menu

Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец | творческий сайт и блог
Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец
творческий сайт и блог       russian | english
          Андрей Климковский - один из ведущих российских композиторов работающих в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы - "Музыка Небесных Сфер", "Звездное небо", "ALEALA" и "DreamOcean" стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает феерические живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.
             

7 мая 2003 г.

Знакомство с рабочей станцией Korg M1

Andrey Klimkovsky           Этот культовый музыкальный инструмент был разработан компанией Korg в 1987 году.

          Первые его экземпляры стоили достаточно дорого, поэтому его распространение активизировалось только к концу 80-х годов. В это время М1 оказался наиболее эффективной рабочей станцией, которую можно было приобрести за относительно небольшие деньги (2000-3000 USD).

          Это устройство объединяло в себе волновой синтезатор работающий по алгоритму синтеза AI (Advanced Integrated) разработанному фирмой Korg, восьмидорожечный секвенсор обладающий за небольшим исключением всеми функциями выносного секвенсора, четырехканальный эффект-процессор позволяющий редактировать заданные эффект-пресеты и создавать новые, микшер позволяющий микшировать соотношение громкости музыкальных партий в режиме записи/воспроизведения/редактирования данных секвенсора, и конечно же тяжелая надежная клавиатура содержащая 61 клавишу (5 октав) точно отрабатывающая динамику игры (скорость нажатия) и aftertouch (силу дожатия клавиши).

          Весь этот "джентельменский набор" упакован в прочный стальной корпус, что делает данную модель стойкой к физическим нагрузкам, но об этом позже.

Korg M1

          Внешне интерфейс управления кажется минималистичным и ограниченным, но на практике управление инструментом очень удобно и за пару нажатий на немногочисленные кнопки сразу получаешь доступ к нужному устройству, трэку, режиму.

Korg M1

          С задней стороны имеются пять аналоговых выходов:

          1 стерео - наушники, но может быть использован как полноценный линейный стерео-выход;
          4 моно линейных выхода в которые с помощью встроенного микшера можно направить разные тембры используемые в секвенсоре или комбинации и впоследствии менять соотношение их громкости.

Korg M1

          Там же находится полный комплект MIDI-портов и ручка регулировки яркости дисплея.

          Что касается разъема питания, то для разных стран и народов компания Korg выпускала немного разные модели с напряжением питания 110, 117, 127 и 220 вольт. Лично у меня прекрасно работает чисто японская модель с напряжением питания 117 вольт через адаптер 220/127.

Korg M1

          Однако такое разнообразие часто пагубно сказывалось на обладателях нестандартных для нашей страны моделей. Были случаи, когда тупые звукорежессеры не глядя на спецификацию на задней панели, включали только что принесенный в студию инструмент и удивленно слушали громкий хлопок внутри корпуса. К счастью, М1 легко поддается ремонту и подобная авария в студии "Ника" была ликвидирована за 15 минут, пока хозяин инструмента ходил за сигаретами. (Кстати, он так и не узнал, что за это время ему перепаяли конденсатор.) И тем не менее, из этого следует однозначная мораль: Не оставляйте свой музыкальный инструмент на растерзание звукорежиссерам. И бросайте курить, музыке от этого пользы никакой.

          Кратко коснемся основных технических параметров рабочей станции Korg M1:

  1. Полифония 16 нот (макс.)
  2. Мультитембральность 8 тембров
  3. Секвенсор 4400 / 7700 событий
  4. Количество банков звуков1
  5. Количество банков комбинаций1
  6. Количество позиций в банке 100 / 50
  7. Количество исходных волн 100
  8. Количество редактируемых алгоритмов эффект-процессора 33
  9. Количество паттернов 100
10. Количество возможных песен в секвенсоре 10
11. Размер обновляемой памяти 52 кБ
12. Вес 14 кг
13. Цена:
      на момент разработки: 5000 USD
      в 1990 году 2000 USD
      в 1995 году 1000 USD
      в 2000 году   500 USD
      сейчас можно найти б/у   300 USD

          Теперь рассмотрим технические характеристики подробнее:

          16 нот полифония - это много или мало? Не много. Но вполне хватит для эмитации джаз-бэнда или скрипичного квартета. Для оркестра это будет катастрофически недостаточно, так же как и для электронно-медитативных экспериментов, где только для реализации хорошего объемного "подклада" может потребоваться ~32 ноты. По современным меркам, когда стандартом является 64-нотная полифония, 16 нот это очень мало, но 15 лет назад это было "в самый раз".

