menu

Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец | творческий сайт и блог
Андрей Климковский - композитор, астроном, бегун-марафонец
творческий сайт и блог       russian | english
          Андрей Климковский - один из ведущих российских композиторов работающих в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы - "Музыка Небесных Сфер", "Звездное небо", "ALEALA" и "DreamOcean" стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает феерические живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.
             

5 сентября 2012 г.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса

            4 сентября 2012 года компания Korg - мировой лидер в производстве клавишных музыкальных инструментов разного рода - объявила о выпуске новой музыкальной рабочей станции Korg KROME. Разумеется, наконуне премьеры клавишники и синтезаторщики всего мира мучились вопросом : "Что же это будет?" И предположения были самые разные. Сейчас, когда название и спецификация инструмента уже объявлена, вопросов так же осталось много. И многих потенциальных покупателей изделия сильно сбивает с толку диссонанс между названием станции и ее техническими характеристиками - примерно как в выражении "Глазам не верю".



            Давайте последовательно расставим точки над всеми важными пунктами.

от точки к точке :



            Напомню Вам о том, что в январе 2007 года на смену многоликому ТРИТОНу, у которого разных воплощений было как жизней у кошки, пришла рабочая станция Korg M3 и прочно заняла положение флагмана среди клавишных инструментов этой весовой категории. Параллельно развивался Korg OASYS в какой-то момент превратившийся в Korg KRONOS, но OASYS и KRONOS были рангом выше, чем Korg M3. Но все же Korg M3 был и остается вполне профессиональным инструментом. В маркетинговых традициях компании Korg давно прослеживается правило выпускать на базе полноценного серьезного инструмента его несколько урезанную по возможностям, зато более дешевую версию - уже для музыкантов любителей. Так было с ТРИТОНом (вспомните Korg TRITON Le и Korg TR), так стало и с M3 - полтора года спустя - в сентябре 2008 года была выпущена бюджетная рабочая станция Korg M50 и, что очень важно - выпущена обновленная версия Korg M3 XPanded.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            Оказывается, что в процессе работы на библиотекой сэмплов для Korg M3 у специалистов компании Korg что-то там не пошло на лад. Не сказать, что M3 звучал от этого плохо, но в сравнении чистых сэмплов станции TRITON Extreme и M3 по ряду акустических позиций - фортепиано, скрипки - ТРИТОН звучал ярче и убедительнее, а рояль от M3 и в миксе проваливался, и сам по себе звучал как-то блекло. Как-будто оправдываясь, разработчики утверждали : "Ну, мы просто обязаны были подтянуть по уровню звучания М3, потому, что бюджетный М50 по звуку его сильно перебивал". А теперь - не перебивает.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            Но, не так все просто. Korg M3 изначально был разработан с учетом возможности перепрошивки всех сэмплов и загрузки новых библиотек - это же сэмплер. Чего совсем не скажешь о его меньшем братце - М50, в котором и интерфэйс был совсем скромный, дисплей монохромный и, что на мой взгляд самое главное - качество выходных каскадов - тех важных электронных узлов, которые преобразуют цифровой сигнал внутри инструмента в понятный нашему уху аналоговый на выходе - было отнюдь не профессинального уровня, а оттого и звучание инструмента - в целом неплохое - все же несло оттенок дешевой пластмассовости... Но, увы, исправить программной перепрошивкой это, равно как и стареющую внутреннюю библиотеку семплов, было никак нельзя... проще было сделать новый инструмент.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            Параллельно с этим, как я упоминал выше, компания Korg развивала линейку музыкальных рабочих станций высшего уровня - гиперстанций OASYS и KRONOS. Это очень мощные и довольно дорогие инструменты, в значительной степени отличающиеся от линейки M3/M50 по архитектуре и принципу звукообразования. Они дают музыкантам гораздо большие возможности в творчестве и реализации своих произведений. И вот тут уже давно назрело всеобщее желание обрести, ну пусть немного урезанную по возможностям, но зато чуть более доступную по цене, версию гиперстанции Korg KRONOS - KRONOS LE - назовем условно так этот несуществующий инструмент. Ожидание, что Korg вот-вот выпустит облегченную версию КРОНОСа, живет среди клавишников всего мира уже давно, и к этому году, когда Korg выпустил немного улучшенный KRONOS X (прямо, как в свое время M3 XPanded), общественность уже ясновидела, как сейчас в очередном обновлении модельного ряда появится долгожданный MicroKRONOS всего-то за пару тысяч евро - да, без семплерной секции, с голубым экраном и четырьмя ручками-крутилками вместо девяти слайдеров имитирующих органные колеса, пусть даже без HD-recording-га, но зато со встроенным синтезатором виртуал-аналога, физическим моделированием, программными версиями MS-20 и Polysyx... И все это в одном удобном флаконе с двумя дырками на выходе - и что там мудрить! - для домашнего демо (а под час и для записи пристойного альбома) больше и не надо, а вот креативный функционал нужен очень и очень!

