menu

Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец | творческий сайт и блог
Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец
творческий сайт и блог       russian | english
          Андрей Климковский - один из ведущих российских композиторов работающих в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы - "Музыка Небесных Сфер", "Звездное небо", "ALEALA" и "DreamOcean" стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает феерические живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.
             

13 ноября 2014 г.

Korg KRONOS 2 - Новая версия того, что уже было

          Сегодня - 13 ноября 2014 года - корпорация Korg неожиданно заявила о появлении новой версии своей флагманской музыкальной рабочей станции Korg KRONOS. Удивительно в этой истории то, что новый продукт позиционируется под все тем же старым названием: Korg KRONOS. Цифра "2", которая фигурирует в заглавии этой статьи, на сайте разработчика используется лишь в веб-адресе страницы посвященной новому продукту:

http://www.korg.com/us/products/synthesizers/kronos2/

Korg KRONOS 2 - Новая версия того, что уже было | Андрей Климковский           Что же на самом деле случилось со знаменитым КРОНОСом?

          Для начала (как обычно) немного истории.

          В 2005 году Корг выпустил знаменитую гиперстанцию OASYS, которая на тот момент была чем-то совершенно фантастическим и на несколько шагов обгоняла все существующие тогда музыкальные рабочие станции. Ее отличительными характеристиками являлись:

  • несколько звуковых движков в одном корпусе (несколько принципиально разных типов синтеза звука)

  • 16-трековый аудио-рекордер (подобие многоканального магнитофона для записи живых инструментов и голоса)

  • мощный комплекс микширования, обработки эффектами, мастеринга (позволяющий самую сложную студийную работу производить в пределах одного устройства)

  • богатая библиотека исходных сэмплов самой высокой детализации

  • развитый и очень удобный пользовательский интерфэйс (все эти фейдеры, ручки-крутилки, обилие назначаемых кнопок, пэдов и огромный сенсорный экран)

  • открытая архитектура и обновляемое программное обеспечение, позволяющее устанавливать дополнительные библиотеки звуков и даже принципиально новые алгоритмы синтеза

          Инструмент получился эффективный, надежный, но крайне дорогой и громоздкий. В 5-октавной версии он принципиально не выпускался, а самая легкая модификация весила более 30 кг. При этом устройство имело весьма высокое энергопотребление, сильно грелось, было оборудовано внутри активной вентиляцией и из торцевых окон справа и слева постоянно шел поток горячего воздуха.

          Зато - все в одном и на самом высоком уровне.

          С одной стороны инструмент имел колоссальный успех у профессионалов. Его скупали пачками по 10 тысяч долларов за экземпляр и очередь для желающих длилась несколько месяцев.

          С другой стороны рассчитывать на широкое использование в любительском музыкальном секторе (который шире в тысячи раз) OASYS и его разработчики никак не могли - уж очень он оказался брутальным для тесных домашних студий, неуклюжим для перевозок в легковом автомобиле.

          Довольно долго OASYS оставался верхней планкой в достижении мирового синтезаторостроения. Упорно ожидаемый OASYS-2 все никак не появлялся. Очевидно технологии не позволяли сделать все то же самое, но в компактном корпусе, с небольшим весом и за доступные для любителей и средне-популярных музыкантов деньги.

          В некоторый момент весь проект был закрыт.

          В то же самое время на базе достижений и архитектуры OASYS-а был создан новый проект - KRONOS.

          Выпущен KRONOS был в 2011 году.

          По сути своей Korg KRONOS повторял все достижения OASYS-а, но в воплощении новых технологии и со значительной миниатюризацией конечного продукта. Размеры базовой версии гиперстанции Korg KRONOS сравнялись со стандартными размерами 5-октавного домашнего синта - 1050x350x125 мм - это даже компактнее многих привычных инструментов. Вес изделия оказался революционно небольшим - 12 кг (и около 20 кг в версии с рояльной клавиатурой), а цена опустилась более чем в трое.

          Korg KRONOS впитал в себя все программные разработки сделанные еще для OASYS-а и несколько новых. Таким образом количество алгоритмов синтеза возросло с трех до девяти. Большая цифра "9" стала символом нового инструмента - 9 звукообразующих принципов на выбор пользователя (с возможным смешением некоторых из них) - это действительно огромный потенциал в руках саунд-дизайнера.

