menu

Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец | творческий сайт и блог
Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец
творческий сайт и блог       russian | english
          Андрей Климковский - один из ведущих российских композиторов работающих в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы - "Музыка Небесных Сфер", "Звездное небо", "ALEALA" и "DreamOcean" стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает феерические живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.
             

9 марта 2014 г.

История походов «Научный - Ялта» | Пролог и первая попытка

          Сейчас слово "Крым" у всякого живого на языке. Конечно всуе его произносить совсем бы не следовало. Но, так или иначе, а даже не самые лучшие события сегодняшнего дня пробуждают и тянут за собой воспоминания дней давно прошедших, событий вполне нейтральных или даже положительных. А у меня как раз так много не рассказано о Крыме - просто за делами более важными не успевал, откладывал. Вот, кажется и пришло время этим всем заняться. И - на злобу дня - тоже, что бы хоть как-то компенсировать вектор современности.

          С 2008-го года я посещал Крым ежегодно, преимущественно летом (хотя и зимой бывало). Мои визиты носили не курортно-развлекательных характер, а научно-туристический - я ездил в Крымскую Астрофизическую Обсерваторию на разного рода слеты астрономов-любителей. Обсерватория находится в Бахчисарайском районе в поселке Научный, в значительном отдалении от береговой линии, где принято отдыхать и расслабляться. То есть, от места моего пребывания в Крыму добраться до моря проблематично. И в общем я к этому сам не стремился. Но с другой стороны, побывать в Крыму и не увидеть море - тоже как-то нелепым кажется.

История походов «Научный - Ялта» | Пролог и первая попытка

          Летом 2008 года я оказался в Крыму в компании прекрасной девушки Наташи, ее дочки среднего школьного возраста - Лады, и этой троицей мы совершали большую часть похождений по окрестностям обсерватории. Я пребывал в полном восторге от всего того, что окружало меня в поселке Научный, ну а девушкам, конечно, очень хотелось и на море побывать, особенно Ладе - ее ровесников или ровесниц в обществе астрономов было немного и она тут откровенно скучала, все ее мечты и надежды были связаны с морем и каждый день она надеялась, что мы туда отправимся, проведем на море весь день.

          Тем не менее, добраться от Научного до побережья было непросто. И хотя существовало несколько маршрутов, все они были длительными, с пересадками и предполагали не очень длительное пребывание на берегу - ведь если задержаться, можно не успеть обратно в гостиницу и ночевать придется где-то на шоссе между Севастополем и Симферополем.

          Нам удалось успешно побывать в Севастополе - через Бахчисарай, до которого мы добрались пешком - довольно долгой для Лады, но живописной дорогой, которой она в целом осталась довольна, не упустив возможности сфотографировать на фоне всех скал, окружающих нас по пути.

          К счастью, нам не пришлось идти через горы обратно, да и вообще - время потраченное на этот утренний переход сильно сократило наше пребывание на море и мы занялись разведкой нового маршрута.

          Сознаюсь, мне-то как раз было интересно не само море, а путь к нему, и чем он более походно-туристическим мог оказаться, тем больше грела душу такая перспектива. Но девушки наоборот, искали путей более простых, рассматривая дорогу не как средство получения удовольствия, а как вынужденную необходимость.

          И в общем довольно скоро стало ясно, что самый оптимальный маршрут - на автобусе до поворота на трассу "Симферополь - Севастополь", а там пересадка на Севастопольский автобус, который за полтора часа домчит до ЖД-вокзала, от которого до побережья еще пол часа маршруткой... хотя там еще немного пешком (с поиском подходящего места на пляже - еще пол часа). Если прибавить к этому еще столько же на обратный путь и учесть, что транспортное сообщение в Крыму прекращается довольно рано по московским меркам и последний автобус из Севастополя уходит довольно-таки ранним вечером, то на "поплавать" остается всего-ничего. И это расстраивало - провести 5-6-7 часов в автобусах, что бы пару часов провести на пляже - "Да зачем мы вообще поехали в эту Обсерваторию?! Почему - не сразу на море, как все нормальные люди?!" - примерно такие мысли были у Лады в эти замечательные солнечные дни (ну, а звездными ночами она спала - как всем детям и положено - даже в Крыму).