            И вот появляется Korg KROME.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            Название более чем странное, потому, что даже Google Translator не может определить, из какого языка оно заимствовано и что приблизительно означает... единственное подозрение падает на скрытую параллель со словом CHROME, но осмыслить его мне пока нне удалось.

            В то же самое время оно отдает некоторым "дежа вю" - смотришь на надпись KROME, а видишь KRON... KRONOS... - типа, вдруг имеет новинка какое-то отношение к КРОНОСу... И я уверен, что многие, кто уже видел анонс, заглядывал на страницу сайта разработчика об этом интрументе, читал бегло спецификацию, пребывает в полной уверенности, что какое-то отношение к гиперстанции Korg KRONOS эта штуковина имеет.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            А на самом деле - не имеет никакого. Абсолютно.

            Первое, что выдает эту страшную правду - название архитектуры (типа звукообразования внутри инструмента) : EDS-X (Enhanced Definition Synthesis-eXpanded) - такая же точно, как у M3/M50.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            При внимательном рассмотрении "приборной панели" тоже становится очевидная приемственности всех ручек и кнопочек от рабочей станции Korg M50.

            До двух осцилляторов на программу и до восьми форм волн на нее же, двойные 4-х-режимные фильтры, два каскада переусиления и эквалайзер на каждый трек в секвенсоре/часть комбинации, а комбинации 16-частные, 5 эффект-разрывов, 2 посыла-возврата и один тотал-эффект, двойной полифонический арпеждиатор и Drum-track и отсутствие КАРМЫ - это все характеристики бюджетной рабочей станции Korg M50. Никаким КРОНОСом тут не пахнет.

            Но конечно же есть и отличия от М50. И местами даже значительные, хотя никак не правдывающие странного названия.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

  Во-первых, это беспрецедентный размер библиотеки мультисэмплов - 3,8 Гигабайта - такого нет еще ни в какой другой станции. Напомню, что в M3 XPanded - 640 Мб (с возмоность дозагрузки еще до 320 Мб = 64 Мб оперативной сэмплерной памяти + 256 Мб опционального расширения); M50 обладал библиотекой в 256 Мб без возможности расширения; даже Korg KRONOS X имеет 314 Мб - базовый набор мультисэмплов + до 2 Гб оперативной памяти для загрузки сторонних библиотек. И тут в отношении бюджетной рабочей станции Korg KROME мы видим некоторый прорыв - почти 4 Гб сэмплов - это ж как в компьютере (правда, компьютер от этого не звучит лучше топовых железных инструментов, но как минмум есть повод надеяться, что железный ромплер при такой библиотеке зазвучит существенно детальнее и ярче).

  Во-вторых, полифония инструмента достигла 120 одновременно звучащих одноволновых осциллятора. У М50 полифония была всего 80, а это - при условии, что в каждом осциляторе может быть задействовано до 4-х волн, а сами осцилляторов в программе два, то есть до 8 волн на ноту - было совсем немного... да и 120 в наше время при таком размахе не сильно-то больше. Но больше - все-таки лучше. Здесь больше в полтора раза. И это позволит пользователям делать более плотные и насыщенные аранжировки - что тоже хорошо.

  В-третьих, дисплей, хоть и небольшой, но стал цветной - совсем прямо как у модного мобильного телефона. Не сказать, что это уж очень позитивное изменение в самом инструменте, но, как минмум позитивное изменение у менеджмента компании в отношении тех, кто пользуется продукцией фирмы. Уж, действительно, сколько можно было экономить на мелочах. Хотя немного вызывает смех то обстоятельство, что данный дисплей (разрешение 800 х 480 ) имеет модную пропрцию 16 х 9 - как для просмотра кино... но можно ли на КРОМе смотреть кино?)

  В-четвертых, новый графический интерфэйс, который добавляет гибкого управления и интерактива - крутилок-вертелок и слайдеров на панели управлени тут как было немного, так и осталось. Так, очень хорошо, что теперь движением пальцев по экрану можно крутить те же самые, но нарисованные ручки, двигать слайдеры, редактировать нотные секвенции чертя по экрану динамические кривые изменения громкости. Кстати, появившийся после перепрошивки Korg M3 XPanded нотный редактор - Пиано-ролл - теперь присутствует и в станции Korg KROME. Позитивное новшество. Хотя в довольно упорной работе на том самом Korg M3 XPanded я почти не пользовался Пиано-роллом. Но кому-то может пригодиться.

  В-пятых, банков программ стало на один больше, стало быть и звуков - тоже больше на 128 штук - пустячок, а приятно, хотя это уж действительно мелочь и удивительно, что количество банков для программ или комбинаций (последних не прибавилось) еще чем-то ограничено в нашу компьютерную эпоху. Уже давно должно быть Unlimited.

