menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

22 ноября 2010 г.

100 часов астрономии в ГАИШ - 2010 | Итоги и фотоотчет

          Если в прошлом году акция "100 часов астрономии в ГАИШ" была объявлена внезапно и была в значительной степени неожиданностью, то второе ее воплощение в сентябре 2010 года было анонсировано заранее и воспринималось как нечто, без чего уже теперь нельзя. Вместе с этим, выдержав боевое крещение и натиск тысяч горожан желающих посмотреть в "трубу" на что-то космическое, сотрудники Государственного Астрономического Института им. Штернберга на Воробьевых Горах уже знали на что идут и шли на это с гораздо большим оптимизмом, как мне лично показалось. Тем более, что выяснилось, что у астрономов-профессионалов есть весьма надежные союзники - астрономы-любители, которые и в прошлом году поддержали акцию и отнюдь не на словах помогли ее проведению приезжая к зданию института каждый ясный вечер со своими телескопами и принимая на себя значительную часть натиска публики, которого тогда в такой степени еще никто не предвидел.

          Стало совершенно очевидно, что и в этот раз любители не подведут и примут в акции самое энергичное участие.

100 часов астрономии в ГАИШ - 2010 | Итоги и фотоотчет

          К сожалению, сентябрь 2010 года выдался более облачный и менее предсказуемый по погоде и заранее угадать, будут в этот вечер условия для наблюдений или лучше их отменить, было совершенно невозможно. Поэтому несколько наблюдательных вечеров прошли при той или иной степени облачности. Но, раз наблюдения официально отменены не были, то на боевом дежурстве находились все вовлеченные в акцию сотрудники ГАИШа и, конечно же любители-волонтеры. Иногда удавалось что-то рассмотреть в разрывах облаков, порой дело ограничивалось популярными лекциями.

          Разумеется случались и хорошие, безоблачные вечера, но в начале сентября главный объект публичных астрономических наблюдений - Луна - был недоступен для созерцания и гости акции наблюдали Юпитер, двойные звезды, скопления и туманности. Это было интересно, но Луны сильно недоставало для полного фурора.

          Во второй половине сентября погода ухудшилась и были серьезные опасения, что Луна так и пролетит мимо ГАИШа, акции и ее посетителей. К счастью, облачный фронт вскоре миновал столицу и прояснение совпало с выходными.

          В этом году я имел намерение так же посетить акцию, но мои возможности и хорошая погода совпали как раз в субботу 26 сентября. И не только у меня одного - в этот вечер, предчувствуя, что настал тот самый момент, упускать которой совсем не стоит, в ГАИШ приехали все, кто в течении сентября лениво выбирал подходящую дату для посещения мероприятия. И выбор оказался отличным - прозрачная атмосфера, комфортная температура воздуха и сияющая над яблонями Луна - все это сделало тот вечер лучшим за всю сентябрьскую акцию.

          В прошлом году у меня еще не было телескопа и я присутствовал на акции в качестве свободного корреспондента, который фотографировал ее течение, а попутно отвечал на вопросы тех, кто завидел во мне человека близкого к событию. В этот раз я был уже при телескопе и в мои планы входило добросовестное дежурство на наблюдательной площадке и демонстрация все того, что можно было в мой телескоп рассмотреть с тем или иным поверхностным интересом. Фотоаппарат я тоже взял с собой, но увы, воспользоваться им так и не смог - штатив был один на два прибора и что-бы с него фотографировать, требовалось снять телескоп, а это оказалось недопустимым безрассудством в ту пору, когда к тебе за Луной и Юпитером выстроилась очередь человек в 15-20.

          За то, Юпитер и Луна были хороши - Луна была в фазе перевалившей на полнолуние и демонстрировала свои самые красивые рельефы, горные цепи, кратеры подчеркнутые удачным падением теней. Юпитер, как всегда, был при спутниках, и хотя астроном-консультант обязан сказать, что у Юпитера есть четыре спутника, которые доступны для наблюдения в небольшие телескопы, ему же - астроному - приходится часто и оправдываться по поводу их наблюдаемого количества - "Но, в данный момент один из спутников скрылся за планетой и не виден..." - и хорошо, если только один, а то как скроются целых два!

          Когда я перевел свой телескоп с Луны на Юпитер, то уже успел наслушаться от проходящих мимо гостей акции, что вот, какое несчастье, у Юпитера сегодня лишь три спутника, а так хотелось увидеть все... Я-то знал, что спутники Юпитера - одни из самых "быстрых" наблюдательных объектов, в том смысле, что не успеет спутник скрыться за планетой, как вскоре уже появляется с другой стороны. А, поскольку разговоры шли уже какое-то время, то появление четвертого спутника можно было ожидать с минуты на минуту.

          В первые минуты наблюдений, действительно спутники были отчетливо втроем и мне пришлось объяснить моим начинающим наблюдателям, куда же делся четвертый. Но совсем скоро с восточной стороны сплюснутого диска Юпитера засверкала искорка Европы - она почти сливалась с планетой и что бы различить ее требовалось внимание, которым мои наблюдатели не очень располагали. Но тем было интереснее - дать им цель для обретения внимания.

