menu

Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец | творческий сайт и блог
Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец
творческий сайт и блог       russian | english
          Андрей Климковский - один из ведущих российских композиторов работающих в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы - "Музыка Небесных Сфер", "Звездное небо", "ALEALA" и "DreamOcean" стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает феерические живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.
             

4 июля 2014 г.

Yandex закрывает свою блогосферу Я.ру

          По сути своей любой блог ничем не отличается от персонального сайта. И хоть само название - BLOG - является не очень привычным для нас сокращением от WEB LOG = WEBLOG = WEBLOG = BLOG - 'Сетевой Журнал' (Или 'Сетевой Дневник'), но любой Интернет-Дневник сейчас располагает функционалом превращающим его в настоящий сайт - это прежде всего система меток и возможность свободно назначать даты для публикаций. И получается, что мы живем в эпоху, когда любой пользователь сети Интернет одарен возможностью (без особой квалификации и знаний HTML, программирования, опыта работы с информацией вообще) иметь свой персональный сайт совершенно бесплатно... Заведите блог и разумно его ведите - все! Больше ничего, казалось бы, не нужно.

Yandex закрывает свою блогосферу Я.ру

          Однако, не все так просто. И надо понимать отчетливо и ясно, что есть интернациональные тренды, которые описывают мировое развитие информационной индустрии, иллюстрируемые как правило положением дел в развитый странах. И есть страны третьего мира, которые занимаются подражательством, слепым переносом тенденций из Европы и Америки на нашу не всегда плодородную почву, где мало что растет. Принцип таков: "вот на западе это есть; пусть и у нас будет". Я ничуть не против - пусть побудет, а там поглядим.

И что же мы наглядели к настоящему моменту?

          Когда технологии блогов стали популярны в запад-нете (а это начало-середина нулевых), большинство российских Интернет-компаний учредили блогосферы на своей территории. Сделано это было и престижа ради - типа, "мы не отстаем, мы на гребне волны" - и, конечно же, ради денег и это даже первично. Блогосферы рассматривались (и вполне справедливо) как эффективные площадки для баннеропоказов: пользователям предоставляется бесплатная возможность вести неограниченный по размерам блог, но на каждой его странице будет небольшое рекламное пространство, за которое кто-то платит. Однако, для того, что бы кто-то давал рекламу в Блогосферах, Блогосферы должны быть активны, наполнены публикой - миллионами пользователей, а не десятком активных и сотнями тысячей пассивных, заглядывающих туда раз в году. И разумеется, ведущие российские Интернет-компании принялись вовлекать юзеров в свои Блогосферы, навязывая мысль о том, что именно там смысл жизни, счастье и будущее ваших детей... (и надо признать, в чем-то они были правы...)

          Но главного все эти создатели отечественных Блогосфер не учли - не могли учесть или не хотели, полагаясь, как и принято у нас, на Авось.

          Что же они не учли:

  1. низкий процент креативного населения (Ведь писать в блоге надо о чем-то интересном, что бы кто-то это читал и - особенно - комментировал).
  2. общая неаккуратность и нестарательность местного населения (А это выражается и в том, что все наши плоды труда имеют низкое качество - ракеты 'ПРОТОН', автомобили, сантехника, объекты строительства, которые строили не турки - это в полной мере касается и ведения личных блогов)

          В результате первого фактора отечественные Блогосферы поначалу заполнились "котиками", никому не интересными фотографиями с посиделок на кухне с пузырем, пост-перепост-фотокарточками с западных сайтов о путешествиях и бородатыми анекдотами. А вскоре даже это перестало быть интересным и блогосферы опустели.

          Второй фактор привел к тому, что даже в относительно содержательных блогах трудно что-либо найти - их авторы относились к своим веб-логам, интернет-дневникам, персональным творческим сайтам как к потоку сознания - они собственно и фиксировали в них этот поток, но не удосуживались вводить в нем хоть какую-то систематизацию. Тут я бы хотел отметить и то обстоятельство, что нередко систематизации препятствовало техническое несовершенство Блогосфер, ведь их создатели с трудом себе представляли, чем занимаются - это едино и для разработчиков Лады-Калины и для разработчиков Блогосферы того же самого Яндекса.

          Итог неутешителен: Россия - не блоггерская страна. Ее население не склонно и не способно к аккуратному ведению дневников, сайтов, личных веб-страниц. Большинству это не зачем. Тем редким представителям, которым это зачем-то надо, в большинстве случаев системное ведение личного сайта не под силу.

          Разумеется, в таких реалиях Блогосферам места нет. Они вырождаются и закрываются.

          При этом некоторые компании это сделали раньше, не дожидаясь пока трупп сгниет сам - Мэйл.ру и Рамблер; другие до последнего тянут пытаясь показать, что у них все хорошо, либо в самих компаниях уж нет никого, кто мог бы принять решение о закрытии сервиса - www.BLOG.ru

          Долгое время мне казалось, что есть и третья категория, которая ничего не кому не доказывает, а просто может себе позволить продолжать поддерживать весьма сомнительный, но известный (хотя, это - относительно) или просто имеющий свою небольшую клиентуру проект. Таким представлялся мне Яндекс.