          Севастополь - Севастополем, но если посмотреть на карту ЮБК (Южного Берега Крыма), то становится совершенно очевидно - всего километрах в 30-ти к юго-востоку от Научного расположена Ялта - как курортный город куда более привлекательная, чем Севастополь. Но автомобильной дороги с регулярным пассажирским транспортом от Научного до Ялты нет - их разделяет заповедник. Но может быть реально, пусть даже в качестве эксперимента, добраться до Ялты пешком?

          Генератором подобных идей был я. Наташа относилась к ним нейтрально, но с пониманием. Ладе было страшно подумать, что завтра мы отправимся в путь, который трижды превосходит тот, что преодолели вчера до Бахчисарая, не зная толком дороги, по совершенно необитаемым просторам заповедника. Впрочем, я надеялся, что какое-то движение в пределах заповедника все же есть - дорога-то на карте нарисована, а значит не равна нулю вероятность, что нас подвезут.

          Карта была мелкомасштабная и оценить протяженность предстоящего похода по ней было совершенно не реально - изображения дорог были очень условны и не отражали большинства петель, поворотов и горных серпантинов. Туристические тропы и вовсе не были никак на ней обозначены. Тем не менее, немного пообщавшись с местными жителями поселка Научный, а так же с сотрудниками обсерватории (те и другие по большому счету ничего о маршруте не знали) не очень рано утром (а правильнее сказать - к обеду ближе) мы выдвинулись в путь.

          Уже на первом километре пути Лада дала понять, что ей совсем не нравится вся эта затея, и весь долгий путь нам предстоит об этом получать все более и более настойчивые ноты протеста. Поэтому Наташа вернулась с Ладой в гостиницу и оставила ее в номере.

          Нам предстояло добраться до села Верхоречье держась столбов линии электропередач (в Крыму они чаще всего напоминают телеграфные и часто теряются в лесной чаще). Дорога шла вниз и потому резво скача мы пролетели мимо очередной развязки ЛЭП и потеряли курс. Грунтовка вывела нас на плато с которого открывался живописнейший вид на Верхоречье, но далее был обрыв. Дорога отсутствовала.

          Насладившись видом с плато на Верхоречье мы пришли к решению, что возвращаться обратно и искать правильную дорогу будет долго и далеко. Стали спускаться с обрыва. Это оказалось вполне возможно, хотя тоже не очень быстро. Прыгая со скалы на скалу и продираясь сквозь кустарник мы оказались среди каких-то огородов и сельхоз-владений с гавкающими собаками. На наше счастье они все оказались привязаны, а вышедшие из жилищ люди настороженно, но вполне мирно показали нам, как правильно выйти к Верхоречью. Но мы все равно еще много плутали пока не оказались на твердом асфальте. И решили более с дороги не сходить.

          В местном магазине, куда мы заглянули что бы купить каких-либо припасов в долгий поход и спросить о маршруте, сильно удивились нашей затее - "Что бы попасть в Ялту вам надо сесть на автобус до Бахчисарая, там пересесть на автобус до Симферополя, а оттуда тоже автобус или троллейбус ходит, но он идет до Ялты два часа - не меньше" - и показывали рукой в строго противоположном направлении по отношению к тому, в котором мы намеревались двигаться. На вопрос - "А что же там - впереди - нас ждет?" - отвечали, что "Там дорога кончается. Село Синапное - конечная остановка автобуса и дальше заповедник. Проход и проезд в него запрещены... но вас, наверное, пустят".

          И мы решили идти через заповедник.

