menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

28 ноября 2013 г.

«Современные телескопы» - как прошло - фотоотчет и мысли

          Прошедшим вечером не взирая на критическую загруженность связанную с подготовкой к скорому концерту все же добежал добрался до Планетария - ну, не мог я не посетить лекцию Владимира Георгиевича Сурдина «Современные телескопы». Хотя, о телескопах я знаю немало и надеяться на то, что прекрасный лектор произведет революцию в моем сознании, не приходилось. Но у меня был интерес немного другого плана - пару лет назад в "лекторской школе" в ГАИШе (в Государственном Астрономическом Институте - мне довелось около полугода учиться на лектора/экскурсовода в связи с предстоящим открытием этого самого Планетария и преподавал у нас как раз Владимир Георгиевич) я читал доклад на похожую тему - "История Телескопов", который был сделан на основе моей статьи «Телескопы - кто они такие?» - тогда Сурдин позитивно оценил мой доклад, а мне теперь конечно было интересно сравнить свой опыт с тем, как это делает мой учитель.

«Современные телескопы» - как прошло - фотоотчет и мысли

          Да и, конечно, хотелось немного развеяться от дел важных и ответственных - просто посидеть на лекции и отдохнуть - устроить себе такой вот скромный праздник.

Вот, исходя из соображений такого рода, без нескольких минут восемь вечера в среду 27-го ноября я оказался перед входом в Московский Планетарий.

          По обрезу фронтальной стены парадного подъезда красными точками бегущей строки буквы складывались в слова: "Ближайший сеанс в 20:00. Осталось билетов: 220" - смысл этих слов меня поразил: Что значит "Ближайший сеанс"? - это же не совсем "сеанс", и вообще - не рядовое мероприятие. С прошлого выступления Сурдина в Планетарии прошел год, тогда был аншлаг, давка и шквал вопросов от счастливцев, которым удалось заполучить "счастливый" билет. А теперь - какой-то "Ближайший сеанс" и две сотни непроданных билетов из 360 - больше половины.

          Что-то не то у нас в стране с явкой - что на выборы, что на лекции научные... Но, знаете, ведь на то же самое жалуются владельцы кафе, ресторанов, магазинов, директора кинотеатров и музеев, артисты дающие концерты и преподаватели ведущие те или иные курсы, занятия... И где мы все в это время? - работаем! Работаем, работаем, работаем... и помираем. А для чего? - может быть Вы мне ответите? - нет? - тогда я Вам отвечу - 29-го на концерте - все расскажу, ничего скрывать не стану.

          Но, покуда было еще только 27 ноября, войдя в Планетарий я отправился к кассам и купил билет на "Пи"-кресло : 3 ряд 14 место. Обычно на все планетарские мероприятия (раз в году - что-то чаще сейчас не выходит - тоже все работаю, работаю...) я проникаю по служебному пропуску экскурсовода. Экскурсии давно уже не веду, но пропуск мой электронный все еще дарует мне это право - звезды электрические смотреть... а может сдать его... не знаю, подумаю... И в этот раз я решил пойти не по пропуску, а по билету - всего 300 рублей - за лекцию замечательного лектора заплатить стоит, тем более, что билетов полно.

          В зале было не очень людно - чувствовалась пустота, но было довольно оживленно и приподнято по настроению - завсегдатаи предвкушали интересный рассказ от Владимира Георгиевича. Встретилось много знакомых лиц. На сцене громоздились музыкальные инструменты накрытые чехлами - послезавтра в Планетарии тоже концерт - «Ритмы небес» - что это такое я не знаю. Посыпались вопросы - "не моим ли оборудованием горизонт завален заставлена вся сцена?" - успокоил друзей - "нет, не моим".

          И уже через минуту - я и пары снимков сделать не успел - к сцене (а не на сцену) вышел Сурдин и объявил о теме лекции и о том, в каком порядке сегодня будет все проходить. Далее последовал обзор звездного неба над Москвой - каким его можно было бы видеть в конце ноября, если б тучи не мешали. Вела его Фаина Борисовна Рублева - научный директор Планетария - и все жаловалась, что в этот неблагоприятный сезон погода нас никак не балует ясными звездными ночами. Это было забавно, потому что, когда я выехал из дому в Планетарий, небо активно освобождалось от облаков, а к началу лекции над Москвой небосвод был совершенно ясен. Вот так мы, находясь во власти предрассудков, очень часто пропускаем свою "птицу удачи" - она пролетает мимо, садится нам на плечо, но мы не видим, потому, что уверены - это слишком невероятно, что бы могло случиться с нами. Нам надо особое приглашение, пророчество майя или шумеров, и мы способны на что-то обратить внимание, когда "птица удачи", уже потеряв всякую скромность каркнет со всей дури нам в ухо. Но тогда она уже - "жаренный петух" - и в метаморфозах этих не виновна - это всецело наш недосмотр.