          Блогосфера Яндекса - Я.ру - с первого дня знакомства показалась мне ужасным гибридом недачного дизайна от Артемия Лебедева и на редкость неудачным функционалом от программистов Яндекса. Я вообще довольно поздно узнал я Яндексовом детище и завел там зеркало блога из чисто формальных соображений - ну, пусть будет, ведь, - Яндекс все-таки... При этом, конечно, меня удивляли люди выбравшие Я.ру своей основной блог-площадкой.

          Но сколько веревочке не виться, а "Все, что имеет начало, имеет и конец" (с) Матрица, Революция.

          В тот день, когда я опубликовал заметку о Блогах Мэйл.ру - "Сериал о Блогах mail.ru продолжается...", буквально через 15 минут после ее публикации я наткнулся на новость о Блогосфере Яндекса - Я.ру

          Я позволю себе ее процитировать полностью, со ссылкой на пероисточник и надеюсь, что у Яндекса не будет ко мне претензий по этой части.


Яндекс закрывает Я.ру

Мы закрываем наш хостинг блогов — Я.ру. До конца лета все блоги и клубы перестанут быть доступны. Не беспокойтесь, никакие материалы при этом не пропадут. Уже сегодня у пользователей Я.ру появилась возможность перенести все свои записи в Живой Журнал — создать новый аккаунт или добавить к существующему. Все ваши друзья с Я.ру, которые зарегистрированы в ЖЖ, автоматически окажутся у вас в друзьях и там. Переехать можно до 1 ноября. Кроме того, мы сохраним полный архив каждого пользователя — все записи, комментарии и посты в клубы. Архив вы сможете найти на вашем Яндекс.Диске.

Я.ру был открыт в апреле 2007 года. В 2009 году сервис был одним из четырёх крупнейших блогохостингов в рунете — вместе с LiveJournal, Blogs.Mail.ru и LiveInternet. После этого популярность Я.ру стала уменьшаться — собственно, вместе со спадом популярности блогосферы в целом и ростом соцсетей. Разработка была заморожена, и сервис фактически перестал развиваться.

Сейчас хотя бы раз в месяц обновляется около 0,3% из открытых на сервисе дневников. В сутки появляется в среднем всего 1500 новых комментариев. Очевидно, что большинство людей предпочитает писать и общаться в социальных сетях на других площадках. В такой ситуации поддерживать Я.ру становится сложно и нецелесообразно. Поэтому мы и приняли решение о закрытии.

Изменения ожидают и еще один сервис — Яндекс.Видео. В августе на сервисе останется только поисковая часть — она продолжит работать в полном объёме и будет развиваться и дальше. Загружать новые видеоролики можно будет только на Яндекс.Диск, при этом возможности публичного просмотра будут ограничены. Всё видео, которое вы уже загрузили, также окажется на Диске — и вы бесплатно и навсегда получите место для его хранения. На Диске есть просмотр видео, роликами по-прежнему можно делиться с друзьями. Для многих наших пользователей это более удобный и современный способ хранить свои личные записи.

Спасибо всем нашим пользователям. Но не прощаемся — до встречи на Яндекс.Диске и других сервисах.


          На чем бы мне хотелось заострить внимание:

  1. Блогосфера Яндекса - Я.ру - являлась не просто Блогосферой, но так же и запоздалой попыткой объединения самых актуальных персонализированных сервисов Яндекса в один продукт. Это - не получилось. Они так и остались разрозненные и это во многом сейчас будет работать против будущего Яндекса. Хотя, наверное, в сравнении с правительственными и законодательными наездами, это не так страшно. В России же не так страшна преступность, как страшен милиционер...
  2. В России остается все меньше блогосфер. Ни одна их них не развивается. Но российские Блогосферы имеют ряд сходных качеств и этот "набор хромосом" во многом является определяющим в отношении их бесперспективного будущего:

    1. В России не было и не будет блогосфер позволяющих одному пользователю вести несколько персональных блогов из одного аккаунта
    2. В России в блогосферах не приветствуются (и даже запрещены в правилах) внешние ссылки
    3. В России содержание блогов априори считается собственность владельца Блогосферы
    4. В России тех.поддержка Блогосфер никогда не прислушивается к замечаниям и идеям пользователей
    5. В России не прижилась и не была нигде достойно реализована технология настройки дизайна и структуры Блогов
    6. В России Блогосферы рассматривались исключительно как инструмент зарабатывания денег или в крайнем случае - статуса компании. Никогда разработчики блогов в Росии не делали именно удобные функциональные блоги. Они делали машину печатающую деньги. Возможность ведения блогов для такой машины была лищь случаным совпадением или даже недокументированной возможностью. Отсюда и отсутсвие во всех Блогосферах возможности интегрирования блога с более крупными структурами, как более развитый сайт, назначение собственного уникального домена в качестве адреса блога. По сути это говорит о том, что все Российские Блогосферы не проектировались под серьезное, долговременное использование.