          Синапное случилось совсем скоро - 3 км по шоссе дались быстро - это не продираться кустами по крутому склону. Случайная прохожая женщина неуверенно подсказала нам, что дорога в Ялту наверное есть и даже ездят туда иногда люди - платят денежку на шлагбауме КПП и их незаметно пропускают, а вас и так пропустят. Но на КПП дороги расходились веером, и по какой нам правильнее было идти, она не знала. Спрашивать на КПП мы не рискнули и вообще обошли его немного стороной поодаль, и как раз увидели картину в которой толстая тетка выползшая из будки после переговоров с водителем набитой молодежью "шестерки" открыла замок и подняла шлагбаум.

          Машина уехала вдаль и мы, заподозрив, что - тоже в Ялту, двинулись следом. Правда, очень скоро стало ясно - дорога меняет направление, уходит на восток, вместо того, что бы стремится к югу. Второй вариант дороги (правда грунтовый и второстепенный по всему виду) оставался все дальше и дальше от нас с правой стороны - казалось, что именно он ведет в Ялту. Где-то вдали от Синапного в нашу сторону по нему пылил военный УАЗик. Я решил ринуться вниз по склону наперерез и спросить дорогу у "военных".

          В салоне оказались веселые мужики, судя по настроению, ехавшие на шашлык. Они были словоохотливы и объяснили, что мы правильно пошли по асфальту. Потому что по другой дороге (как раз по той, по которой ехали они) впереди водохранилище - на кордонах нас не пропустят. А шоссе поднимется на гору, спустится, обогнет водохранилище и будет идти вдоль Качи (это - река наполняющая водохранилище), мы ее должны в некотором месте перейти и уйти направо, добраться до домика лесника. Там нам лучше заночевать, потому, что добраться по мнению бравых мужиков мы сможем до домика лишь к вечеру, а это - только половина пути. Извинившись за то, что они едут "на задание", а так бы обязательно подвезли, веселая компания погнала дальше, а я развернулся к отдыхающе-поджидающей меня Наташке в смешанных чувствах - ночевать-то в заповедниках мы не собирались. Да и Лада одна в гостинице сидит.

          Тем не менее Наташа согласилась идти дальше. Позже, конечно, она призналась, что приняла такое решение лишь потому, что изначально выразила согласие участвовать в моей авантюре, но, говоря по правде, немало волновалась от том, как бы нам вообще не заблудиться.

          А дорога уже уходила на северо-восток и стремилась принять северное направление, когда Ялта была на Юге. Это было нам непонятно. Где-то среди густых зарослей и ветвей деревьев проглядывали исполинские сооружения водохранилища - плотна, маяк, лоток водосброса. Рассмотреть толком или сфотографировать это не представлялось возможным - все довольно далеко и видно лишь фрагментарно. Останавливаться было глупо и мы шли поднимаясь на извивающийся хребет все выше. Мы не знали, выведет ли нас эта дорога хоть куда-то.

          Через 4 километра от КПП на развилке у "сосны" (указатель такой со стрелками) нам встретился Урал. В кузове сидели военного вида мужики и очень удивленно на нас смотрели - парень с девушкой мило прогуливаются в заповедной глуши (в заметной дали от цивилизации). На "сосне" были указаны расстояния:

  • Синапное - 4 км (это назад)
  • Обсерватория - 9 км (это вообще куда-то вбок - оказывается есть более прямая дорога сюда из Научного)
  • Шелковичное - 5 км (как раз в нашем направлении)

          Я стал подбадривать Наташку: "Смотри, через 5 км уже опять люди, цивилизация - это всего-то час пути, а там наверное и машины уже ездят... И смотри, как называется, - твоя фамилия в названии этого поселка - это хороший знак!"

          Мы немного передохнули у "сосны" - там была удобная беседка, но дальше Наташа шла уже медленно, да и я в общем чувствовал, что сил уже не так много, как было с утра.

          Дорога петляла еще долго. Эти пять километров казались резиновыми, и что бросилось в глаза - после "сосны" асфальт стал сильно хуже, местами он превращался просто в рассыпь каменьев и идти по такому покрытию было труднее, чем по бездорожью. И все же становилось ясно - хребет пошел вниз, серпантин становился все более петляющим. Впереди открывалась долина Качи, а за ней - горы, горы, горы... людьми не пахло...