          Но надо отметить, что именно по программной части инструмент имел немало багов, которые в той или иной степени успешности были исправлены либо пытались быть исправленными в регулярно обновляемых новых версиях операционной системы. Плюс к тому, изначально заложенные конструктивные пределы по части памяти уже в момент релиза были для мощностей KRONOSa тесны. Все это стало причиной того, что чуть более, чем через год после анонса KRONOS-a был выпущен Korg KRONOS X. Но ожидания пользователей во многом остались неудовлетворенными. Революции, подобной той, что случилась при переходе от Korg M3 к Korg M3 XPanded, в этот раз не произошло. И нововведения коснулись по большей части лишь дополнительного объема памяти - был поставлен еще один твердотельный накопитель на 30 GB и увеличен размер операционной памяти с 1 GB до 2 GB. По программной части были лишь исправлены некоторые явные ошибки операционной системы и добавлена возможность самостоятельно создавать и редактировать "EXs - Expansion Sample, т.е. пользовательские сэмплерные библиотеки с возможностью стримминга напрямую с SSD" (© oasys88), Но и то - лишь после очередного обновления ОС. Никаких там сенсорных фэйдеров и индикаторов звучания на дисплее, пиано-ролла и расшифровки эксклюзивных сообщений и команд в секвенсоре (как это было в Korg M3 XPanded) в Korg KRONOS не случилось. А потому эволюцией превращение KRONOS в KRONOS X считать было нельзя.

          При этом, как не странно, в каталоге актуальной продукции компании Korg оба инструмента соседствовали рядом с друг другом (демонстрируя обоюдную актуальность) еще несколько лет. А разработчики предлагали за пару сотен долларов комплект из 30GB-накопителя и дополнительной планки оперативной памяти плюс прошивку - все это вместе превращало базовый KRONOS в продвинутый KRONOS X.

          Кто-то наверное велся на это, хотя с моей точки зрения подобные апгрейды ровным счетом ничего не дают.

          А между тем обе версии - KRONOS и KRONOS X - обладали существенными недоработками по части железно-конструктивной.

          Погнавшись за компактностью и легкостью инструмента разработчики упустили очень важный момент - его долговечность. Все мы хорошо знаем, как порой выходят из строя материнские платы компьютеров при перегреве и недостаточной охлаждающей вентиляции - вздуваются конденсаторы, отслаиваются дорожки на платах, процессоры выполняют некорректные операции и портятся накопители - все от перегрева. А с активным охлаждением внутренностей, что у станции KRONOS, что KRONOS X, обнаружились проблемы - вентиляционное охлаждение было явно недостаточным. И по некоторой информации эта досадная недоработка (которую не исправить программно) стала причиной поломок многих инструментов.

          Разумеется, разработчики об этом сообщать не торопятся. Но я считаю, что именно эта причина привела к тому, что 13 ноября 2014 года Korg официально заявил о выпуске новой версии музыкальной рабочей станции Korg KRONOS - без каких либо дополнительных обозначений - никаких двоек в официальном названии и букв типа XYZ...

          Зато заметным образом изменился дизайн, как внешний, так и отображаемый на дисплее (точно такого же размера, как был раньше). Вообще, на ненадежные пластмассовые торцевые заглушки пользователи KRONOS-ов жаловались давно - эти детали плохо прилегали к металлической основе, а при разборке инструмент вообще норовил развалиться на кучу мелких запчастей. Теперь (подсмотрев идею у южно-корейского KURZWEIL PC3K) пластмассовые боковушки заменены на деревянные. Похоже, деревянный дизайн музыкальных инструментов опять в тренде. Изгиб задней панели теперь целиком весь перфорирован в мелкую дырочку - вот та самая вентиляция. Цвет инструмента стал еще более темным, воскрешая тем самым в памяти бывалых клавишников воспоминания о легендарном Korg M1. Ну, и стоит отметить, что промежуточная - 6-октавная - версия нового KRONOS-а получила рояльную механику клавиатуры в замен полувзвешенной синтезаторной. Тут даже можно узреть некоторый реверанс в сторону OASYS-76, у которого тоже была клавиатура тяжелая - с легкой клавиатурой OASYS не выпускали.

          При этом новый KRONOS оказался в любом варианте тяжелее своего предшественника. И толще.