  В-шестых, сохранять все свои творения теперь придется на карточку памяти формата SD/SDHC (до 32 Гб - но трудно себе представить, как использовать такие поддерживаемые объемы памяти, ведь сброс всех данных с КРОМа вряд ли будет больше 10 мб, да и такой сброс делают не каждый день - обычно пользователи просто сохраняют Сонг - 1 Мб - не более).

  Седьмое и последнее новшество - программа : редактор параметров под PC и Mac (под Android или iPad - не предусмотрено) - в общем-то подобный редактор уже был и для М50, но якобы по заверению разработчиков еще более удобная и красивая внешне... да только это уже не свойство самого инструмента... но дай бог, что б и от этого случилась творческая польза.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            Что же, увы, в инструменте осталось без изменеий и вызывает досаду?

1.   Отсутствие цифровых аудио-портов. Еще в 2008 году один из посетителей презентации М50 в московском Музторге высказал общую мысль: если бы у М50 был бы оптический цифровой выход, он стал бы музыкальным инструментом из разряда на класс выше и продать его можно было долларов на 500 дороже. И это бы избавило пользователей от шумной оцифровки и досады с невысокого качества цифроаналоговых преобразователей на выходе. Именно тогда - в сентябре 2008 года на этой презентации бренд-менеджер компании Korg в России Петр Репин ответил на эту реплику, что "Вы просто немного как-будто заглядываете вперед - в планы разработчиков - и именно такие идеи сейчас уже есть - новая версия подобной бюджетной станции будет с оптикой на выходе". Как сейчас можно констатировать - новая версия осталась без оптики.

2.   Новая версия так же осталась без возможности интеграции с чем-либо дополнительным - например с платой виртуально-аналогового синтезатора EXB-Radias... а, да, её же не так давно и вовсе сняли с производства... а цена ей была долларов 100 - не больше - и запросто можно было бы не прекращать производство EXB-Radias, а комплектовать ею по умолчанию все выходящие с завода КРОМы. И я вполне представляю, какой бы ажиотаж вызвала бы новинка в которой не один, а два звукообразующих движка - ромплер и виртуал-аналог - взаимно дополняющих друг друга. Но маркетологи почему-то прозевали данную бомбу, а она бы бабахнула - 100%!

3.   Сокращенный набор миди-портов - только IN и OUT, как и минималистичный аудио-выход (только L & R + наушшники), однозначно подтверждают ориентацию прибора - дома, для души.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            С другой стороны при заявленной (в Европе) цене - 1000 евро - все, что умеет и позволяет эта рабочая станция, будет просто подарком, потому как и М50 была очень хорошая машина (да только продавалась у нас сильно дороже, чем не у нас), ну, а новое ее воплощение - рабочая станция Korg KROME - по целому ряду параметров лучше.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            Хочется немного сказать и о дизайне новики. Я не удивлюсь, если компания Apple в скором будущем подаст на Korg в суд - все эти закругления корпуса что-то явно напоминают. В остальном же дизайн оказался весьма старомоден - как-то прямо совсем падение во глубину начала 90-х - издали и сверху очень напомниет полноформатные станции Korg T1 или 01/W proX. Интересно, чем этот реверанс может быть объяснен, ведь сегодняшний покупатель рабочей станции Korg KROME не сталкивался с ее предшественниками из начала 90-х и потому сентиментальных чувств к дизайну динозавров не имеет.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            Подобно тому, как все предыдущие станции выпускались в трех клавиатурных разновидностях, так и Korg KROME будет выпускать в версиях с клавиатурами 61 клавиша, 73 клавиши (это полувзвешенные синтезаторные) и 88 клавиш - тяжелая молоточковая рояльная механика, по заверению разработчиков, совершенно новой конструкции : NH (Natural Weighted Hammer Action) keyboard. Но, не взирая на всю эту механику, как и на ее отсутствие в "коротких" модификациях, все три разновидности инструмента будут крайне легкими (и не удивительно - аллюминий и пластмасса).

            Вот ожидаемый вес изделий:

Korg KROME 61 : 7,2 кг
Korg KROME 73 : 8,2 кг
Korg KROME 88 : 14,7 кг

            15 килограмм для переносного рояля - это очень даже заманчиво. И раньше таких легких роялей не встречалось на моей памяти.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | Андрей Климковский

            Подводя итог этому обзору хочу сказать, что новая рабочая станция Korg KROME - вполне хороший инструмент для своей цены и целевой аудитории - это кроме всех шуток. Проблема лишь в том, что ожидания по поводу новинок компании Korg были совсем иные.

Korg KROME - мираж над пустыней прогресса | читать статью на сайте | другие статьи о синтезаторах