          Впереди послышался треск мотоцикла. Очень скоро мотоцикл остановился рядом. Лесник за рулем, его жена - лесничиха - сзади. Дочка - лесничонок - в люльке. Вот так лесники каждый день возят жен на работу, детей - в школу. Живут в лесу - в заповеднике. Красота! Когда только работать свою лесную работу успевают? Лесник спрашивал: "Что вы здесь делаете? Это - заповедник, и гулять здесь просто так нельзя"

          Я ответствовал: "Мы не гуляем. Мы - в Ялту идем"

          Лесник поставил мотоцикл на ручник: "Да вы хоть знаете сколько километров до Ялты?"

          Я старался держаться уверенно: "Километров 20 - 30, я думаю..."

- Двадцать? - переспросил лесник - Тридцать?!... а семьдесят не хотите?!!! Вы не дойдете. Возвращайтесь. Отвезу жену и дочку, и могу вернуться за вами и вывезти из заповедника - тут далеко. Вы откуда вообще?

- Мы из Научного. Из обсерватории. Обратную дорогу знаем. Но может быть мы все же попробуем добраться до этой Ялты?

- Попробовать Вы конечно можете, но за сегодня вы не дойдете, а назад возвращаться, даже если сейчас отправитесь, будете по темноте - до Синапного 10 км, а уже вечер.

- Мы шли сюда по шоссе, но может быть есть другая, более короткая дорога? Мы видели указатель на "сосне" - "до обсерватории - 9 км". И вот, дорога вдоль берега, быть может она короче?

Действительно, в том месте, где мы вели переговоры с лесником, чуть левее в сторону водохранилища уходила грунтовка - прямая как лом и как раз в направлении предполагаемого возвращения.

- До "сосны" еще дойти надо, а дальше - да - более короткая дорога в Научный есть, но ее надо знать. Заплутаете - только хуже будет. Лучше по асфальту. А эта - лесник махнул рукой в сторону грунтовки - она уходит в воду. Обрывается.

- А тропинки там нет вдоль берега?

- Троп тут много, но, опять же, надо знать. Иначе в оврагах заблудитесь.

          Лесник вновь затарахтел мотоциклом и скрылся в петлях серпантина, а мы остались в неопределенном настроении. Про 70 км совсем не верилось - лесник явно преувеличивал, пугал. Но с другой стороны, Ялты в прямой видимости не наблюдалось, как и куда там дальше идти - неизвестно. На Наташку смотреть было тоже уже нелегко - измученная, но пытается держаться. А продержится сколько?

          Еще метров пятьсот мы брели вдоль Качи по разбитому вдребезги шоссе. Вокруг наконец открывались удивительные красоты, ради которых стоило пройти весь оставшийся за спиной хребет. За предгорьями уже казалась близкой крутая стена Ялтинской Яйлы, под стрекотание кузнечиков катилось к закату крымское Солнце, внизу, за узким полем лаванды умиротворяюще шумела Кача - в ее голосе было столько музыки и магии, что хотелось просто остаться здесь, слушать ее и слушать - открывшееся перед нами пространство - за этим хребтом - было совершенно иным, отрезанным от прежнего мира. И дорога вдоль Качи казалась дорогой в другое измерение - тем самым потайным люком в пространстве, просунувшись в который можно оказаться, не заметно для самого себя, на другой планете в тысячах или миллионах световых лет от Земли - какой-то мистикой было опутано все вокруг...

          Но я оборвал эти мысли и сказал Наташе, что лесник прав - надо идти обратно. Предложил вновь рискнуть - найти короткую дорогу вдоль берега водохранилища.

          Наташке было уже все равно - рискнуть, так рискнуть... не найдем, так не найдем... ну, переночуем в лесу... Зверей тут вроде как нет...

