menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

9 мая 2017 г.

«Снова в небе» - три версии композиции из начала нулевых

          Внезапно оказалось, что мне предстоит большая и не очень творческая работа (хотя, это как посмотреть - любую работу можно превратить в творческую, а уж эту - сам Бог велел) по разбору старого архива набросков и черновиков, когда-то давно сохраненных на дискеты. Было время, я не заботился о растущем в длину и ширину (и в глубину!) долгом ящике, куда складывал те композиции, которые не готов был реализовать здесь и сейчас. А потом, устройство ввода-вывода сломалось - дискеты есть, а воспроизвести их не на чем. И надо добавить, что это совершенно особые были дискеты - на привычном для многих из Вас компьютерном дисководе их не воспроизвести, и в синтезатор не загрузить с них информацию. И эту историю я Вам уже рассказывал пару новостей назад. Но может быть кто-то не читал.

          А сейчас нашлось другое устройство. Оно тоже оказалось сломано. И сломано тем же самым макаром. Но в этот раз я сумел его починить. И теперь, с одной стороны - мне дико стыдно за себя, что я столько лет тупо тормозил и не мог заставить себя сделать простую вещь - пассик подобрать и поменять (только и делов-то); а с другой стороны - такая радость распирает от встречи с давно забытыми и, казалось бы навсегда потерянными мелодиями, что я каждую из них тут же переделать или хотя бы как-то улучшить рвусь. Но всего не переделать в один момент.

          Вот сегодня я добрался до очередной мелодии, пересохранить которую вот так просто я не смог - решил с ней немного повозиться. Это композиция «Снова в небе» написанная году эдак в 2000-м для особого проекта под названием «Ночной полет».

          Недавно я уже рассказывал о двух несостоявшихся альбомах - «Люди-Птицы» и «Рассветы и закаты», а говоря о них, я вскользь упомянул и «Ночной полет», хотя, конечно не рассказал всех подробностей. Вот, сейчас пришло время.

          Многие из Вас знают, что я неравнодушен к музыке группы «Space». Я на этой музыке вырос, а композиции Didier Marouani были для меня своего рода учебным пособием. Какое-то время я очень стремился сделать нечто такое, что бы слушатели обманулись и сказали, что это «Space». Мне казалось, что тогда я бы имел полное право сказать себе: "Я научился!" А еще я очень ждал новых творений от своего кумира юности. А он уже почти ничего не писал. Это было печально. Ну как же так! Я только с этим познакомился, только открыл этот прекрасный мир звездной музыки, а тот, кто все это дело придумал, вдруг закрывает его. И неосознанно у меня внутри созрела необходимость вести это дело пока мой "учитель" не возьмется за дело вновь, а может и вообще всю жизнь, что бы не кончалась на Земле звездная музыка.

          Прошло много лет, прежде чем я дождался от Didier Marouani новой пластинки. Я к этому времени уже перестал подражать ему и узнал о существовании огромного числа других творцов в этой области, и о существовании огромного количества не менее интересных направлений в электронной музыке, и даже придумал в ней чисто свое что-то. И когда я уже было позабыл про своего давнего наставника, как он вдруг приезжает в Москву с новым альбомом.

          Я уже не питал надежд услышать нечто новое, свежее и захватывающее с головой и сердцем. И надо признать, что альбом, который Дидье вез в Россию 10 лет вряд ли мог быть сравнен с его первыми пластинками, которые писались за месяц. И я как-то расстроился даже слегка. Но потом вспомнил, что - "А я то на что?!"

          И я написал письмо человеку, который выступал тогда в роли менеджера по связям с общественностью и даже (за отсутствием более хваткой персоны) в роли продюсера группы «Space» - Себастьяну Маруани - старшему сыну моего любимого композитора. Суть, изложенная в письме была такова: "Я здесь в России пишу музыку примерно о том же же. И может быть мсье Маруани будет заинтересован в совместном проекте. Музыка прилагается.".

          Себастьян ответил незамедлительно. Да - Дидье действительно нуждается в новых мелодиях и эти ему понравились. Он интересуется, что там еще есть. Я выслал еще несколько демо-записей. Но следующий ответ я получил уже не так скоро. И он был не от Себастьяна. Мне ответил некто Патрис-Ришар - новый и теперь уже настоящий продюсер группы «Space». И вопрос он ставил ребром: "Мистер Климковский, сколько денег вы готовы предложить за сотрудничество с мсье Маруани?". Я ответил, что, вообще-то я готов предложить музыку, а не деньги. А Патрис-Ришар сообщил, что без денег сотрудничать они не могут. Деньги нужны, а не музыка. На том наша переписка временно прекратилась. А возобновилась она несколько лет спустя уже по другому поводу. (В следующий раз Патрис-Ришар грозился подать на меня в суд за то, что я сделал репост на своем сайте видеозаписи нескольких фрагментов концерта Маруани, сделанной одной моей знакомой на мобильный телефон. И тогда он припомнил мне, что "Если бы Вы правильно распоряжались Вашим талантом, мистер Климковский, Вы давно были бы богатым и знаменитым. А Вы зачем-то пиратством занимаетесь!" Тогда я на него обиделся. А теперь считаю, что он прав.)

          Но как бы то не было, а мелодии эти в русле первоначальной задумки не реализовались. И я придумал им другое применение - то, что не удалось сделать с Маруани, можно сделать и самому. Почему бы действительно не собрать музыкантов и не создать группу. Вот и название есть хорошее: «Ночной полет». И материал для первого альбома уже написан...

          Мне тогда очень хотелось, что бы в этом проекте все было по-настоящему: живые барабаны, обязательно живой бас и гитарные партии. И что бы пластинка была не слишком длинная - максимум минут 40, что бы можно было издать на виниловом носителе. В общем, что бы это не был очередной альбом Андрея Климковского, но был вполне себе самостоятельный музыкальный проект - не хуже, чем «Space».