          Мультитембральность - возможность использовать звучание нескольких разных тембров одновременно. С середины 90-х и по сей день стандартом является возможность одновременно воспроизводить/записывать до 16 разных тембров. Но М1 был первой ласточкой среди подобных инструментов и имел в этом плане ограничения, которые с успехом преодолевались покупкой второго аналогичного инструмента.

      Секвенсор - устройство позволяющее записывать/воспроизводить/редактировать последовательности нот и команд вводимых пользователем (музыкантом). Воможности секвенсора лимитируются несколькими параметрами:

1. Объемом памяти( 4400 / 7700 )
2. Количеством дорожек8
3. Длиной дорожки 250 тактов
4. Разрешением 1/48 бита
5. Опциями редактирования
6. Энергонезависимостью

          Секвенсор М1 работает в двух режимах. В одном случае объем памяти секвенсора составляет 4400 событий (при этом в банках звуков и комбинаций содержится по 100 пресетов). В другом случае объем памяти секвенсора увеличивается до 7700 событий (но тогда банки звуков и комбинаций урезаются до 50 пресетов, что неудобно при работе над произведением), хотя если нужно сделать длительную и насыщенную композицию, другого выхода нет.

          Если говорить о моем опыте работы с Korg M1, то я старался уложиться в 4400 событий, а мой хороший друг и тоже композитор-электронщик - Алексей Островский (более известный как Тихо Браге) все время работает в режиме 7700.

          Есть очень хороший способ сэкономить память секвенсора - использовать патерны - конструкции, которые повторяются многократно - например, ритмические рисунки, которые могут делать несколько "оборотов" без изменений. Тогда в какой-то дорожке указывается только номер этого патерна при каждом его использовании. А ноты (или события секвенсора) расходуются только один раз - при записи паттерна.

          Я не рекомендовал бы пользоваться этим приемом черезмерно, так как и в Korg M1 и в других последующих моделях в случае, если одновременно в секвенсоре используются несколько паттернов, процессор, который руководит всем процессом воспроизведения не справляется с потоком данных (требуется одновременно "вспомнить" содержание нескольких паттернов и воспроизвести) и делает задержку во времени, которая хоть и мала, но не настолько, чтобы вовсе ее не заметить, а особенно музыканту. Так что: барабаны, бас, стрингс и еще какую-нибудь часто повторяющуюся ритм-партию, но не больше, можно реализовать с помощью паттернов, а остальное придется прописывать традиционно, ноты на дорожку.

          Теперь о самих дорожках: их восемь. Это мало, но только теперь, а тогда - в 80-х это было больше, чем достаточно. Послушайте поп-музыку 80-х, где там в песне больше 8 партий?

          Длина дорожки 250 тактов. Надо заметить, что такие длинные произведения создавать с помощью M1 черезвычайно трудно. Дело в том, что (а не все это знают) 4400 или 7700 событий секвенсора это не 4400 или 7700 нот. Нот всегда гораздо меньше. А что считается событием секвенсора? Все что угодно. Например пустой такт равен одному событию.

          Давайте посчитаем. Допустим, мы решили создать глобальное электронное музыкальное произведение с темпом 60 bps размером 4/4 и длиною в 250 тактов. На все 8 дорожек. Мы получаем пространство в 2000 тактов, то есть 2000 событий секвенсора уже потрачены. А сколько будет длиться это произведение?

          250 тактов = 1000 bits = ~ 16 минут, то есть совсем не много, а у нас осталось в лучшем случае 5700 нот, что на полноценное произведение может не хватить.

          И тем не менее мне удавалось создавать вполне законченные произведения продолжительностью 16, 25, или даже 31 минуту. Это достигалось двумя действиями: уменьшением темпа до 40-45 bpm и изменение размерности такта с 4/4 до 6/4.

          Теоретически, максимальная длина музыкального произведения может составить 37 с половиной минуты. Но мне не удалось достигнуть этого предела. Ведь это должно быть именно музыкальное произведение, а не тупой набор нот и спецэффектов.

          Разрешение секвенсора как раз та величина, на которую минимально возможно сместить одну или несколько нот. Это очень важный параметр. От его величины зависит точность записи музыкальных партий. 1/48 бита это достаточно грубое разрешение и чтобы достигать эффекта живой игры приходится использовать темп от 90 bpm и выше. Такой недостаток (низкое разрешение секвенсора) M1 получил в наследство от эпохи, в которой он создавался.