          Мы развернулись и пошагали в сторону водохранилища по грунтовке. она и правда скоро ушла под воду. Очевидно, когда воду спускают, она бывает актуальна. К счастью, вдоль берега нашлась вполне сносная тропа - идти можно, хоть уже и не быстро. Через какое-то время тропа практически потерялась в зарослях, а мы оказались перед клинообразной бухтой метров на 200 врезающейся в крутой склон хребта. Уклон серьезный, троп нет, как обходить - непонятно.

          Наташка предложила переплыть.

          Но все были еще в своем уме и никто, даже она сама, это предложение не принял. Пришлось тупо продираться сквозь кустарник и остерегаться сползания в воду. Обошли. Вновь двинулись вдоль берега уже не рассчитывая на тропы - их и не было. Через час этих мытарств до меня дошло, что стратегия возвращения берегом была очередной моей ошибкой, я решил взбираться вверх - на хребет - там все таки где-то еще лежит тот самый битый асфальт, по которому можно худо-плохо идти, а здесь приходится ломиться сквозь упрямую крымскую флору, что нам уже не под силу.

          По началу подъем был ничем не лучше берегового продвижения, но по мере набора высоты он становился более пологим, встретилась комфортная грунтовка, которая вывела на асфальт и впереди открылся вид на Синапное - мы почти вернулись к людям!

          Оказывается, не зная курса и бредя наугад мы все же срезали значительную петлю серпантина - 70% ненужных петель и изгибов мы миновали практически одним махом. Это была удача. Асфальт уже ровный и не разбитый вел нас вниз. К нам вернулось спокойствие и понимание, что все хорошо - до Научного дойдем. Подходя к Синапному мы вновь встретили лесника на мотоцикле. Он был немало удивлен выражением лица, что мы так быстро вернулись, но останавливаться не стал - просто одобрительно помахал рукой и утарахтел вверх по хребту.

          В поселке татарский мальчик наполнил нашу бутылку водой (все, что у нас было мы выпили еще до разворота - и нос, губы, все во рту неприятно слипалось, склеивалось, сохло), мы утолили жажду и силы значительной частью вернулись к нам. С началом сумерек мы добрались до Верхоречья. Там расспросили людей о правильной дороге в Научный.

          Дорога шла круто вверх. Темнело быстро. Встречались развилки, о которых нас не предупреждали и в сумерках было непонятно, какому направлению отдать предпочтение, и не сбились ли мы с пути. Несколько раз я убегал вперед разведать дорогу и честно говоря боялся не найти потом Наташку в запутанных дорогах крымских гор. Научный долго не давал о себе знать - в Обсерватории действует закон темноты - все источники света, осветительные огни минимизированы, светят только вниз, со стороны их не видно. Поэтому ночью из соседних поселков Научный практически не виден. В конце концов мы вышли к линии ЛЭП - от которой и начинали свое путешествие. Она привела нас "домой". Уже в полной темноте мы ввалились в гостиницу, увидели, что с ребенком все хорошо - спит.

          Настроение было странным. С одной стороны пройденный путь со всеми нюансами обеспечил основательную усталость. Плюс к тому провалилась идея пешего перехода в Ялту - к морю. Казалось бы, самое время поужинать и завалиться дрыхнуть подобно Ладе. Но на небе так сияли звезды, как в Москве даже в Планетарии не сияют. И мы с Наташей выпив чаю отправились на наблюдательную площадку - смотреть туманности и скопления звезд в бинокль, фотографировать созвездия.

          Протяженность пройденного в этот день пути по сделанным позже измерениям составила 36 километров. Мы убили на него весь день с 12 дня до половины десятого вечера - приблизительно - 9, но может быть даже и 10 часов пути.

          Трек на карте можно посмотреть на схеме ниже:

          или на специальной странице по ссылке:

Первая попытка пройти маршрутом "Научный - Ялта", безуспешная

          Этот безуспешный поход по заповеднику не прошел даром и многому научил. В течении года между этим и следующим астрослетом в Крыму я используя спутниковые карты основательно подготовился к переходу, проложил маршрут, практически выучил его наизусть и летом 2009 года мы его успешно преодолели.

          Но разговор об этом пойдет в следующей главе.


Актуальные ссылки по теме: