menu

Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец | творческий сайт и блог
Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец
творческий сайт и блог       russian | english
          Андрей Климковский - один из ведущих российских композиторов работающих в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы - "Музыка Небесных Сфер", "Звездное небо", "ALEALA" и "DreamOcean" стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает феерические живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.
             

31 августа 2007 г.

Семейство ТРИТОНов

          Многообразие цифровых синтезаторов и рабочих станций развивалось стремительно с того самого момента как только появились первые технологии позволяющие моделировать и обрабатывать звук не в транзисторных и ламповых схемах, а в микросхемах оперирующих нулями и единицами.

          Модели обновлялись ежегодно да по нескольку штук и пользователи не успевали осваивать только-что-купленное, как уже появлялось новое, более продвинутое. Эпоха такого цифро-технологического галопа продолжалась с начала 80-х по середину 90-х пока не была выработана вся ниша и не создана оптимальная схема цифровой музыкальной рабочей станции, которую уже не надо дорабатывать в основных принципах, а только немного , от года к году, доводить в мелочах и численных показателях, якобы выпуская новые релизы, но все их отличие в том, что у них чего-то просто чуть больше или новые технологии штамповки печатных плат позволяют сделать тоже самое немного компактнее.

          Первым прототипом такого инструмента, представляющего собой целую студию в одном стальном корпусе, стала рабочая станция Korg TRINITY, но вскоре была снята с производства и ее место заняла похожая, но более коммерчески успешная разработка, ныне представленная в большом количестве разновидностей работающих по одному и тому же принципу - Korg TRITON. Вот об этом инструменте сегодняшний разговор.

          Релиз первой модели этого огромного семейства инструментов случился в 1999 году. Эту модель рабочих станций компания Korg эксплуатируют по сей день. Что же заложено в основе этого устройства?

          Во-первых: качественный и понятный, простой в управлении, интуитивный тон-генератор с вполне достаточной по тем временам полифонией - 62 голоса. Синтез осуществлялся методом воспроизведения библиотеки мультисэмплом (приличной по тем временам: 838 мультисэмплов в формате PCM 48 кГц 16 бит общим весом 32 Мб) с последующей обработкой фильтрами (справедливости ради отмечу, что в предшественнике этого инструмента - Korg TRINITY - фильтры были качественнее и функциональнее, но, очевидно, дороже в изготовлении), огибающими, индивидуальным комплектом LFO и секцией эффектов. Секция эффектов в рабочей станции Korg TRITON представляла из себя нечто внушительное: то, что раньше пряталось в огромном рэке и требовало для коммутации микшерный пульт, теперь просто отображалось на сенсорном дисплее инструмента и по качеству не уступало рековым плиткам средней (а я бы сказал, что и выше средней) ценовой категории. Стандартно: 2 мастер-эффекта работающих по схеме "посыл-возврат", 5 стереофонических разрыв-эффектов (а если учесть, что они могут работать и в режиме моно в составе двойных моно-цепочек, то имеем до 10-ти разрыв-эффектов) и трехполосный мастер-эквалайзер с параметрикой каждой полосы и добротностью средней. Причем, система коммутации цифровых сигналов позволяла обрабатывать сигнал внутри инструмента настолько гибко и хитро, что для повторения того же но традиционным много-аппаратным способом потребовался бы дополнительный микшер и паутина проводов.

          Во-вторых: Появилась возможность самостоятельно дописывать новые исходные для звукообразования волны, то есть сэмплировать звук. В качестве исходника стало возможным записать в оперативную память инструмента любой редкий тембр, например этнический или индустриальный и пропустить его через всю мощь синтеза и обработки рабочей станции, то есть творить со звуком невероятные и непредсказуемые вещи.

          Можно было так же загружать в память уже существующие сэмплерные библиотеки разных разрабтчиков или установить во внутрь инструмента дополнительные платы памяти содержащие новые коллекции звуковых волн разработанных для этого инструмента компаний Korg.

          В довершении всего этого можно было опционально установить в инструмент плату синтезатора аналогового моделирования MOSS и получить "два в одном" - к мощному PCM-синтезу добавится еще и аналого-моделирующий 6-голосный синтезатор полноценно работающий внутри рабочей станции Korg TRITON и пользующийся всеми её сильными сторонами, такими как секция эффектов и разветвленная система выходов для внешнего микширования и обработки. Причем все параметры и настройки синтезаторной платы MOSS управляются контроллерами ТРИТОНа и сохраняются в его памяти.

          Как резюме этого пункта отмечу заложенную изначально разработчиками возможность роста и функционального дооснащения инструмента, расширения его возможностей и технических характеристик.

          Во-третьих: Бортовой секвенсор станции обрел наглядность - экран стал вмещать не одну текущую ноту редактирования или состояние текущего трэка, а до семи нот или других миди-событий и все трэки по схематическому отображению заполненности. К тому же размер памяти секвенсора увеличился до 200 000 нот, что стало позволять держать в нем не одну-две-три песни, а всю концертную программу. Появилась возможность догрузки песен заполняя секвенсор постепенно.

          Режим комбинаций не претерпел революционных изменений, но интеграция между режимами Программ, комбинаций и секвенсора стала допускать возможность мгновенного переноса данных из режима в режим.

          Во-четвертых: внешнему виду инструмента вновь были возвращены традиционно-старомодные крутилки - контроллеры реального времени. Наконец-то разработчики вспомнили о тех музыкантах, кто не очень любит рыться в бесконечных страницах заполненных цифровыми данными, но с радостью и эффективно пользуется интуитивными регуляторами по принципу "кручу и слышу". Сенсорный дисплей лишь закрепил удобство общения с инструментом.

          Вот портрет рабочей станции второго поколения от компании Korg. Однако уже через год опираясь на эту удачную схему компания Korg выпускает станцию KARMA.

          Несмотря на диковинный внешний вид прошу вас поверить мне - это все тот же ТРИТОН. В чем отличия? - нет и не может быть установлено сэмплерной секции. Нет большого сенсорного экрана немного более дешевые выходные каскады. Это плохо, но зато впервые аннонсирована система KARMA - интерактивный арпеджиатор моделирующий самый сложный и непредсказуемый аккомпанемент в невероятно-различных стилях и приемах звукоизвлечения. Чем это отличается от привычной самоиграйки - тем, что ничего нет изначально, все рождается в реальном времени и все это невероятно-послушно следит за интонациями и идеями самого музыканта. Инструмент подыгрывает своему владельцу, но именно так как то этого желает. Все гибко, все настраивается и регулируется в мельчайших деталях. По сей день эта интеллектуальная разработка не имеет в мире аналогов.

          Разумеется, все сигналы генерируемые КАРМОй дублируются через MIDI-out инструмента и могут управлять любым другим синтезатором или станцией.

          Вместе с этим компания выпускает студийно-ориентированную разновидность ТРИТОНа - Korg TRITON Rack - в принципе тот же аппарат, но без клавиатуры, без секвенсора и экран поменьше, зато в комплекте полный комплект цифровых портов входа выхода включая восьмиканальный ADAT-интерфэйс.

          К тому же тембральная память рэковой версии ТРИТОНа стала позволять держать в себе вдвое большее количество пользовательских программ, и возможности расширения увеличились не менее значимо.

          Еще через пару лет ТРИТОН вновь явился в новом воплощении. И даже не в одном: Korg TRITON Studio - новая реинкарнация привычного ТРИТОНа с заметными отличиями. При всем при том, что принцип инструмента остался тем же самым, кое что достойно комментариев.

          Был искоренен как класс трехдюймовый дисковод. Его место занял пишущий CD-Rom поддерживающий возможность работы с CD-RW, сохранение данных для PC и формат CD-audio, то есть обычный формат для домашнего музыкального центра. Полифония инструмента возросла вдвое - до 120 нот. Появилась возможность ресемплировать созданные произведения в формат *.WAV прямо внутри станции и не пользоваться никакими другими устройствами записи звука. К тому же стало возможным записывать любой внешний сигнал и даже целые партии живых инструментов обрабатывая их всей мощью секции эффектов музыкальной рабочей станции Korg TRITON Studio прямо в среду секвенсора и сохранять эту работу или на компакт-диск или на встроенный HD-Recorder, к сожалению двухканальный, но вполне объемный - до 20 гБ.

