menu

Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец | творческий сайт и блог
Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец
творческий сайт и блог       russian | english
          Андрей Климковский - один из ведущих российских композиторов работающих в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы - "Музыка Небесных Сфер", "Звездное небо", "ALEALA" и "DreamOcean" стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает феерические живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.
             

2 февраля 2008 г.

Терменвокс

          Вчера судьба занесла в Московскую Консерваторию. Не в Большой или Малый зал и не на концерт, а в очень странное место - в Терменцентр. Было удивительно, но фактически ни один охранник Консерватории (Консерваторию с недавних пор тщательно охраняют такие бравые военные, что совершенно однозначно - не пропадет ни консервы) не знает - где это находится, с какого входа правильно туда входить и есть ли это вообще где-то рядом... При упоминании Терменцентра на меня смотрели как на вражеского шпиона прибывшего разрушать основы суверенной демократии и воровать нанотехнологии, и ехидно спрашивали - "Чем хоть там занимаются? - Терменвокс изучают - А что это такое? - Музыкальный инструмент - Ну, спасибо, просветили, без Вас не знали!"

          И тем не менее, я как-то умудрился найти во дворе через забытую арку старую скрипучую дверь. Лестница, самый последний этаж. Чердак.

Терменвокс

          Тем временем, Терменвокс - явление уникальное. Изобретенный Львом Терменом в начале прошлого века первый в мире электронный музыкальный инструмент аналогов не имел и не имеет. Появись он в другой стране, у него было бы совсем другое будущее. В России большевисткие идеологи изобретателю работать не давали, а само изобретение засекретили и потому на западе про него узнали слишком поздно. И все же несмотря на все это терменвокс жив и по сей день. Правда исполнители владеющие инструментом в полной мере редки и на вес золота и сам инструмент не купить в первом попавшемся магазине... Но было бы желание...

          Впрочем, приехал я вчера вечером в Терменцентр совсем по другому, далекому от всего этого, поводу. И как оказалось - не вовремя. Человек, с которым я намеревался встретиться, уже уехал. И я тоже собирался спуститься вниз по крутой лестнице и может быть навсегда покинуть это место, как вдруг меня остановил встретивший в Терменцентре крайне приятный дядечка. Он просто предложил, коль я уж сюда пришел, попробовать поиграть на Терменвоксе. Я никогда этого раньше не делал и даже толком не видел как это делаю те, кто умеет это делать, но азарт предложения оказался кстати и я согласился попробовать - почему не попробовать?!

          Но не все так просто. Дядечка стал прямо при мне собирать инструмент - прикручивать антены, втыкать провода, попутно рассказывая историю и особенности данной модели - оказывается это новейшая разработка, так сказать, последняя модель... Могли бы Вы себе представить такую ситуацию - Вам предлагают сыграть на скрипке (а Вы даже не знаете - умеете ли, ведь не пробовали ни разу), приносят скрипку и говорят - "Вот - Скрипка Страдивари, последняя модель..." Вот и я был в полном недоумении - мне казалось, что Терменвокс, это такой редкий динозавр и новых его видов уже не может быть. Найти старый и то - большая удача. И тем не менее...

          Лекция затянулась минут на 20. Я уже устал ждать, но вскоре после рассказов и демонстрации того, как это надо делать, настало моя очередь показывать то, что я извлек.

          Играть на Терменвоксе, скажу я вам, дело очень необычное, непривычное и непростое... Да Вы и так догадались ;) Но главная сложность в том, что здесь нет ни одного ориентира - только слух, внимание, помять. Рука едва заметно дрожит в воздухе и врядли ты измеришь расстояние от кончиков пальцев до антены. Тебе и не надо. И не надо знать - на сколько надо перенести руку. Это должно происходить так же, как мы поем - задумываемся ли мы о работе наших голосовых связок, как и что там происходит, сильно или слабо они меняют напряжение и как формируются ноты... слава Богу, мы этих связок никогда не видели. Но пользуемся отменно. Напеть простую мелодию может кто угодно.

          С Терменвоксом случай похожий, только труднее во сто крат. Рука постоянно промахивается, совершает слишком резкие движения там, где важны миллиметры и попадая не в ту ноту с непривычки теряешься и пытаешься призвать на помощь интеллект - голова, подскажи, куда теперь руку двигать... Но голова в растерянности...

          Впрочем, минут через 5 начало получаться. Как оказалось, помогли мои упражнения на безладовой бас-гитаре - тоже приходилось искать на слух нужные ноты на абсолютно гладком грифе. И вскоре я уже воспроизвел мелодию "Волшебного полета" Маруани. А "Учитель" подошел к роялю и взял несколько нот, в которые мне тоже как-то удалось попасть... может больше случайно...

          Стали подходить ученики - оказывается в Терменцентре по пятницам проходят вот такие необычные занятия. Их ведет Лидия Кавина - виртуозная, известная на весь мир терменвоксистка, внучка изобретателя инструмента. Сейчас она на гастролях в Англии... И этот дядечка, имя которого я не упомнил, потому как крайне устал и даже запыхался от первых в своей жизни упражнений на Терменвоксе, ее заменяет, преподает параллельно, и вот пригласил меня учиться этому нелегкому искусству...

          Вот теперь я и размышляю - надо оно мне... или не надо...