          Вроде бы невелика прибавка в том и другом: от 2 до 4 кг массы (в версиях с разными клавиатурами) и от 2 до 4 см по толщине. Но ведь технологии развиваются, запчасти все более и более компактны, но оказывается, что теперь разработчики поняли, что даже на новой элементной базе инструмент нельзя делать столь тесным и непродуваемым внутри.

          Как следовало ожидать, базовый функционал нового KRONOS-a практически не отличается от того, что уже было 4 года назад.

          Конечно, в новом KRONOS-е по-умолчанию инсталлировано памяти ровно столько же, сколько и в KRONOS X - 62 GB SSD / 2GB - и теперь может оказаться вообще не очень понятно, чем одно от другого отличается по сути? Но некоторые отличия все же есть.

          Наконец-то немного переработан микроскопический и неудобный графический дизайн пользовательского интерфейса отображаемого на экране - его и оптимизировали немного, и увеличили размер многих важных элементов, что в некоторой степени вернуло возможность управлять инструментом тыкая пальцем, а не стилусом (хотя выкидывать стилус еще рано). Общее впечатление от нового дизайна - он стал еще более цветным.

          Появились (тоже - наконец) индикаторы уровня сигнала рядом с фейдерами - как это было на сделано в Korg M3 XPanded - идеи явно из прошлого десятилетия. Но лучше поздно, чем никогда.

          Порты USB стали теперь 3.0 и поддерживают подключение миди-контроллеров типа всяких там корговских Nano Pad и NANO Key. Это, на самом деле, очень кстати, потому, что OASYS превращаясь в KRONOS лишился своих динамических пэдов. Так теперь их можно за небольшую доп.стоимость "вернуть обратно".

          Что же до звукового функционала, то здесь тоже есть некоторые незначительные изменения.

          Звуковых движков как было девять, так девять и осталось, но первый из них - ультрареалистичное "беспетельное" пиано - Enhanced SGX-2 Grand Piano Sound Engine - представлен в новой (второй) версии. И утверждается, что общее количество звуковых форм, участвующих в формировании звуков KRONOS-а доведено 21 GB (это при том, что базовая PCM-билиотека как была 314 MB, так и осталась), значительная часть которых адресовано в направлении создания именно фортепианных и рояльных звуков, сэмплы которых не зацикливаются, а имеют полновесную протяженность вплоть до полного затухания.

          Но если говорить о полифонии нового рояльного движка, то она (как и полифония всех остальных звуковых движков инструмента - что старого, что нового) осталась без изменений.

          Дополнительное развитие претерпел режим SET LIST призванный систематизировать и располагать в удобном для концертного перформанса порядке звуковые наработки пользователя.

          Добавлена функция "поиск", если звук потерялся в дебрях многочисленных банков. Хотя, давно бы уже пора сделать KRONOS подключаемым к интернету и доверить процесс поиска тому же Гуглу, что бы можно было искать новые тембры в библиотеках пользователей других КРОНОСов, так подключенных к сети - технологии это давно уже позволяют. А вот фантазия разработчиков - пока нет.

          Больше никаких новшеств разработчики в новой версии станции KRONOS не предлагают. быть может они есть, но как-то особо не освещаются и потому найти их быть может удастся при длительном контакте с инструментом, к тому же на сайте компании руководства к новой версии KRONOS-а пока нет. Вполне возможно, что после его публикации появятся и новые подробности об инструменте.

          А пока новый KRONOS и старый KRONOS X продолжают как ни в чем не бывало соседствовать в разделе клавишной продукции корпорации Korg, хотя совершенно непонятно, зачем иметь в каталоге актуальных дивайсов 2 практически одинаковых устройства. Что ждет в будущем станцию Korg KRONOS X? - пока не известно, но скорее всего - вывод из актуального списка и прекращение производства. А придет ли в скором времени что-либо более продвинутое и современное на смену станции KRONOS - это сейчас сказать трудно.

          PS: Что еще хорошего стоит отметить, так это то, что к моменту анонсирования обновленного KRONOS-a разработчики опубликовали на сайте большое количество обучающего видео (на уровне ликбеза, конечно), которого раньше сильно не хватало.

Video Manual

Part 1- Intro and Navigation


Part 2 - Programs, Combinations and Set List


Part 3 - KARMA and Drum Tracks


Part 4 - Sequencer and Effects


Part 5 - Audio Recording and Sampling


Part 6 - Global, Disk, and Management