          Я стал намекать им, что не может же спутник вечно прятаться за Юпитером и вдруг кому-то случайно повезет первым заметить только-что появившийся спутник. Взрослые люди напряженно прищуривались, взирали на Юпитер с высоты своего роста и положения, но первой заметила Европу маленькая девочка - "Вон он уже - совсем рядом с большой сверкает!". Ну, тогда и взрослые дяди-тёти тоже его узрели. А еще через несколько минут Европа стала совсем легко наблюдаема и уже не было той остроты впечатлений, что мы только что были свидетелями окончания затмения Европы. Все на какое-то время вновь стало статичным. Но вдруг оказалось, что Ио, которая не так давно была на почтенном расстоянии от газового исполина - Юпитера - вот-вот поравняется с Европой, а еще через несколько минут сольется с Юпитером (сольется - это для земного наблюдателя вооруженного таким небольшим телескопом, как мой, а в реальности Ио намеревалась пройти между Юпитером и Землей, проецируясь на яркий диск планеты-гиганта).

          И так мы прощались с Ио - "А я еще вижу, но он совсем рядом уже!" - примерно это говорили мои наблюдатели. Но в какой-то момент Ио перестала быть отчетливо видимой и спутников вновь стало трое. Тогда, что бы внести оптимистическую нотку в настроение очереди выстроившейся к моему телескопу, я сказал, что не стоит печалится по поводу временно покинувшей нас Ио, потому, что все равно там - в поле зрения телескопа есть еще один очень интересный небесный объект. "Звездочка", по яркости примерно равная спутникам Юпитера, находящаяся в стороне от их цепочки в реальности оказалась планетой Уран. В этом году случилось уникальное взаимное расположение Юпитера и Урана - две эти планеты оказались настолько близки друг к другу на Небесной Сфере, что могли быть видимы в одном поле зрения телескопа. И хотя внешне Уран (в мой небольшой телескоп) ничем не отличался от звезды, но мое упоминание о том, что все-таки это есть еще одна планета, и в совокупности с рассказанной тут же историей его открытия и всем тем, что последовало за открытием Урана, сильно воодушевило публику.

          Признаюсь, что я, хоть и являюсь любителем астрономии со стажем, но так же как большинство гостей ГАИШа в этот раз тоже впервые наблюдал Уран в телескоп. Позже в этот вечер (а точнее уже около часа ночи) Александр Степура - директор Обсерватории Ка-Дар - показал мне Уран в более крупный телескоп. Тут уже Уран выглядел планетй - небольшой, но заметный и слегка размытый диск имел какой-то трудно передаваемый словами пепельно-дымчатый оттенок. Уильям Гершель, открывший Уран 230 лет назад, писал о зеленоватом оттенке планеты. Я не узрел зеленоватого оттенка, да и не мог узреть - ясная, прозрачная московская ночь была хороша в сравнительных московских понятиях, но оттенки далеких планет надо наблюдать за пределами запыленных и засвеченных огнями городских атмосфер - где-нибудь в горах.

          Насмотревшись на Луну, Юпитер и его спутники в компании с Ураном я набрался мужества перевести телескоп на Плеяды, которые взошли на яблоневыми деревьями. За Плеядами последовали "Хи-Аш" Персея, Шаровое скопление в Геркулесе, Галактика "Туманность Андромеды" и множество двойных звезд. Время приближалось к полуночи. Желающих наблюдать было еще значительное количество, но уже уменьшалось и оставались самые серьезные и стойкие, с кем можно было наблюдать более сложные объекты...

          К сожалению, транспорт в Москве ходит таким образом, что к половине первого я начал складывать треногу и прятать окуляры в ранец, в котором совершенно бесполезным образом провалялся мой фотоаппарат, не сделав ни кадра за вечер. Мне с трудом удалось со всем распрощаться и хотя вечер выдался великолепный, домой я ехал в грусти от того, что фотокарточек с этих наблюдений у меня не будет, а слова здесь недостаточны и с публикацией этого репортажа будут проблемы.

          Но, к моему счастью вскоре в форуме любителей астрономии - www.ASTRONOMY.ru - я нашел немало снимков, правда не о том вечере, а о всей акции. Но это даже лучше, потому, что так Вы сможете получить представление не об одном сеансе наблюдений, а о том, что происходило целый месяц. А если говорить еще более обще, что снимки, которые были сделаны мною год назад при аналогичных событиях очень и очень передают атмосферу наблюдений этого года. Так что акция в сентябре 2010-го прошла так же на уровне и с огромной пользой.

          В заключении я предлагаю Вам галерею из 60 фотографий, которые были сделаны Владимиром Куйбышевым в разные вечера прошедшего сентября:



полезные ссылки:

анонс события | на сайте ГАИШа | на Астрофоруме | автор фотографий | оригинальная галерея