          Между тем, обзор звездного неба над Москвой в исполнении Фаины Борисовны и аппарата "UNIVERSARIUM M IX" был хорош - неторопливый и поэтичный, он вполне мог бы быть отдельной лекцией в Планетарии. Но сегодня надо было слушать Сурдина и его «Современных телескопов» и поэтому набрав приличную высоту Фаина Борисовна вскоре повела лайнер на посадку. Но за эти 15-20 минут мы увидели все осенние и зимние созвездия, захватили немного весенних, дождавшись даже предутреннего восхода Сатурна с Меркурием, что, конечно же вряд ли было бы реальным делом в московских реалиях, в которых горизонт вечно чем-нибудь завален застроен.

          После этого "разогрева" началась основная часть мероприятия - лекция о современных и уже совершенно необходимых астрономам помощниках - телескопах. Должен отметить, что Сурдину достался микрофон классом ниже - я не знаю в чем там дело, но после звонкого голоса Фаины Борисовны голос Сурдина звучал как-то глухо. Разборчиво, понятно, но приглушенно и я не сразу привык к такой смене тембральности. Я уверен, что дело именно в микрофоне. Тем не менее, увлекательность повествования все это скоро нивелировала - Сурдин умеет увлечь. И хотя эта тема для меня довольно знакома, все же я часто ловил себя на том, что встречаю целый поток неизвестных мне фактов, причем совершенно из разных научных направлений - из зоологии (Вы знаете как видит небо сова?), истории, астрономии (само собой) и о разного рода современных технологиях которые в огромном количестве в телескопах сейчас используются - телескоп современного астронома, это Вам не пятый айфон - даже близко с этим "прошлым веком" современные средства исследования Вселенной ставить и сравнивать нельзя.

          И все же, несмотря на всю эту увлекательность повествования у меня к концу лекции осталось глубокое чувство, что мне что-то недодали, что недодали много - только раздразнили... и понятно - тема-то огромная по ширине своей - рассказывать о том, как сейчас все во вселенной исследуется с точки зрения устройств и технологий, можно 10 лекций подряд. А тут - всего одна. И мне сейчас как-то даже странно, что Сурдин за это взялся - ну нельзя объять необъятное. Поэтому за бортом повествования остались и радиотелескопы, и все эти гамма- нейтринные- рентгеновские глаза астрономов. И 90% разговора было о телескопах оптических, в то время как 99% излучения во Вселенной, которое интересует астрономов и дает сейчас основную пищу для исследований, находится вне спектра видимых глазом лучей.

          Наверное я жаждал чуда... а чуда не случилось, и не могло - чудес, особенно в науке, не бывает. Зато бывают плоды познания и труда на благо науки и просвещения. И я надеюсь, что в перспективе цикла "Трибуна Ученого" будут лекции и о внеоптической наблюдательной астрономии.

          После этой увлекательной лекции в обязательном порядке последовали многочисленные вопросы. Желающих их задать оказалось куда больше чем отведенного на то времени, что показательно - эта часть "Трибуны Ученого" пока еще недоработана, ведь задать вопрос ученому, как говорится - в реальном времени - это то самое, зачем стоит на подобные лекции ходить...

          А может быть дело просто в Сурдине, спровоцировавшим своим рассказом столько вопросов?

          Ну, как бы то не было, а шквальный гром аплодисментов был могуч и этот финальный аккорд дал мне понять, что лекция все же была нерядовая, превосходная была лекция.

          В заключении этих размышлений я оставляю небольшую фотогалерею - все, что удалось как-то сфотографировать в полумраке звездного зала Московского Планетария.

          Не открылась галерея?

смотрите ее на Яндекс-фотках или в полноэкранном формате

          PS: Планетарий записал на видео всю лекцию и вопросы-ответы. Фаина Борисовна пообещала, что в ближайшие дни запись будет опубликована. Значит скоро посмотрим.

          PPS: Чудеса все же бывают. Ровно через неделю - 4 декабря 2013 - Владимир Георгиевич Сурдин вновь выступит в Планетарии (в рамках "Малой Трибуны Ученого" - в малом зале, то есть) с лекцией «Поиски новой жизни на близких и далеких планетах» - тема просто сенсационная, а вот мест в малом зале... ну, сами понимаете... Впрочем, теперь Вы уже знаете, что надо делать ;-)))