menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

4 августа 2025 г.

«Призрак Фаэтона» — «Phaethon's ghost»

«Призрак Фаэтона» — «Phaethon's ghost». Трек из альбома «Пояс Астероидов». Видео-версия. Композитор Андрей Климковский

«Призрак Фаэтона» — первый трек альбома «Пояс Астероидов». Проект «Парад Планет»

Альбом «Пояс астероидов» здесь:

Видео здесь:

Планета Фаэтон — явление из современной мифологии. Хотя, не исключено, что и реальность здесь тоже каким-то образом присутствует.

Греческая легенда о Фаэтоне — сыне Гелиоса, угнавшего огненную колесницу отца и поплатившегося за смелость жизнью — это совсем о другом. Не о планете. Да и откуда греки могли знать о гипотетической планете между орбитами Марса и Юпитера?

Гипотезы о погибшей планете, некогда обращавшейся по орбите, вдоль которой ныне пролегает пояс астероидов, начали возникать — одна за другой — вскоре после обнаружения нескольких первых астероидов.

Открытие Урана Уильямом Гершелем в 1781 году заставило ученых более серьезно отнестись к эмпирическому правилу Тициуса-Боде, которое очень точно описывало радиусы планетных орбит (и Уран отлично вписался в это правило). Но согласно этому правилу, между орбитами Марса и Юпитера пролегала еще одна — не занятая никакой планетой — пустая орбита. И астрономы инициировали активные поиски этой гипотетической планеты.

Довольно скоро была открыта Церера. Она была весьма тусклой, и не отличалась по виду от обычной звезды. Но её занесли в список планет... и задача, как-будто была решена. Но уже через год была открыта Паллада, двигавшаяся по схожей орбите.

Открывший Палладу Генрих Ольберс предположил, что вероятно это два обломка некоторого небесного тела. И если есть два обломка, значит есть множество обломков. Их начали искать вблизи точки, где орбиты Цереры и Паллады максимально сближаются, предполагая, что это и есть точка разрушения исходной планеты. И именно здесь были вскоре открыты Юнона и Веста. Гипотеза Ольберса начала подтверждаться.

Через несколько лет любитель астрономии Иоганн Готлиб Радлоф предложил назвать гипотетическую планету Ольберса Фаэтоном, попутно пытаясь провести параллель с греческим мифом, в котором главный герой гибнет в лучах не ко времени взошедшего Солнца — кто знает, вдруг это было не Солнце вовсе, а древние греки наблюдали гибель пятой планеты?

Эта история пронзила умы и чувства писателей фантастов, которые развили сюжет — кто во что горазд. И теперь у нас в наличии не один десяток сценариев для добротных фантастических и фэнтезийных блокбастеров, часть из которых даже снята.

Наука же поспешила разочаровать поверивших в Фаэтон людей. Астероидов к тому времени было открыто уже много. Из накопленной статистики стало ясно, что суммарная масса всех "обломков" не превышает 5% от массы Луны, что для полноценной планеты маловато. К тому же, разнородный состав астероидов не позволял считать их фрагментами чего-то в прошлом единого. Если и было на месте пояса астероидов нечто большее, что могло разрушиться, то это было несколько разных небесных тел — столь же небольших, как и крупнейшие из астероидов.

Научную гипотезу о Фаэтоне пришлось закрыть.

Но — не навсегда