  3. На фоне всего вышеперечисленного разительным контрастом выделяется та перспектива, которую Яндекс предлагает своим несчастным блоггерам: Просто взять и переехать (под руководством Яндексовой тех.поддержки) в ЖЖ, включая Группы/Сообщества и все дружеские связки. Это вызывает как минимум уважение, даже после того, как я несколько раз бодался с тех.поддержкой по разного рода вопросам о корректности работы их движка... И это свидетельствует о том, что хоть Яндекс и признал свою неактуальность и поражение в сфере Блоггерских площадок, вышел из этого бизнеса, но человеческое лицо сохранил. А это в России не многим свойственно.
  4. Однако, речи о создании собственной соц.сети Яндекс даже не намекает. Это можно расценивать, как понимание руководства компании, что в современных экономических, политических и свойственных им технологических условиях и особенностях компании Яндекс это не потянуть, что ей это даже и не нужно. В перспективе такие признания можно рассматривать как осознание того, что в Российских реалиях крупнейшая Интернет-компания может скоро быть продана или закрыться. Это - очень плохая догадка. Мне искренне хотелось бы надеяться, что я ошибаюсь в прогнозах, но еще больше хочется верить в то, что условия нашего пребывания в этой стране со временем все же начнут менять в сторону противоположную по отношению к сегодняшнему закручиванию гаек.
  5. Вместе я Я.ру Яндекс сливает и свой видеохостинг - Яндекс.Видео. Это не удивительно. Я так и не привык им пользоваться. Более того, я был свидетелем, как относительно отсталые и малоразвитые видеохостинги (вот к примеру www.VIMEO.com) в последние год-два предприняли активное подтягивание к технологическому уровню Ютьюба. И приближаются к нему. Российским же Интернет-сервисам свойственно просто закрываться признавая тем самым свою неконкурентность, невостребованность, неспособность к развитию.

          Согласитесь, в большинстве своем замечания эти невеселые.

          Кто-то может задаться вопросом: быть может в наши дни Блоги сами по себе теряют актуальность, как средство самовыражения в сети? Уверяю Вас, это - не так. Конечно, Интернет не стоит на месте и в его виртуальном пространстве появляются и зреют все новые формации, создаются новые технологии общения. Но это не означает вырождение нашедших себе место и признание технологий и принципов прежних лет. Да, вслед за статичными сайтами пришли дискуссионные площадки в виде форумов, а следом за ними появились Блоги. В следующие пять лет после появления блогов начали активно развиваться социальные сети, где считается нормальным делом публикация не креативных идей, а статусов. Но уже и за ними следом - за соц.сетями - разрабатываются площадки на основе технологии web 3.0 - целые лаборатории и студии для совместного коллективного творчества в сети. Есть, конечно, опасения, что web 3.0 для России совсем не актуально, не нужно, и нереализуемо после присоединения Крыма, ведь с того момента на нас обвалилась череда санкций и последовало вытеснение российского сектора из всех технологичных областей экономики. Но если все же посмотреть шире - посмотреть на Мир стремящийся в будущее и от года к году лишь набирающий ход в этом прогрессивном путешествии сквозь пространство-время, то в нем продолжают уживаться вместе с мп3-файлами виниловые пластинки; вместе со статичными сайтами и блогами современный HTML5 и WEB 3.0 - цивилизованный мир отличает культура эксплуатации собственных достижений, и сотовый телефон там выбрасывают на помойку не тогда, когда вдруг появилась в продаже модель с экраном на 1 миллиметр больше, а когда предыдущий аппарат потерял работоспособность и даже ремонтопригодность. А это, дорогие мои, есть следствие генетической бережливости, интеллектуальной рациональности и неподдельного уважения к предкам - истинного уважения к тем людям, кто для Вас что-то сделал в прежнюю эпоху.


          PS: Что мне лично сейчас совсем непонятно: Новости Яндекса публикуются в его официальном блоге, который к блогосфере Я.ру отношения не имеет - это совершенно другой движок, созданный для собственных Яндексовых нужд, но его в широком смысле Яндекс не эксплуатирует. Между тем, Яндекс в свое время насоздавал Блогов по каждому своему продукту - Яднекс.Деньги, Яндекс.Диск, Яндекс.Расписания... - десятки официальных Яндексовских блогов из первых рук освещающих новости и положения дел в жизненноважных проектах огромной компании реализованы на базе движка Я.ру... а Я.ру закрывается... Это так задумано было?

          Долгое время невооруженным глазом было видно, что те или иные концепции Яндекс открыто заимствует у компании Google. Идея использовать движок и пространство собственной блогосферы для ведения новостных блогов по каждому Яндекс-проекту так же откровенно заимствована у Google (Все официальные блоги Гугло-проектов ведутся на Blogger-е), хотя ни в коем случае нельзя сравнивать движок Blogger от Google, потому, что это тоже самое, что сравнивать бумажный самолетик и межконтинентальный аэробус. Но Яндекс это сделал. При этом Google продолжает развивать свой Blogger, а Яндекс, что? - перенесет официальные новостные блоги всех своих проектов, благодаря которым как-то еще жив, на нескончаемо-прессуемый ФСБ и РосКомНадзором ЖЖ? - вот это как понять?