          В эпоху максимальной его популярности все новые рабочие станции и секвенсоры уже имели разрешение 1/96, а сейчас эта величина достигла 1/192 (в аппаратных секвенсорах) и даже 1/384 в компьютерных программах, типа Cubase и CakeWalke.

          А M1 (несмотря на то, что его несколько раз модифицировали, пока не сняли с производства) так и остался с низким разрешением секвенсора, что создает проблемы при программировании форшлагов на ударных и перебирании гитарных струн.

          Редактирование секвенсора происходит под девизом "все вручную", то есть если вы захотите транспонировать партию, изменить динамику нажатых нот (выравнивать по громкости и пр.), специфическим образом отквантовать или прописать последовательность контроллеров, то все это придется делать ручками и автоматика здесь не поможет. Максимум, на что она способна - это скопировать часть трэка, вырезать часть трека, избирательно стереть его содержание в определенном участке, отквантовать часть трэка по традиционным долям и запомнить удаленную ноту.

          Это несколько неудобно, но только тогда, когда уже привык использовать устройства и программы, которые более автоматизированы в отношении простейших операций. Тем более, что интерфейс M1 позволяет делать все "ручные" операции по редактированию с максимальной легкостью и удовольствием.

          Отдельно выделю то обстоятельство, что память рабочей станции Korg M1 энергонезависимая.

          Во-первых: далеко не все синтезаторы и рабочие станции обладают этим качеством памяти.

          Во-вторых: проживая в стране, где электричество могут выключить в любой момент, безо всякого предупреждения и нет практически ни одного населенного пункта, где электричество текло по проводам стабильно, в количестве обещанных 220 вольт, всегда есть риск потерять начатую работу, если работаешь на рабочей станции с энергозависимой памятью.

          Актуальность энергонезависимости памяти удваивает еще и то обстоятельство, что встроенного дисковода в M1 нет. Это печально, но тут наверное стоит вспомнить, что в середине 80-х, когда создавался инструмент, популярных ныне 3-х дюймовых дисководов не делали и если бы конструкторы додумались запихать вовнутрь этого синтезатора 5-ти дюймовый девайс, то навсегда угробили бы безупречный дизайн музыкального инструмента.

          Лично я предпочитаю пользоваться внешним мидифайлером Yamaha MDF-2. Перезагрузка занимает секунд 20 и на дискету влезает ~15 полноценных песен, включая банк звуков и глобальные установки для каждой песни.

          Вернемся к памяти M1. Более надежного устройства я не видел. Если у вас есть 100% свободного места, то вы можете использовать его на все 100%. То есть синтезатор не будет сопротивляться введению новой информации, когда места останется 15%. И будет хорошо себя вести до последнего процента. А когда и тот иссякнет, то вежливо сообщит, что больше, извините, некуда.

Korg M1

          У меня был всего один случай, когда M1 кинул меня и сбросил всю информацию, но я был крайне некорректен в обращении с ним и раз 20 пытался переполнить его память в критических условиях, когда использовалась полная длина трэка.

          Во всех остальных многочисленных случаях моего некорректного поведения до и после этого он держался молодцом.

          Все звуки используемые в M1 делятся на две категории:

          1. Internal (внутренние, хранящиеся в единственном банке инструмента)
          2. Card (звуки хранящиеся во внешней Rom-карте)
          И те, и другие могут присутствовать в количестве 100 или 50 звуков. Это зависит от режима реализации памяти M1 или емкости карты соответственно.

          С комбинациями ситуация полностью аналогичная.

          Пришло время рассказать о синтезе звука в рабочей станции Korg M1

          Синтезатор Korg M1 - цифровое устройство, работающее по алгоритму волнового синтеза AI. В отличие от аналоговых синтезаторов, здесь синтез начинается не с "нуля", то есть началом процесса является не элементарное колебание тока на выходе генератора или пилообразной волны, а уже готовые семплы.

          Эти сэмплы зашиты намертво в схеме рабочей станции и незаменимы. Всего их 100 штук. Среди них присутствует определенное разнообразие начиная от примитивных волн, таких, как "Syne"(синус), "Pulse", "Triangle" и "Saw", то есть пилообразный контур и заканчивается специфическими семплами, такими, как "Lore" и "Flexatone", проходя по очень хорошо для того времени засемплированным роялям, электропиано, органам, гитарам, ударным, духовым и басам.