          А вместе с этой развитой моделью появилась более скромная, бюджетная версия ТРИТОНа - Korg TRITON LE

          Что его отличает? - в первую очередь значительно скромная цена и, как следствие, все остальное:

          Миниатюрный, во многих местах пластмассовый корпус, отсутствие секции семплирования (которая может быть установлена дополнительно), в разы более скромная секция эффектов (1 разрыв вместо 5 в классическом ТРИТОНе), количество банков звуков и комбинаций урезано, несколько менее-внятное качество выходного сигнала (как у КАРМЫ) и нет большого сенсорного дисплея. Меньше контроллеров реального времени, нет ленточного контроллера и облегченная клавиатура. Зато впервые применено сохранение данных на Compact-Flash карту.

          Korg TRITON LE мгновенно приобрел огромную популярность за сохраненные в большинстве основные качества базовой модели ТРИТОНа при революционно низкой цене.

          Несколькими годами позже компания Korg доработала эту коммерчески и функционально успешную модель выпустив новую версию ТРИТОНа ЛЕ под названием Korg TR

          Кроме изменившегося цвета корпуса эту модель отличает совершенно новая библиотека сэмплов как по набору, так и по размеру - 64 Мб - это существенное улучшение, которое особенно заметно вместе с новыми качественными выходными каскадами. Для общения с компьютером присутствует USB-порт поддерживающий протокол USB-MIDI.

          Правда цена инструмента стала выше. Но популярность не упала.

          И наконец в 2004 году разработка TRITON достигла своего апогея. Все актуальное и необходимое, все доведенное до совершенства старое и много новых находок нашли место в рабочей станции Korg TRITON Extreme.

          Первое, что бросается в глаза - светящаяся приятным синим цветом настоящая радиолампа - ламповый каскад усиления делающий звук цифрового синтезатора живым и натуральным. Очень символическим выглядит вот такой неожиданный возврат к аналоговым технологиям на вершине развития цифровых музыкальных рабочих станций. Но даже если вы скептически смотрите на подобные внедрения, обрати внимание на то, что благодаря появлению этой лампы станция Korg TRITON Extreme приобрела дополнительный или мастер-эффект или разрыв-эффект (в зависимости от пожелания пользователя) способный динамически обработать произведение или какую-либо его партию. И благодаря его появлению коммутация секции эффектов стала еще более удобной и всемогущей.

          Многочисленные улучшения именно удобства работы с инструментом нашли свое место именно на уровне релиза станции Korg TRITON Extreme. Особенно это касается возможности не выходя из режима секвенсора оперативно менять практически все основные параметры тембров на которых строится песня, причем там, в банке тембров никаких изменений не будет - все они только в рамках данной песни и не более. Это существенно облегчает работу по созданию оригинальных звучаний.

          Широким жестом разработчиков можно назвать полную инсталляцию в Korg TRITON Extreme всех существующих для ТРИТОНа плат звуковых расширений, которые продаются за приличные деньги, но если вы покупаете Korg TRITON Extreme, то получаете их в комплекте без дополнительных оплат.

          Доведена до совершенства система микширования и некоторая естественная для всех ТРИТОНов легкая мутность микса в Экстриме отсутствует.

          К сожалению в этой модели разработчики убрали опцию HD-Recording-а и установить ее даже за деньги невозможно. Впрочем, это неудобство немного компенсируется более легкой и интуитивно простой возможностью записывать партии живых инструментов прямо в трэк секвенсора размещая данные в оперативной сэмплерной памяти, которую предварительно стоит увеличить до 96 Мб.

          Пишущего CD-ROM-а здесь тоже нет, но он и не нужен. Инструмент сохраняет данные на флэш-карту и может одновременно работать с 8-ю USB-накопителями. По второму USB-порту он взаимодействует с компьютером для обмена данными и получения МИДИ-команд.

          Все это великолепие дополняет полный комплект цифровых портов, хотя возможность конвертации песни в файл прямо внутри инструмента уже не делает цифровой интерфэйс столь необходимым.

          В настоящий момент Korg TRITON Extreme уже уходит из списка топовых рабочих станций уступая место новым, еще более мощным инструментам типа Korg OASYS и Korg M3, но если вы внимательно изучите возможности и технологические принципы обеих новинок, поймете, что принципиально обе модели вырасти из ставшего классикой ТРИТОНа и даже новые "легкие" синтезаторы Korg X50 и Korg MicroX до сих пор эксплуатируют ТРИТОНовский алгоритм синтеза HI.

          Так что никуда он пока не делся этот живучий TRITON.