menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

1 февраля 2013 г.

Мифы о Великих Эллинах

Так называлась одна из очень популярных лекционных программ Московского Планетария из эпохи "ушедшего навсегда вчера".

Для ясности сообщу, что в ту эпоху все лекционные программы Московского планетария подразделялись на три большие кучи: Лекции эксклюзивного характера, что проходили лишь раз и более не повторялись ( и очередь, что бы попасть на такую встречу-лекцию порой тянулась до Зоопарка - это лекции типа "Трибуна Учёного" - как мы видим оно и сейчас примерно так же ); Лекции в живом исполнении, когда лектор и текст читал и всем сложнейшим оборудованием управлял ( эти лекции наверное были в большинстве и читались каждый раз и каждым лектором несколько по-своему, и бывало даже так, что уходили очень далеко от заявленной темы ); Автоматические лекционные программы, которые шли в записи, а все оборудование управлялось программным комплексом Московского Планетария, которое в те годы было не менее впечатляющим феноменом, чем, скажем, Большой Адронный Коллайдер ( такие программы создавались годами, к их созданию привлекались лучшие чтецы театров и актеры, подбиралась особая музыка и конечно же столь же тщательно прорабатывался весь визуальный ряд создаваемый уникальным проекционным оборудованием ).

«Мифы о Великих Эллинах» - яркий пример автоматической лекционной программы. Ее автор - Станислав Васильевич Широков - человек наполнивший Московский Планетарий особым духом - возвышенным и неистребимым - уж сколько лет, как прошла эпоха тех замечательных путешествий среди звезд и погружений в историю человечества, а Московский Планетарий все еще живет тем удивительным духом, теми настроениями. И даже в интернете попадаются отблески тех бриллиатов, что когда-то сияли ослепительно и заражали этим сиянием и духом всякого пришедшего под звездный купол.



Астрономия, будучи наукой точной, удивительным образом тесно связана с мифологической тематикой. Произошло такое по той причине, что все ранние попытки человечества объяснить устройство мироздания не могли опираться лишь на наблюдательный опыт - он был ограничен возможностями глаза, зато фантазия человеческая во все времена была неограниченна - и рано или поздно все попытки человека античной эпохи понять, как устроен Мир, превращались в размышления на тему : "Как Мир должен быть устроен". То есть по сути человек умозрительно рисовал на небе отражение своего морального закона, своих устремлений и лучших проявлений жизни земной, перенося на небо все, что по его разумению было того достойно. И когда мы знакомимся с мифологией тех или иных народов, мы можем получить довольно точное представление о зрелости и духовном богатстве той или иной части человечества.

Древние греки по этой части превзошли многих и оставили после себя удивительные легенды, которые мы сейчас называем мифами. В них содержится немало чисто астрономического контента - по ним можно судить о развитии науки о звездах у древних эллинов, но и о том, каковы были они сами.

А сами они были, как не от мира сего. Книга Михаила Гаспарова "Занимательная Греция" начинается с утверждения, что древние греки - пришельцы на своей земле, и первые из них пришли из краев более северных. Можно сколь угодно много рассуждать о миграциях и странствиях тех или иных народов. Это целое направление в археологии и антропологии, но все же - слово "пришельцы" в строках Гаспарова звучит двусмысленно. Если обратиться к той же греческой мифологии, то там есть подтверждение мистическому значению слова "пришельцы", потому, как "лучшие" из греком имели божественное происхождение, а Боги греков в некотором смысле спустились с небес...

Вот может быть поэтому до сих пор культура и мифы Древней Греции приводит нас в трепетный восторг и во многом до сих пор определяют многие понятия, которые в материально-ориентированной земной жизни вряд ли могли быть выращены сами - это честь и достоинство, это величие духа, это стремление к непознанному и уважение ко всему небесному.

Быть может кто-то возразит: "А как же Вавилон и Персия, Египет и Рим, Индия и Китай в конце концов?!"

Индия и Китай - это история совершенно отдельная и сравнивать культуру этого региона нашей планеты с малюсенькой Грецией я бы сейчас не стал, хоть и тема крайне интересная. А вот сравнение Древней Греции с Вавилоном и Персией, Египтом и Римом, Карфагеном и Древним Израилем явно не в их пользу. В этих странах и у этих народов во все времена приоритетными было поклонение богатству и роскоши, стремление к комфорту и знатности. И все это было полной противоположностью идеалов древних греков, которые предпочитали прозябать в бедности, но не увязнуть во злате, погибнуть на поле боя, но не сдаться врагу, потерять все, но исполнить долг. Цари древнегреческих полисов жили чаще всего столь же просто и бедно, как и обычные воины - многие крестьяне и торговцы жили богаче царей, но "копание в земле" и "торгашество" в Древней Греции не считалось достойным занятием. Самыми возвышенными занятиями считались науки, служение Богам, военное дело и атлетические состязания, которые так же богам посвящались, а не низводились до хвастовства.

Во многом поэтому до сих пор эта маленькая раздробленная Средиземным морем и изрезанная горными горными хребтами часть Земли - Балканский полуостров - считается колыбелью цивилизации. Именно Древней Греции мы по сей день обязаны всем лучшим из того, что имеем в душе. Увы, но с веками и тысячелетиями прошедшими с той Великой Эпохи, мы все больше теряем это наследие. Продолжаем терять и сейчас, когда стремление к комфорту и поклонение "золотому тельцу" все больше занимает наше внимание. И тем ценнее всякое воспоминание о Древней Греции.

Московский Планетарий будил эти воспоминания. и продолжает будить. К сожалению тот гигантский лекционный репертуар, который наполнял расписание лекций в 70-х - 80-х практически утрачен - на новом оборудовании эти программы вот так просто запустить невозможно и требуется полная переделка. Но Планетарий активно занимается этим и уже три автоматических программы-лекции в Московском Планетарии созданы в новую эпоху. Это программы "Под Небом Планетария", "Звезды о Любви" и "Возвращение к звездам". Для меня большая честь, что две из них идут с моим музыкальным сопровождением ( когда я учился в астрономических кружках при Московском Планетарии, я и представить тогда не мог, что такое когда-то будет возможно ). И я очень надеюсь, что шедевры созданные Станиславом Васильевичем Широковым - такие замечательные лекции как "В тени небесных тел", "Небо прекрасной Эллады", " Мифы о Великих Эллинах" будут воссозданы вновь уже на новом технологическом уровне, тем более, что занимается сейчас созданием лекционных программ для Московского Планетария ученица Станислава Васильевича Фаина Борисовна Рублева - научный директор Большого Планетария Москвы.

Недавно я наткнулся на аудиозапись одной из классических лекций Московского Планетария эпохи 70-х - 80-х - лекции «Мифы о Великих Эллинах». Кто-то оцифровал звуковую дорожку этого небесного спектакля и выложил в интернет. Качество было на уровне "ничего не слышно, говорите громче!" и мне пришлось немало поработать на ее звучанием. Не скажу, что звук революционно улучшился, но стало громче ;-)))

Сегодня предлагаю Вам совершить путешествие в Древнюю Грецию и одновременно послушать запись одной из лучших лекций Московского Планетария "прекрасного далекого прошлого"

«Мифы о Великих Эллинах» | слушать запись лекции