          Но жизнь показала, что невозможно одному человеку разорваться на 100500 проектов. А при попытке сдюжить нечто такое? творчество как правило страдает. В данном случае это вылилось в нереализуемость многих неплохих по сути идей. Музыка написана, аранжировка придумана, а альбома нет. И вдвойне досадно, что страдает в этом случае не какая-то дежурная музыка, а хорошие темы, вполне способные при должном продюсировании стать явлением ничуть не уступающим «Space». Но они этим не становятся, а просто лежать где-то там на дискетах и всё...

          К счастью, было и хорошее - эти мелодии все же увидели свет (или может быть про них лучше написать: "Услышали звук"?) в составе каких-то других пластинок. Вот примеры:

          Но остались еще 5 мелодий, которые никуда не вошли. А ведь они ничуть не хуже. И даже на концертах исполнялись.

          И сегодня я нашел одну из тех "потеряшек" - композицию с названием «Снова в небе». Она в 2004-м году считалась уже законченной. Я, разумеется, не отказался тогда от живых барабанов и гитар, но считал, что свое дело я сделал: аранжировка готова. Теперь предстоит запись.

          Это, между прочим, была очень важная пьеса - она должна была открывать альбом. Её задача - познакомить слушателя с героическим звёздолётом по имени «Ночной Полет». Идея предполагала такое позиционирование предмета, что всем он давно известен и знаком как тот "Ёжик", что перебежал дорогу малышам на прогулке в детском саду - "И песенки про него пели, и мультики смотрели, и даже книжки читали, а вот как его зовут никто сказать почему-то не может". А ведь когда-то давно этот космический крейсер спас Землю от вторжения пришельцев, потом во время патрулирования кольца ледяных астероидов его экипаж подобрал терпящую бедствие экспедицию. Несколькими месяцами позже звёздный корабль «Ночной Полет» первым вышел за предел гиперсветовых скоростей и сумел донести информацию о Земле и ее обитателях до представителей сверхразвитой цивилизации скопления Плеяды. Его уже не ждали обратно, но он благополучно вынырнул из гравитационнного тоннеля в районе Плутона, и еще не раз он удивлял своей поразительной удачливостью капитанов экипажей других кораблей...

          Но однажды совершая дежурный рейд в окрестностях Облака Оорта «Ночной Полет» пропал с радаров. В это никто не мог поверить, но шли годы, а он не появлялся. И в какой-то момент с этой потерей люди свыклись и даже забыли о нем, утратили всякую надежду на его внезапное появление...

          Но в один прекрасный день на радарах Дальних Станций Слежения за кораблями Земного Космического Флота появился отчетливый и хорошо знакомый силуэт... Надо ли говорить, какое ликование поднялось на всей планете от известия о том, что «Ночной Полет» вернулся, что экипаж его жив-здоров и что нас ждут рассказы о неизвестных подвигах и приключениях этих удивительных и отважных людей.

«Снова в небе»

  1. Снова в небе | Перезапись 2017 на Korg M1 & Korg TRITON Extreme
  2. Снова в небе | Поканальное сведение 2004
  3. Снова в небе | Живое исполнение 22 декабря 2004 года

          Лично мне это произведение представляется очень удачным - удачно написанным. В нем есть и лирическое вступление, и пронзительная, словно вой сирены, основная тема, исполненная все в глиссандо (хотя мой основной инструмент того времени - Korg M1 - глиссандо не отыгрывает, но мне удалось реализовать в нем этот исполнительский прием), и тема припева здесь очень освежает намеренную монотонность главной темы, и имеет некоторое стилистическое смещение в сторону более современной и немного кислотной музыки, но - умеренно. Когда мы исполняли эту композицию на концертах, ко мне всегда подходили люди испрашивали - "Из какого альбома? Можно ли ее купить на диске?" - выделяли из общего ряда других произведений.

          Но уже лет 12, как я не исполняю эту композицию, а тут еще и осознал, что у меня не сохранилось качественной ее записи. Есть только концертная версия 2004 года и бета-версия на сайте в качестве 64 kbps - ведь я ее поканально сводил, а результат этого сведения утрачен - только интернет-превьюшка осталась.

          И тогда, найдя сегодня эту партитуру, пресохранив ее благополучно, я решил максимально просто сделать ее новую запись. Понятно, что для современных требований к музыке эта аранжировка примитивна и груба. К тому же полифонии (многоголосия) рабочей станции Korg M1 для одновременного звучания всех партий недостаточно. И по хорошему надо тут переделывать все от начала до конца. Но я решил сейчас обойтись минимумом усилий и получить максимум результата: внятно звучащий трек «Снова в небе». Для этого я вывел солирующую партию из Korg M1 по MIDI в Korg TRITON Extreme, а оцифровал весь микс с помощью Korg KRONOS. Микшировать в реальном времени пришлось посредством пульта ALTO L16 и это худшее, что могло случиться со звуком. Но я это пережил. Надеюсь, что при прослушивании результата переживаете и Вы.

          И еще на закуску я оставляю Вам переозвученную видеозапись живого исполнения трека «Снова в небе» на концерте в КЦ «Путь к Себе» 22 декабря 2004 года, где мне отлично подыграли Никита Калуцкий на электро-гитаре и Роман Калинин на бас-гитаре. А Александр Трунтаев свёл всё это в хорошо сбалансированный микс. Между прочим за микшерным пультом на конференции KLEMCon в Нижнем Новгороде 29 апреля этого года тоже сидел Саша Трунтаев. И звук тоже был отменный.



Комментариев нет:

Отправить комментарий