          И так с этого все начинается, и дальше звук попадает в огибающую тона, где создается зависимость тона звука от времени и силы нажатия клавиши.

          Задаются такие важные параметры как высота и время атаки, время разложения до номинального уровня тона (задаваемого номером нажатой клавиши), а так же время и уровень выхода при отпускании клавиши.

          Поскольку в создании одного тембра могут участвовать два разных сэмпла одновременно, то эта опция задается для каждого сэмпла отдельно.

          Это отличает Korg M1 от рабочих станций следующих поколений, где разработчики очевидно решили на чем-то сэкономить и в новых моделях при double-режиме обоими сэмплами руководит одна общая опция.

          Лично я многократно пользовался возможностью раздельной регулировки огибающей тона для каждого из входящих в состав тембра сэмплов.

          Следующим этапом синтеза звука в M1 является Сut-off-filter.

          Фильтр обрезает частоты выше определенного уровня и зависит от времени и силы нажатия. Здесь тоже выстраивается огибающая, все параметры которой могут разным образом зависеть от силы нажатия клавиши и участка клавиатуры, где взята нота.

          Далее уже прилично "извращенная" волна попадает под огибающую управляющую амплитудой сигнала. Здесь можно настроить продолжительность атаки и ее высоту, время ниспадения до точки перелома и уровень перелома сигнала, время подъема до номинального уровня и продолжительность релиза сигнала.

          Для всех этих параметров можно создать зависимость от скорости нажатия клавиши и участка клавиатуры, где произведено нажатие.

          И уже на последнем этапе синтеза, сигнал попадает под воздействие двух генераторов LFO, которые создают эффекты вибрато по высоте тона и глубине фильтра Cut off.

          Последним этапом синтеза является обработка сигнала эффект-процессором.

Korg M1

          Теперь перед тем, как подвести итог, хочу пару слов сказать о надежности инструмента Korg M1. О стабильности работы секвенсора я уже упомянул. Он старательно записывал всю введенную пользователем информацию до последнего свободного процента, до последней возможной ноты или контроллера. Эта информация сохраняется в памяти M1 при любых обстоятельствах, будь то внезапное исчезновение напряжения в розетке или понижение его раза в полтора, что вполне возможно на нашей территории. Когда все другие устройства отказываются функционировать или работают некорректно, Korg M1 держится как ни в чем ни бывало.

          Мне рассказывали, как Korg M1 упал со сцены (с клавишной стойки) в оркестровую яму и хуже работать от этого не стал. Сам видел в 1991 году в магазине Petro Shop (ст.м. Новогиреево) б/ушный M1 с такой вмятиной в 3-х миллиметровом стальном корпусе, что можно было предположить, что по нему проехал товарный вагон. Я спросил у продавца, почему этот битый аппарат стоит целых 67 тысяч (уже поклеванных инфляцией ельцинских рублей). А тот невозмутимо ответил, что в нем все работает. Наверняка так и было.

          И наконец, мой личный M1 1988 года выпуска вывалился из автобуса на приличной скорости (как я его не берег). Он был в деревянном кофре. Тем не менее любой другой Роланд, Энсоник, Алесис или Ямаха, не пережил бы такого удара. С моим Коргом Ничего Не Случилось. О легких ударах и падениях, коих было очень много, ведь я часто даю концерты, писать нет смысла.

          И все же у M1 есть ахиллесова пята. Те самые немногочисленные кнопочки на панели управления.

          Мне кажется, что они могли бы безупречно работать пять и десять лет, но через 15 лет начинает окисляться метал в контактах переключателей, и кнопочки уже срабатывают не каждый раз. И чем дальше по времени, тем хуже. Особенно это касается тех инструментов, которые не эксплуатировались несколько лет.

          В данном случае важно не давать инструменту подолгу "отдыхать". Работа его спасает. И от частых соприкосновений контактов окисел немного разрушается.

          Поскольку Korg M1 очень распространенная рабочая станция, то возможен ремонт и даже полное восстановление всех поврежденных и устаревших узлов. Стоит это сейчас от 50 до 100 $. Главное - не отдать инструмент в руки плохого мастера. И он вам прослужит еще не один десяток лет. Если в этом будет необходимость.

Korg M1