроены в режиме GLOBAL.
Разумеется такая архитектура не позволяет выстраивать в одном банке последовательности звуков разных категорий. Но для этого и есть режим "SET LIST", в котором легко можно сосредоточить в нужном порядке самые разные пресеты из самых разных банков в нужной для перформанса последовательности.
Вернемся к звучанию инструмента.
Уже не один я высказываю мнение, что звучит KRONOS заметно ярче своего предшественника OASYS-а. И не просто ярче, а как-то магически захватывающее - берешь несколько нот и ловишь себя на мысли, что не можешь остановиться - пошла волна созидания из ничего - какие-то мелодии, фразы вдруг рождаются на гребне арпеджиаторных кармических волн - пресеты сделаны отменно.
Отдельно хочу отметить звучание барабанов - новая Корговская придумка - модуль формирования и обработки барабанных звуков AMBIENT DRUMS оказался весьма эффективной штукой - барабаны звучат очень впечатляюще. Можно и карму и все остальное выключить - играть просто под драм-трек - все равно заводит и наполняет энергией.
Может быть поэтому мне не удалось прощупать большую часть тембров заложенных на заводе в KRONOS - я постоянно зависал на первых попавшихся звучаниях, меня тянуло в импровизацию. Нравилось практически все, даже то, что изначально было не в моем стиле.
Я параллельно записывал свои звукоизвлечения, но были они весьма грубы и некачественны. И все же я их прилагаю к этой статье. Может быть в них вы услышите хоть часть мощи этого невероятного инструмента.
Еще один абзац хочу посвятить дизайну. На всех фотографиях в интернете KRONOS смотрится в разы хуже, чем он есть на самом деле. А вот в личном присутствии поражает эстетикой и изяществом. Я знаю, насколько важна музыкантам элегантность инструмента на котором музыкант играет. Так вот KRONOS хорош и этой своей частью. Интерфэйс удобен, кнопки, хоть и сильно заужены, но срабатывают хорошо, очень приятное колесо ввода данных - на ТРИТОНах был паршивым в сравнении с этим. А вот убранные на дисплей пэды - это конечно же глупость и результат экономии - я врядли буду стучать по этим написованным пэдам, да и натренированные к правильной динамике пэдовые барабанщики ничего не смогут на этом подобии изобразить. Но будем пока считать, что это единственный ляп дизайнеров и разработчиков (а может - менеджеров) компании Корг. В остальном же инструмент более чем достойный.
39 примеров звучания гиперстанции Korg KRONOS 61 :
Приложения к статье:
Korg KRONOS краткий обзор новой гиперстанции | обзорная статья Андрея Климковского
Korg KRONOS on www.korg.com [на английском языке]
Korg KRONOS on www.korgmusic.ru [на русском языке]
Korg KRONOS presentation on YouTube
Korg KRONOS дискуссия в сообществе Электроника
Korg OASYS лучший среди равных | обзорная статья Андрея Климковского